НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

"Королевский" BUGATTI в вашей коллекции

4 февраля 2004 20:11
В период с 1926 по 1932 год прославленной фирмой Bugatti построено семь знаменитых шедевров - шасси "типа 41", в том числе первое для прототипа и шесть серийных с укороченной на 300 мм базой и меньшим объемом двигателя. За свою бурную жизнь они несли в общей сложности одиннадцать кузовов, ни один из которых не был точной копией другого. При этом четыре кузова сменилось только на шасси прототипа.

В период с 1926 по 1932 год прославленной фирмой Bugatti построено семь знаменитых шедевров - шасси "типа 41", в том числе первое для прототипа и шесть серийных с укороченной на 300 мм базой и меньшим объемом двигателя. За свою бурную жизнь они несли в общей сложности одиннадцать кузовов, ни один из которых не был точной копией другого. При этом четыре кузова сменилось только на шасси прототипа. Несмотря на широкую известность оригиналов, миниатюрных копий Bugatti 41 La Royal выпущено различными фирмами сравнительно немного. Сводные данные о них в наиболее популярном среди коллекционеров масштабе 1/43 (не претендующие, надо признаться, на исчерпывающую полноту) приведены в таблице в конце статьи.

Смело можно утверждать, что среди отечественных коллекционеров больше других известны модели массового производства итальянской фирмы RIO и французской SOLIDO. Многие годы выпуска, огромные тиражи и сравнительно невысокая цена - примерно $10 за Solido и немногим более $20 за RIO - привели к тому, что практически в каждой более-менее серьезной коллекции моделей автомобилей 20-30-х годов можно увидеть продукцию этих фирм. Однако популярность - еще не значит качество. Модель Royal с кузовом "купе Наполеон" от Solido производит в целом благоприятное впечатление благодаря верно переданной пропорциональности отдельных элементов и является, пожалуй, оптимальным примером соотношения цены и качества.

В то же время она не лишена некоторых недостатков, особенно это относится к моделям последних лет выпуска - неудаленные заусенцы и облой, неравномерная, часто матовая или "зернистая" окраска, отсутствие такой характерной черты, как темно-синий цвет боковин капота и кузова. Все это заставляет наиболее критически настроенных коллекционеров браться за доработку, сводящуюся в самом простом случае к удалению заводской краски и дефектов литья, а затем окраске модели заново.

Аналогичную модель выпускает также в серии "Yesteryears" хорошо известная фирма "LESLEY", остающаяся верной многолетней традиции в части выбора масштаба копирования. Трудно сказать, какими критериями руководствуются разработчики компании в этом вопросе, но факт остается фактом - обычно модели больших автомобилей выпускаются в масштабах меньших, чем традиционный 1/43, а небольших машин - в более крупном. Вот и Bugatti немного не "доросла", будучи выпущенной в масштабе 1/46. В остальном эта модель сбита в обычном стиле фирмы - крепко и в меру примитивно.

