НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Водителей прижали к обочине

14 марта 2005 11:38
Росавтодор жалуется на нехватку средств на строительство и ремонт дорог и постоянно ухудшающуюся ситуацию с аварийностью. При этом денег на строительство государство давать не собирается. Зато собирается заработать на водителях.


Из крупных дорожных объектов был запущен участок федеральной автодороги «Амур» Чита–Хабаровск длиной 281,6 км, завершено строительство куска питерской КАД от Приозерского шоссе до федеральной трассы «Россия», а также вантового моста через Неву с развязками на пересечении КАД с проспектом Обуховской Обороны, введен в эксплуатацию мост через Волгу в городе Кинешма. Реконструированы 20,5 км федеральной автодороги «Дон» в Воронежской и Ростовской областях, Краснодарском крае и республике Адыгея. Продолжалось строительство автодороги Джубга–Сочи, Адлер–Красная Поляна и реконструкция федеральных автодорог М-10 «Россия» (Москва–Санкт-Петербург), «Колыма» (Якутск–Магадан), строительство обходов городов Новосибирска и Выборга. Впрочем, эти достижения в масштабах страны совсем незначительные, и в Росавтодоре констатируют, что дорожное строительство сильно отстает от темпов автомобилизации. По данным Госкомстата, в 2004 году на тысячу жителей России пришлось по 156 автомобилей. Обеспеченность же автодорогами составила 4,12 км на 1 тыс. жителей. Для полного решения одной из двух основных проблем России, по оценкам специалистов, протяженность автодорог общего пользования нужно довести до 1,5 млн км, а сейчас дорожная сеть – около 600 тыс. км. При этом нормативным требованиям по состоянию отвечают только 38% всех дорог, а 27% – работают с перегрузкой.


Плохие и перегруженные дороги – одна из главных причин высокой аварийности, уверяют первый заместитель руководителя Главного управления ГАИ РФ Владимир Швецов. По его словам, в минувшем году на дорогах России произошли 208 тыс. ДТП, и каждое пятое из них случилось от плохого качества дорог. Более 500 ДТП произошли из-за отсутствия освещения, а примерно 2 тыс. ДТП с тяжелыми последствиями – из-за отсутствия разделительных заграждений встречных полос. Кроме того, по словам Швецова, на российских дорогах не хватает 20% дорожных знаков.


Дорожники жалуются на недостаток финансирования. За 1990–2004 годы парк автомобилей в России вырос в 2,6 раза, а финансирование автодорог за последние 5 лет уменьшилось почти в 2 раза. По словам руководителя Росавтодора Олега Белозерова, в 2005 году на финансирование дорожного хозяйства в федеральном бюджете предусмотрено 90,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,7 млрд рублей меньше, чем в 2004 году. В Росавтодоре подсчитали, что если денег на дороги будут по-прежнему выделять все меньше и меньше, то к 2010 году в нормальном состоянии будет находиться не больше 19% федеральных дорог. Количество ДТП из-за дорожных условий возрастет на 15–20%, а средняя скорость движения на крупных трассах упадет на 20%.


Причиной недостатка средств в Росавтодоре считают изменение налогового законодательства: отмену налога на пользователей автодорог, ликвидацию Федерального дорожного фонда и изменение системы отчислений в территориальные дорожные фонды (их теперь формируют акцизы на ГСМ), из-за чего в бюджеты регионов поступает намного меньше средств.


Если государство не увеличит финансирование дорожного строительства, то решение проблемы в Росавтотодоре видят только в создании платных дорог. Правда, закон о платных дорогах до сих пор не принят – сейчас он находится на согласовании в Минфине и Минэкономразвития. В прошлом году правительство распорядилось начать реализацию проектов строительства платных дорог с участием частных инвесторов. Сейчас существует четыре проекта: строительство скоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург (650 км, стоимость 200,7 млрд руб.), Центральной кольцевой автодороги Московской области (479 км, объем инвестиций – 89,6 млрд руб.), соединительной магистрали МКАД с М-1 «Беларусь» (19,5 км, 9,8 млрд руб.) и реконструкция федеральной автодороги к аэропорту Домодедово (22,7 км, 2,2 млрд руб.). К строительству первой платной дороги, а это Москва–Санкт-Петербург, обещают приступить в будущем году. Но инвесторов на этот проект пока не появилось: проведен лишь конкурс на обоснование инвестиций, то есть на разработку проекта за государственные деньги (более 300 млн рублей). Подготовительный этап собираются закончить к концу этого года.


В 2005 году Росавтодор планирует построить и реконструировать 513,4 км автодорог (почти в два раза меньше, чем в прошлом году) и 14,5 км мостов и путепроводов. Отремонтировать обещают 2,5 тыс. км федеральных автодорог (на 300 км меньше, чем в 2004 году). Капитальный ремонт проведут на участках федеральных дорог общей протяженностью 413 км (на 807 км меньше, чем в 2004-м).


Так что хорошие дороги в обозримом будущем нам не грозят. А с ужасающей аварийностью (Россия стабильно занимет первое место по ДТП и погибшим во всем цивилизованном мире) государство собирается бороться повышением дисциплины водителей, то есть увеличением материального прессинга на них. В пятницу начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов заявил, что главная мера, позволяющая, по его мнению, снизить в два раза за 5 лет аварийность на дорогах, – увеличение штрафов за нарушение ПДД. Милицейский генерал аргументирует необходимость «затягивания гаек» положительными результатами от
ужесточения наказаний за пьянку за рулем
, которое начало действовать с осени 2004 года. «В прошлом году на 9% снизилось число ДТП с участием пьяных водителей, за два месяца этого года число таких ДТП снизилось на 19,8%», – сообщил Кирьянов. Он предлагает увеличить размеры наказания за нарушение скорости, управление автомобилем в нетрезвом виде, несоблюдение технических требований к машине, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу движения.