Сколько аварий происходит из-за усталости?
Каждый из нас знает, что если не выспался, то за руль лучше не садиться. Об этом же, кстати, говорит и пункт п. 2.7 ПДД РФ, в соответствии с которым «водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения».
Если верить статистике, так или иначе с переутомлением связано более половины всех дорожных происшествий. О том, что усталость — одна из главных причин аварийности на российских дорогах уже не раз говорил глава Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Увы, поскольку никаких санкций в виде штрафа в КоАП РФ за это нарушение не предусмотрено, многие водители продолжают садиться за руль в состоянии «недосыпа». Ведь сон за рулем — это что-то, что бывает только с другими… Примерно так рассуждали те, кто уже попал в ДТП из-за усталости.
Кто чаще всего засыпает за рулем
Понятно, что самым логичным ответом на вопрос в подзаголовке будет «тот, кто не высыпается». Как думаете, много таких водителей стоит с вами ранним утром по соседству в пробке? Подозреваем, что да. Кстати, возможно, вы сами являетесь таким человеком. Для того, чтобы выспаться, большинству взрослых людей требуется порядка 8 часов. Однако исследования показывают, что 64% взрослых спят меньше 8 часов в сутки, 32% — 6 часов или меньше. Так что в следующий раз, отправляясь на машине на работу, будьте аккуратнее, ведь никогда не знаешь, в какой момент окажешься среди «невыспавшихся» 32 процентов.
Есть и другое исследование, проведенное немецкой страховой компанией BG ETEM, которая на протяжении года анализировала документы о серьезных ДТП и смертельных случаях с легковыми и грузовыми автомобилями. Специалисты пришли к выводу, что чаще всего от переутомления страдают водители возрастных групп — от 20 до 29 лет и от 50 до 59 лет. В первом случае это можно объяснить недосыпанием, которое связано с образом жизни молодых людей. Они много учатся, работают и развлекаются, так что им сложно выкроить время на сон в своем плотном графике. В случае с пожилыми водителями причины обычно кроются в их неудовлетворительном физическом состоянии, побочных эффектах от принимаемых ими лекарств и снижении концентрации внимания, вызванной возрастными изменениями в организме. Отсюда вывод: если в вашем окружении есть люди указанных возрастных категорий, предупредите их о том, что они — в группе риска. Пускай будут бдительны и не садятся за руль невыспавшимися.
Уставший водитель: 5 главных рисков
Управление автомобилем — это серьезная ответственность, требующая полной концентрации и бдительности. Не даром с точки зрения закона автомобиль считается источником повышенной опасности. Прибавьте сюда еще и тот факт, что многие водители не умеют просчитывать последствия своих действий. На выходе мы получаем 3-тонную груду металла, которая мчиться по трассе со скоростью 90 км/ч под управлением человека, который то и дело клюет носом. Страшно? Тогда не будьте таким человеком и всегда держите в голове последствия вождения в состоянии «недосыпа», которые мы приводим ниже.
1. Замедление реакции
Одним из самых серьезных последствий усталости является снижение внимания. Уставший водитель может не заметить важные дорожные знаки, другие автомобили или даже пешеходов. Кроме того, скорость реакции на изменения ситуации на дороге значительно замедляется. Исследования показывают, что усталость может быть столь же опасна, как вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Страдают и навыки, которые мы, казалось бы, применяем «на автомате». Например, меняется посадка за рулем — человек наклоняется вперед или, наоборот, слишком откидывается в кресле. Это, в свою очередь, приводит к ограничению обзора и затрудняет наблюдение за приборами. В итоге вы, сами того не замечая, многократно повышаете риск возникновения аварийной ситуации.
2. Ошибки в принятии решений
Уставшие водители чаще совершают ошибки в принятии решений. Например, неправильно выбирают дистанцию до впереди идущего автомобиля или совершают странные маневры. Это может привести к авариям и столкновениям. Один из самых частых причин аварий с участием усталых водителей — неверная оценка скорости других автомобилей. В некоторых случаях такая ошибка может стоить чьей-то жизни.
3. Наркотический эффект усталости
Согласно исследованиям, усталость может вызвать эффект, похожий на алкогольное или даже наркотическое опьянение. Так, если человек не спал с 7 утра до полуночи (то есть 17 часов), то его состояние аналогично наличию 0,5 промилле алкоголя в крови. А если он не спал ровно сутки, то это уже похоже на 1 промилле алкоголя — как будто человек выпил бокал вина или литр пива.
Долгое время без сна, особенно более 18 часов, может привести к состоянию, когда когнитивные функции начинают ухудшаться. Водители, ощущающие сильную усталость, могут даже испытывать галлюцинации, что также увеличивает риск аварийной ситуации.
4. Сонливость за рулем
Сонливость — это один из самых опасных аспектов усталости. У некоторых водителей возникает желание закрыть глаза, даже если они находятся за рулем. Вы слышали что-нибудь о «дорожном гипнозе»? Это состояние, при котором разновидность транса, в котором водитель может долгое время вести машину и даже худо-бедно реагировать на внешние события, но при этом впоследствии он не может вспомнить, что он делал. Согласитесь, неприятная штука.
Но еще более неприятная и опасная вещь, связанная с недосыпом — состояние микросна. Это сверхкороткие периоды сна длительностью от нескольких долей секунд до 30 секунд. Упав в кратковременный сон, водитель рискует потерять контроль над автомобилем, скользить на встречную полосу или выехать за пределы дороги. Если верить статистике все той же страховой компании BG ETEM, примерно каждая третья такая авария привела к гибели как минимум одного пассажира.
5. Долгосрочные последствия
Усталость за рулем не только создает краткосрочные риски в виде ДТП, но и может иметь долговременные последствия. Дефицит сна со временем нарастает, как снежный ком. При этом сон — это не еда, так что выспаться «про запас» точно не получится. А тем временем постоянная усталость может привести к хроническим заболеваниям, таким как сердечно-сосудистые болезни и психические расстройства. Это также может повлиять на качество жизни, снизить работоспособность и привести к депрессии.
Что делать, чтобы избежать усталости за рулем
Мы очень надеемся, что у нас получилось убедить вас хорошенько выспаться прежде, чем садиться за руль. Держите несколько практических советов в дорогу о том, как точно не попасть в ту печальную статистику, о которой мы говорим на протяжении всей статьи. Итак, чтобы не уснуть за рулем, нужно:
- Делать регулярные перерывы: Если вы планируете дальнюю поездку, обязательно делайте частые остановки для отдыха. Советуем делать перерывы каждые 2−3 часа.
- Хорошо выспаться перед поездкой: Постарайтесь выспаться перед долгой поездкой. Отдых — залог безопасности на дороге.
- Избегать тяжелой пищи: Перед поездкой не стоит есть слишком тяжелую пищу, так как это может способствовать сонливости. Лучший выбор — легкий перекус.
- Слушайте музыку или разговаривайте: Комплексная задача, — например, прослушивание подкастов или разговор с пассажирами, может помочь вам оставаться бодрым.
- Не стесняйтесь остановиться: Если вы почувствовали усталость, не стесняйтесь остановиться, чтобы немного отдохнуть или даже вздремнуть. Это может спасти вам жизнь и жизни других.