НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

«Не бизнес»: российскому автобренду Evolute грозит закрытие

16 января 2025 10:40
Автоэксперт Мосеев: Evolute грозит закрытие, если не увеличатся продажи

Российская автокомпания Evolute, которая собирает электромобили и гибриды китайской компании Dongfeng в Липецкой области, показала за прошлый год крайне низкие результаты продаж — на учет встало менее 1,6 тыс. автомобилей этой марки. Машины стремительно теряют спрос, и если за этот год ситуация не изменится, то проекту угрожает закрытие, считают эксперты.

Источник: Сергей Карпухин/ТАСС

По данным исследовательской компании «Автостат Инфо», в 2024 году продажи автомобилей Evolute (российское название моделей Dongfeng) в России снизились на 30% по сравнению с показателями 2023 года. Объявленные в преддверии 2024-го производственные планы также не оправдались.

Всего в прошлом году в России было зарегистрировано 1586 новых автомобилей Evolute. Самые дешевые в линейке электрические седаны i-Pro разошлись тиражом 780 экземпляров, притом что в 2023-м было реализовано более 1,4 тыс. машин.

Продажи кроссоверов i-Joy составили 125 машин против 604 годом ранее. Также за год Evolute реализовал 269 кроссоверов i-Sky против 7 машин годом ранее, но продажи этого автомобиля начались только к концу 2023-го.

Evolute i-Pro
Источник: Evolute

Гибридный минивэн i-Space продан за прошедший год в количестве 358 штук. В 2023 году эта модель не была представлена в России.

Планы не оправдались

Компания «Моторинвест», которая выпускает Evolute на заводе в Липецкой области, планировала в 2024 году выйти на объем продаж в 12 тыс. автомобилей. Об этом заявил летом 2023 года управляющий партнер «Моторинвеста» Андрей Резников.

В ноябре 2023 года эти ожидания подтвердил замгендиректора «Моторинвеста» Сергей Мамонтов. Он сообщил о планах произвести 12−14 тыс. электромобилей в 2024 году на заводе в Липецкой области.

Evolute i-Sky
Источник: Evolute

«Может быть, 12 тысяч будет, может быть 14. Но поймите правильно, все это будет зависеть от продаж. Какой будет спрос, такое будет и предложение», — говорил он.

Однако фактические результаты 2024 года оказались в 7−9 раз скромнее.

Появились новые планы

В самой компании Evolute настроены позитивно и в этом году обещают продолжить развитие модельного ряда электромобилей и моделей с гибридной силовой установкой. В компании напомнили, что всего за два года им удалось создать новый бренд «с нуля» и войти в список лидеров по продажам электрокаров среди официально представленных марок.

Evolute i-Space
Источник: Evolute

«Компания активно занимается подготовкой цехов сварки и окраски, что позволит увеличить долю локализованных компонентов в автомобилях Evolute. Продолжаются работы над локализацией наукоемких компонентов, таких как электромоторы и тяговые батареи для электромобилей и гибридов», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Evolute.

В 2024 году совместно с питерской аккумуляторной фирмой САЭ (входит в группу компаний «Итэлма») бренд Evolute провел испытания тяговой батареи отечественного производства на кроссовере Evolute i-Joy.

Мы уже сейчас понимаем, что это перейдет в серийное производство. Это важный шаг для повышения конкурентоспособности на российском рынке и создания новых рабочих мест, — подчеркнули в Evolute

У дилеров закончился запас хода

Несмотря на оптимистичные планы компании, по подсчетам экс-главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олега Мосеева, средний показатель продаж на один дилерский центр у Evolute за 2024 год приблизился к критически низкому, иначе говоря убыточному для дилеров, и составляет 43 автомобиля на один центр.

Evolute i-Sky и i-Jet
Источник: Evolute

А для того, чтобы этот бизнес был успешным, необходимо продавать как минимум по 600 машин на дилера в год, убежден эксперт.

Если Evolute в ближайший год-два не перешагнет планку в 10 тыс. машин в год, то, на мой взгляд, высока вероятность того, что проект закроют, — заявил Мосеев

Плохие результаты у дилеров говорят в целом о низкой успешности продукта, но формально не влияют на автопроизводителя. Тем не менее для самих автосалонов критично важно продавать определенное минимальное количество машин, чтобы оставаться в плюсе, уточнил эксперт.

