Подушка безопасности — неотъемлемая часть любого современного автомобиля. Ее правильное срабатывание в аварийной ситуации может стать залогом выживания водителя и пассажиров. Поэтому на загоревшийся сигнал лампочки подушки безопасности на приборной панели нужно реагировать своевременно.
В подготовке материала нам помогал автомобильный эксперт, опытный механик и водитель с 30-летним стажем, Сергей Марков.
Почему загорается лампочка подушки безопасности на приборной панели
Обычно лампочка датчика подушки безопасности (также известная водителям как «беременный мужик») загорается при включении зажигания, мигает несколько секунд и гаснет. Это хорошо и правильно: система безопасности тестирует себя, проверяет исправность проводки и сенсоров. Беспокоиться нужно начинать, если включения лампочки не происходит.
Однако бывают ситуации, когда лампочка не гаснет, а продолжает гореть постоянно, или начинает моргать. Это тревожный сигнал, свидетельствующий о неисправностях в SRS (она же Supplemental Restraint System, в переводе с английского — дополнительная удерживающая система). Разберем подробно причины горения лампочки подушки безопасности.
Горящая лампочка системы безопасности не всегда может означать, что в случае ДТП подушка не сработает, однако вероятность такого исхода значительно повышается. В случае серьезной аварии срабатывание подушек может означать разницу между жизнью и смертью, поэтому оставлять ситуацию на самотек нельзя ни в коем случае.
Причины постоянно горящего значка подушки безопасности
Начнем с ситуации, когда лампочка горит постоянно. Это может произойти по нескольким причинам.
1. Неисправности датчиков
Система безопасности современного автомобиля — сложный механизм, оснащенный датчиками и сенсорами. Их задача: вовремя среагировать на столкновение и активировать подушки, смягчая удар.
В автомобилях устанавливаются датчики столкновения (2−4 штуки, в зависимости от модели авто) и датчики натяжения ремня. Выйти из строя могут и те, и другие.
Основная причина неисправности в датчиках столкновения — физический износ и коррозия. Для определения точной причины потребуется диагностика специальными приборами.
Датчик натяжения ремня может прийти в негодность, если в него попала вода во время мойки или при механическом повреждении. Если лампочка подушки безопасности загорелась после тщательной уборки в салоне, есть смысл начать поиск причин с этого узла.
2. Нарушение целостности проводки после замены подушки
Вторая по частоте причина срабатывания лампочки подушки безопасности: неполадки с проводкой. Обычно они возникают после каких-то манипуляций с автомобилем: установки сигнализации, снятия приборной панели
Другая причина нарушения целостности проводки — механический износ и коррозия. Такое обычно происходит с возрастными автомобилями. Если вашему железному коню больше 10 лет, ищите проблему в этом направлении.
3. Неисправность других элементов SRS
Другие узлы системы безопасности, такие как собственно подушка и пиропатрон к ней, также могут прийти в негодность. Это происходит либо в результате физического воздействия (удара или неумелых манипуляций), либо с течением времени: гарантийный срок работы подушки составляет 10 лет. Для выявления этой проблемы требуется профессиональная диагностика.
4. Низкий заряд аккумулятора
Так как система безопасности работает на электричестве, при недостатке напряжения в сети лампочка подушки безопасности может загореться. Решается эта проблема путем подзарядки и замены аккумулятора.
Почему может моргать красная лампочка подушки безопасности
Моргание лампочки, как правило, означает, что система «не видит» одну или несколько подушек и сообщает об этом водителю. Это либо неисправность подушки, либо банальная ошибка при загрузке. Попробуйте перезагрузить систему. Для этого нужно несколько раз включить зажигание и выключить его через 5−7 секунд. Иногда операцию приходится повторить 3−5 раз. Если моргание прекратилось, значит, все в порядке. Если никуда не ушло, то вам дорога к профессионалам.
Что делать, если загорелась лампочка подушки безопасности
Поскольку диагностика системы безопасности на СТО — дело недешевое, для начала попробуем поискать причину самостоятельно:
- Если вы только что вернулись с мойки, возможно, на один из датчиков попала влага. Подождите некоторое время, чтобы дать ему высохнуть;
- Перезагрузите систему вышеописанным способом — включите зажигание, дайте поработать 5−7 секунд и выключите. При необходимости повторите 3−5 раз;
- Проверьте состояние аккумулятора и подключение клемм. Если нужно, проведите зарядку аккумулятора или замените его;
- Если вы недавно совершали какие-то манипуляции с автомобилем (снимали приборную панель, заменяли отдельные узлы или переставляли кресла), еще раз проверьте все подключения и целостность проводки;
- Если ничего не помогло, отправляйтесь в автомастерскую для проведения профессиональной диагностики.
Советы по обслуживанию подушек безопасности
Эти несложные меры помогут поддерживать систему безопасности автомобиля в рабочем состоянии:
- У подушек безопасности есть срок годности. В среднем по регламенту он составляет 10 лет. По истечении этого срока подушки необязательно менять, но нужно провести диагностику и действовать согласно ее результатам;
- Если вы приобрели подержанный автомобиль, обязательно проведите диагностику SRS перед началом эксплуатации. Убедитесь, что с подушками безопасности все в порядке, и в экстренной ситуации они вас не подведут;
- Всегда пристегивайтесь во время вождения. Сработавшая подушка безопасности способна убить непристегнутого водителя или пассажира;
- При любых признаках неисправности в системе сразу же обращайтесь за профессиональной помощью;
- Не пытайтесь самостоятельно выполнять какие-либо манипуляции с системой безопасности автомобиля. Это сложный электронный узел, работа с которым требует специального оборудования.
Рекомендации эксперта
Нужны ли нам подушки безопасности? Машина и без них прекрасно ездит, а ремонт стоит дорого, да и постоянно мигающая лампочка бесит… Не проще ли отключить их, и дело с концом?
Отвечает Сергей Марков, опытный джипер и специалист по внедорожному тюнингу автомобилей, водитель с 30-летним стажем:
Отключить подушки безопасности, безусловно, дешевле, чем проводить ремонт и диагностику. Но как подсчитать ценность человеческой жизни и здоровья? За 30 лет на дороге я видел всякое, в том числе последствия дорожных аварий, когда подушки по какой-то причине не сработали. Искренне всем советую тщательно следить за SRS и вовремя реагировать на сигналы о неисправностях. Жизнь и здоровье, свои и близких, - не те статьи расходов, на которых следует экономить.
Главное о лампочке подушки безопасности
Итак, что мы знаем о лампочке подушки безопасности и что делать, если она загорелась:
- Постоянно горящая или мигающая лампочка подушки безопасности — признак неисправности системы, отвечающей за безопасность в салоне;
- Иногда причиной горения лампочки может быть ошибка загрузки системы. Попробуйте ее перезагрузить. Для этого нужно несколько раз включить и выключить зажигание;
- Легко устраняемая причина горящей или мигающей лампочки — критически низкий заряд аккумулятора;
- Если перезагрузка не помогла и с аккумулятором все в порядке, проблема может быть в проводке, датчиках или отдельных блоках системы;
- Для точной диагностики и ремонта системы безопасности обращайтесь к профессионалам. SRS — сложный электронный механизм, требующий специального оборудования и знаний;
- Не пытайтесь починить SRS самостоятельно. Это не только неэффективно, но и опасно: при неумелом обращении подушка может сработать во время ремонта и нанести увечья.