Отдельного разговора заслуживает серия "руаялей" от RIO. Большое количество мелких деталей, достаточно подробная проработка шасси, съемный капот с неплохо воспроизведенной рядной "восьмеркой" под ним, открывающиеся двери кабриолета от WEINBERGER, удовлетворительное, в основном, качество окраски и сборки - да, все это есть. Но вместе с тем непростительные недостатки выводят эти модели в лидеры по ... искажению облика автомобиля-оригинала. Судите сами: вся серия моделей имеет идентичные шасси с базой около 100 мм, что соответствует базе серийных машин - 4270 мм. Но ведь пять из восьми выпускаемых RIO "сорок первых" воспроизводят различные кузова на шасси прототипа, база которого была на 300 мм длиннее, что составляет почти 7 мм в масштабе. Дальше - больше. Высота практически всех моделей слишком велика. Следствием этого является зрительное восприятие их не как низких и очень длинных машин в масштабе 1/43, а как средних по размерам автомобилей, но в более крупном, этак примерно 1/38-1/40 масштабе. Непонятно, почему две пары кабриолетов (номера 36, 37 и 94, 95 соответственно), каждая из которых копирует один и тот же автомобиль, но с различным положением тента, окрашиваются фирмой в разные цвета - ведь оба оригинала имели один фиксированный цвет кузова. Трудно по черно-белым фотографиям определить цвет несохранившегося кузова от автомобиля PACKARD, который наспех установили на прототип Royal. Сохранившийся же кабриолет от Weinberger полностью окрашен в белый цвет, за исключением небольших черных вставок в верхней части дверей. Поэтому окраска открытых версий кабриолетов номер 37 в синий или салатовый, а пары под номерами 94, 95 в черный и темно-синий цвета, мягко говоря, исторически неоправданна. И уж совсем выходит за границу разумного нелепый, непонятно с какой целью созданный "дизайнерами" RIO хвост у модели купе "фиакр" номер 74, на который нахлобучена крышка багажника! И это вместо того, чтобы, как у оригинала, сделать короткий кузов и отдельно от него установленный на раме кофр для багажа. После таких наворотов совсем уж несущественными недочетами кажутся стандартные для всей серии RIO бамперы и звуковые сигналы под радиатором, которых вовсе не было на большинстве машин, отсутствие на пробках радиаторов характерной фигурки стоящего на задних ногах слоника, не соответствующие оригиналам дверные ручки, да и другие мелкие неточности. Вывод такой: если есть у вас возможность заменить BUGATTI 41 Royal от RIO на аналогичные модели других фирм - не упустите ее.

Модель фирмы FRANKLIN MINT представляет собой и по качеству, и по цене нечто среднее между недорогой массовой продукцией и мелкосерийными моделями ручного изготовления, чему в немалой степени способствует тот факт, что производство эта американская фирма осуществляет на китайской фабрике - метод, получивший большое распространение в последние годы. Отличительная черта "фрэнклиновского" "руаяля" - открытый верх над передним сиденьем и четыре открывающиеся дверцы, позволяющие рассмотреть детально проработанный интерьер салона. В целом модель выглядит очень пропорционально и производит хорошее впечатление.

И наконец, КИТы и готовые модели ручной работы. Продукция французских фирм PRESTIGE, TACOT, VROOM, швейцарской AURORE MODELS и английской WESTERN MODELS хорошо передает внешний вид копируемого автомобиля и соразмерность его основных элементов. В то же время деталировка сведена к необходимому минимуму, а детали шасси на большинстве моделей отсутствуют вообще. Если AURORE MODELS выпускала свои миниатюру только в собранном виде, то все остальные предлагают покупателю самому выбрать наиболее подходящий для него вариант: приобрести за умеренную плату КИТ и собрать его самостоятельно или, заплатив в два, а то и в три раза больше, получить модель, которую сразу можно поставить на полку.

Особо следует упомянуть изделия французской фирмы HECO. Выполненные в полиэфирной смоле с металлической деталировкой модели поставляются как в виде КИТов, так и полностью собранными. При этом тираж готовых моделей составляет всего 300 экземпляров, каждый из которых имеет порядковый номер и удостоверяющий подлинность идентификационный сертификат. По достоверности копирования, обилию мелких деталей, качеству литья, окраски и сборки BUGATTI 41 от фирмы HECO вполне можно поставить на порядок выше любых других моделей этого автомобиля, выпускаемых в масштабе 1/43. Подстать качеству и цена - готовая миниатюра заводской сборки тянет на без малого три сотни долларов. Это обстоятельство, однако, не останавливает заядлых коллекционеров, и найти подобный шедевр в магазинах - далеко не просто. Хотя мелкосерийные модели и КИТы встречаются значительно реже, стоят дороже - от $60 за кит и от $100-120 за готовую модель, они состоят, как правило, из меньшего числа деталей, чем копии RIO, но выглядят гораздо достовернее. Если же говорить о качестве окраски и сборки, то в основном оно выше, чем у моделей массового производства.

Предела для совершенства нет, и из самого простенького комплекта деталей можно, имея большое желание и достаточную толику терпения, собрать модель, превосходящую (по крайней мере, в ваших собственных глазах) все, что было сделано до вас. Владимир Князьков Журнал "Автошоп" No8 декабрь 1996 г.