Уменьшение количества дилеров могло бы принести положительный эффект тем, кто еще захочет торговать этими машинами: они смогут повысить продажи в расчете на один автоцентр и стимулировать продавцов к тому, чтобы они уделяли большее внимание продвижению этой марки, полагает Мосеев.

Evolute i-Joy
Источник: Evolute

Однако на протяжении прошлого года дилерская сеть Evolute только увеличивалась. В январе 2024 года она насчитывала 28 центров, по ситуации на октябрь прошлого года — 31 центр, сообщили «Газете.Ru» в аналитическом агентстве «Автостат». По данным официального сайта Evolute, в настоящее время у него уже 37 дилеров.

Скидки растут

На фоне низких показателей продаж Evolute увеличил скидки на три своих модели. По данным сервиса CARgument, в 2025 году у кроссовера i-Jet скидка выросла на 390 тыс. рублей, до 1,25 млн; на i-Joy — на 425 тыс. рублей, до 1,32 млн рублей; на седан i-Pro — на 75 тыс. рублей, до 375 тыс. руб.

Выпуск автомобилей Evolute начался осенью 2022 года с электроседана i-Pro (локализованной версии китайского Dongfeng Aeolus E70), его сборка на мощностях «Моторинвеста» стартовала осенью 2022 года. Автомобиль оснащен электромотором мощностью 150 л.с., запас хода составляет 433 км.

Evolute i-Jet
Источник: Evolute

Позднее модельную линейку пополнили электрические кроссоверы i-Joy и i-Jet, а также минивэн i-Van. В рамках госпрограммы поддержки спроса на электромобили все их можно приобрести с госсубсидией в 925 тыс. рублей (при покупке в кредит). На гибридный кроссовер i-Space, который вышел на российский рынок в апреле 2024 года, эта скидка не распространяется.

Машин нет

При этом купить электромобили липецкой сборки сейчас непросто, некоторых электрических кроссоверов и седанов у многих продавцов ~не осталось в наличии~. В двух дилерских центрах Evolute в Москве и Санкт-Петербурге корреспонденту «Газеты.Ru», обратившемуся с вопросом о приобретении седана i-Pro, сообщили, что машины раскуплены и ближайшая поставка автомобилей 2024 года выпуска ожидается в конце января. О том, когда в продажу поступят автомобили 2025 года выпуска, продавцы сообщить затруднились.

Evolute i-Van
Источник: Evolute

У другого московского дилера не оказалось в наличии электрических кроссоверов i-Joy.

Поставки будут ориентировочно в феврале — машины или 2024, или уже 2025 года выпуска.

При такой цене машины все разобрали, i-Joy сейчас мало где можно встретить. Просто они закончились", — рассказал продавец.

Под опекой государства

По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, бизнес по крупноузловой сборке автомобилей может держаться на плаву при годовых объемах производства 5−7 тыс. машин, если запускается сварка и окраска кузовов — для безубыточности нужно выпускать не менее 20 тыс. автомобилей одной модели в год.

Источник: Авто Mail

«Я думаю, что тот объем, который они выпускают сейчас, — не бизнес. Но определенный потенциал у проекта есть, тем более что государство субсидирует эту сферу автомобилестроения», — отметил Кадаков в беседе с «Газетой.Ru».

При этом он обратил внимание, что условия специнвестконтрактов (СПИК), подписанных между государством и заводами, не раскрываются, и неизвестно, в каких объемах и на какие модели государство компенсирует уплаченный утильсбор тому или иному заводу. По словам Кадакова, потенциально «Моторинвест» может сваривать и окрашивать кузова, вести полную сборку, а не только крупноузловую, компанией проведена работа по медиасистемам.

Завод "Моторинвест" по производству электромобилей Evolute
Источник: Александр Рюмин/ТАСС

«Они не сидели сложа руки, но при таких низких объемах продаж что-то локализовывать — сомнительная затея. Но бизнес “Моторинвеста” не ограничивается Evolute, они являются и дистрибьютором Dongfeng. Возможно, что деньги, которые они зарабатывают на Dongfeng, и позволяют им существовать», — предположил Кадаков.

«Газета.Ru» направила в Минпромторг вопросы о возможном закрытии Evolute в связи с низкими продажами — о мерах поддержки автопроизводителя. На момент публикации ответы в редакцию не поступили.

Михаил Лобачев