НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Инженеры страсти

14 февраля 2005 14:21
На ежегодном собрании акционеров компании Porsche AG доктор Фердинанд Оливер Порше избран новым членом Высшего наблюдательного совета компании. Он пришел на смену своему отцу профессору Фердинанду Александру Порше, который подал в отставку в связи с возрастом. Пост сдал – пост принял?
Иногда Порше путают... Они не только все как один Фердинанды, но ещё и все, как на подбор. Если природа на детях и отдыхает, то точно на других. Водится за Порше ещё две фамильные черты: универсальность и чутье – они отлично находят себя в самых разных областях, а, главное, ищут себя в нужном месте в нужное время. Фердинанд I начал с электрики, когда она была хитом. Когда завелись двигатели внутреннего сгорания – взялся и за них, в период «народности» от Гитлера блеснул «Жуком», а в войну преуспел в танках.

Рейх ещё лежал в руинах и грезил «жуками», а дальновидный Фердинанд и его сын уже переключились на эксклюзив, словно предчувствуя сытое возрождение. Его внук Фердинанд Александр в 1972 организовал маленькую дизайн-студию со штатом в 4 человека. Ставка была верной: громкое имя раскрутило талант Александра и превратило студию-карлика в дизайн-спрута, генерирующего массу всего от уличных фонарей до сантехники (автору статьи пару лет назад предлагали эксклюзив: набор клюшек для гольфа Porsche за $4,5 тыс.). Само же имя Porsche обогатилось репутацией универсальных Авторов – «инженеров страсти» (таково кредо студии). И Фердинанды опять угадали время: доля дизайна а общей стоимости товаров резко пошла вверх. Мы живем в интересное время, когда торговать фамильным воздухом становится все выгоднее.

Грамотные манипуляции с брэндом и дизайном породили настоящий сюр: дошло до того, что часы от Porsche стали дороже самого авто... Титановая игрушка "Design-Porsche-Indicator" 2004 года, исполненная в стиле Carrera, позволяет избранным нырять на глубину до 50 метров прямо с часами, и стоит... ?65 тыс. И это при том, что базовая цена Porsche Boxster в Европе составляла на момент презентации часов ?42 тыс., а внедорожник Cayenne S стоил ?60 тыс. Это «безобразие» изготовлено в Швейцарии на фирме герра Александра. Другой внук отца-основателя фирмы Фердинанд Пих (Piech) (крупный акционер Porsche) покинул фамильную фирму и сделал головокружительную карьеру в Audi, а в 90-х возглавил Volkswagen AG. Правда, после блестящих побед ему пришлось покинуть свой пост в год, отмеченный удручающими показателями. Но за время его правления альянс с VW позволил Porsche сменить модельный ряд и ворваться в новые секторы рынка. Сегодня принять такую фирму, как Porsche, одно удовольствие: рост прибыли за последние полгода 4,5%, рост продаж – 3,4%, планы по объему продаж – 100 тыс. авто в 2009 году. По данным Bloomberg, имея самое высокое отношение операционной прибыли к валовой выручке среди автокомпаний – 16% (у Toyota – 9 %): Porsche может считаться и одной из самых высокорентабельных компаний для своих акционеров. Впрочем, в начале XXI века после ряда громких банкротств экономисты обнаружили, что норма прибыли и другие радужные финансовые показатели вовсе не гарантируют завтра. Все меняется слишком быстро. Поэтому имя, репутация и талант становятся незаменимыми якорями для фирмы в океане неизвестности. Генетика Порше – тому порука. Фердинанд Оливер имеет докторскую степень в области юриспруденции и диплом специалиста по деловому администрированию в Университете Торонто. Он родился в Штуттгарте 13 марта 1961 года. Он изучал юриспруденцию, издательское дело и политические науки в университетах Парижа, Лондона и Зальцбурга. Он также занимает должности в наблюдательных, консультативных и административных советах ряда предприятий в Европе. Семейство Porsche-Piech связано деловыми нитями со многими влиятельными кланами Европы.

Пока герр Оливер – «темная лошадка», но гены наверняка возьмут свое. Портал дизайн-студии Porsche украшает грозовой перевал. Серпантин горной дороги, вьющейся из-под колес в контрасте солнца и туч, чем-то напоминает историю рода Порше. У них в активе вдоволь того, чего так не хватает немецким инженерам в жизни, а именно – страстности.