Когда едешь на солидной и мощной машине, то все автомобили вокруг кажутся слабыми и неуклюжими. Но когда садишься за руль Honda Civic Type-R, возникает ощущение, что транспортный поток вообще стоит. Шильдик Type-R на автомобилях Honda многое скажет посвященным. Смотрим – гражданская машинка. Заводим – гоночный автомобиль. Если же говорить о Honda Civic Type-R, которая только что поступила в официальную продажу, то здесь разница между обликом и характером просто разительна. На первый взгляд – обыкновенный трехдверный хетчбэк Civic английского производства. Таких по всему миру бегает уже сотни тысяч. Высокий, кургузый, с каким-то рудиментом на крыше, похожим на антикрылышко. Спойлеры, если внимательно приглядеться, не такие, как у обычного "Сивика", боковые накладки чуть более выпуклы, плюс те самые шильдики Type-R – вот и все отличия, если на автомобиль смотреть спереди или сзади. Но вот если сбоку...
Огромные для маленького автомобильчика 17-дюймовые легкосплавные диски, обутые в низкопрофильные шины 205/45 R17, сразу указывают на гоночную сущность машинки. Сквозь "спицы" дисков хорошо просматриваются огромные тормозные диски (спереди – вентилируемые) и мощные тормозные механизмы. Но главное отличие скрыто под капотом. Там находится двухлитровый двигатель i-VTEC с "интеллектуальной" системой газорапределения и многоточечным электронным впрыском. Мотор отдает 200 л. с. – причем без всякого, как говорится, "турбонадувательства". Он еще более оборотист и ощутимо легче тех двигателей, которые сделали славу предыдущим Type-R. Японцы страшно горды тем, что сделали высокооборотный и мощный для своего объема двигатель, который, тем не менее, обладает высоким ресурсом и экономичностью.
Продавцы спортивных "Сивиков" первым делом обращают внимание покупателя на табличку с индивидуальным номером между передними сиденьями – вот, дескать, перед вами не какой-то ординарный товар, а особенный, штучный. Брошюрки производителя акцентируют внимание на другой детали – у "Сивика" абсолютно ровный пол. Инженеры сумели избавиться от центрального тоннеля, который у переднеприводных машин служит для усиления кузова. И уверяют, что жесткость кузова от этого не пострадала. У модификации Type-R кузов дополнительно усилен на 23% четырьмя поперечными растяжками и дополнительными пластинами в районе арок задних колес. Я специально залез на заднее сиденье, проверил. Действительно удобно. Передние кресла сделаны по спортивному, ковшиком – развитые боковые подушечки поддержки отделаны замшей, которая отлично фиксирует тело водителя. Центральная часть выполнена из прочного синтетического материала, который беспрепятственно пропускает воздух.
Регулировок минимум, и все они механические. Что ж, а какими им и быть на гоночном автомобиле? Лично мне подогнать под себя место труда не составило, но людям много выше или ниже среднего роста, полагаю, не понравится отсутствие регулировки по высоте. Салон не сильно отличается от ординарных "Сивиков", однако в нем есть детали, которые подчеркивают спортивность: белые шкалы приборов, простое управление вентиляцией, место для размещения "музыки" двойной толщины. Второстепенные органы управления словно припрятаны подальше от глаз, зато самое главное – рычаг переключения передач – влепили прямо в торпедо. Дело не только в эстетике. Рычаг расположен в "раллийном" стиле – как можно ближе к рулю. Его ходы предельно короткие и четкие. Все сделано так, чтобы экономились даже сотые доли секунды на переключениях передач
Когда ты описываешь такую машинку, как Type-R, совершенно не хочется рассказывать, где у нее какая кнопочка, пепельница и прочие мелочи. Скажу лишь следующее: Civic Type-R поставляется только в одной комплектации. Электростеклоподъемники, электрорегулировки и подогреватели зеркал, например, в ней есть, а вот кондиционера нет – он не нужен, решили разработчики, мощность отбирает. Но можно заказать ($1100). Civic Type-R относится к числу автомобилей, которые не требуют длительной адаптации. Достаточно приготовиться к тому, что все надо будет делать очень быстро и четко – и получится именно так. На нижних передачах стрелка тахометра моментально описывает полкруга и упирается в 8 тыс. оборотов. Двигатель при этом не звенит и не воет, а издает какой-то высокий шелестящий и будто даже реактивный звук. На третьей передаче стрелка перестает быть бешеной, но только на шестой вы уже не получите очередной порции пьянящего ускорения. В шестиступенчатой трансмиссии, похоже, только последняя, шестая передача предназначена для экономичной езды и может использоваться в очень широком диапазоне скоростей.
Первые пять – праздник для гонщика. Особенно если обороты движка не опускать ниже 4 тыс. Однако надо сказать еще вот что. Благодаря "интеллектуальной" системе газорапределения хондовский движок, несмотря на оборотистость, не страдает существенным недостатком момента на низких оборотах. Даже на самой высокой передаче без видимой натуги моторчик начинает спокойно ускорять автомобиль с 1,5-2 тыс. об/мин. По динамике разгона "Сивик" не оставляет никаких шансов куда более мощным автомобилям. Даже не все спорткары обладают таким темпераментом.
Рулевое управление довольно легкое, но "прозрачное", с хорошей обратной связью – возможно, благодаря корректной работе усилителя (он у Type-R, кстати, электрический). Сцепление машины с дорогой, пожалуй, не такое высокое, как можно ожидать от автомобиля с гоночными повадками, однако надо учесть, что хондовские инженеры тут явно пошли на компромисс, чтобы сохранить в Type-R достаточно комфортный режим работы подвески. Да и дорожный просвет у этой машинки не настолько мал, чтобы отказывать себе в удовольствии пользоваться ею каждый день. В мире не так много небольших гражданских автомобилей, способных уложиться в 7 секунд. Из числа известных на нашем рынке – Audi S3 с 1,8-литровым турбированным мотором и Volkswagen Golf GTI с 2,8-литровой "шестеркой". Есть еще такая экзотика, как Volkswagen Golf RSI с 240-сильным мотором. Civic Type-R стоит дешевле их, $26 900. Но и эта цена несколько охлаждает пыл, если сравнивать с обычными "Сивиками". К тому же нет ни кожи, ни карбона, ни титана, ни прочих стандартных атрибутов дорогих спортивных автомобилей. Но Civic Type-R не вписывается в их ряд, он сам по себе.