UAZ Patriot в Горном Алтае

Очередной тест нам предстоял в более чем трех тысячах километрах от Москвы. Мы прилетели в Алтайский край, чтобы подняться к леднику Актру на модернизированном UAZ Patriot. Путь до Актру – более 700 километров по разнообразным дорогам. В общей сложности за четыре дня мы проехали около 1500 километров

Очередной тест нам предстоял в более чем трех тысячах километрах от Москвы. Мы прилетели в Алтайский край, чтобы подняться к леднику Актру на модернизированном UAZ Patriot. Путь до Актру – более 700 километров по разнообразным дорогам. В общей сложности за четыре дня мы проехали около 1500 километров.
Путешествие с UAZ по Алтаю – первая поездка из серии туров «Северсталь-авто» по живописным российским местам.

Компания «Северсталь-авто» совершенствует внедорожник UAZ Patriot с 2005 года. С момента выхода на рынок в конструкцию автомобиля было внесено огромное количество доработок. Ни один отечественный автомобиль не модернизируется с такой скоростью, как Patriot.

Когда именитый иностранный производитель обновляет свою продукцию, находится масса недовольных, готовых заявить, что раньше было лучше. В УАЗ испортить ничего нельзя.


В этот раз самое главное обновление - кондиционер и модернизированная система охлаждения. Ранее отвод горячего воздух из подкапотного пространства был проблемой.

Свой тест-драйв я начал с заднего сиденья. Тут, как и положено большому внедорожнику, много места. Из удобств – печка с индивидуальным вентилятором. Жаль кондиционер через печные дефлекторы не дует. Для него проложены отдельные нерегулируемые воздуховоды. Пока коллега управлял, мне удалось даже поспать. Передвигаться на задних местах весьма комфортно. На умеренных для шоссе скоростях ни подвеска, ни внешние шумы не нарушают покой пассажиров. Справедливости ради стоит отметить, что и дороги практически до самого подножья Актру были отличные. По ним бы не на УАЗе, а на родстере проехать. Однако «Патриот «позиционируется как универсальный внедорожник, способный доставить удовольствие не только вне дорог, но и на асфальте. На следующем привале перебираюсь за руль.

На новый Patriot устанавливаются неплохие сиденья от Корейского внедорожника Ssang Yong Rexton. Проводя за рулем в день по несколько часов, мы отметили, что спина не уставала. Настраиваю под себя рулевую колонку, зеркала с электроприводом и в путь. Обзор за рулем «Патриота» отличный. Боковые зеркала радуют большим размером. Сменивший меня на заднем диване коллега сразу предупреждает: если хочешь чтобы автомобиль сохранял прямолинейное движение, не старайся подруливать.

Действительно, для того чтобы на скорости УАЗ ехал прямо, руки в кистях стоит расслабить, позволив баранке жить своей жизнью. Однако стоит отвлечься, как автомобиль уплывает на соседнюю полосу, или хватает обочину. В рулевом – заметный люфт, из-за которого нулевое положение баранки отсутствует. Оно тут в весьма широком диапазоне, возможно, свою роль играют и универсальные шины.

Двигатель ЗМЗ-409.10 объемом 2,7л, мощностью 128 л.с. неплохо тянет с низов, пик крутящего момента (217Нм) приходится на 2500 об/мин. Трансмиссия в заднеприводном режиме о себе не напоминает. Передачи включаются легко. А вот чего действительно не ожидаешь от 2.5-тонного «Патриота» на шоссе, так это замечательных тормозов. Конструкторы поработали на славу, заменив главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель импортными. Тормоза стали по-настоящему иномарочные, здесь даже есть АБС с системой распределения тормозных усилий.

В интерьере можно ответить только мелкие недостатки: разномастный пластик, туго переключающиеся рукоятки климата и т.п., но на это не обращаешь внимание. Все-таки Patriot честный утилитарный внедорожник с адекватной ценой. Единственный «интерьерный» прокол – подогрев водительского сиденья. Водитель подогревается катализатором, неудачно расположившимся снизу под днищем. По словам инженеров – перенести его, ближе к двигателю, например, сделав катколлектор, как у «Калины», объединив катализатор с выпускным коллектором, конструктивно невозможно. Несмотря на применяемую теплоизоляцию и щиток направляющий встречный поток воздуха на обдув катализатора – летом на сиденье очень жарко. Если вдобавок эксплуатировать автомобиль без кондиционера, с открытыми окнами, поток горячего воздуха устремляется прямиком вверх. В этом случае есть два выхода – либо извиниться перед «Гринпис» и демонтировать катализатор, либо мириться с жарой.

Тем временем по шоссе мы выехали на исторический Чуйский тракт. Сосновые леса, напоминающие о близости Сибири, сменились гористой местностью, которую окружают степи Казахстана и Монголия.

Перед подъемом на один из серпантинов мы останавливаемся, наш гид предлагает проехать по старой дороге Чике-Таман. Неприметная тропка уходит в поле и взбирается на высоту 1460м. Только накрененные бетонные блоки на обочинах напоминают, что когда-то тут проходила дорога, связывающая Россию с Монголией.

На трассе, по пути на Актру, нас несколько раз заставал проливной дождь. Для удобства в «Патриоте» даже реализовали регулируемую паузу между взмахами щеток, чего, например, до сих пор нет в «Калине». Но есть и серьезный просчет. При максимальной скорости работы стеклоочистителей, биметаллический предохранитель перегревается, размыкая цепь. Дворники на минуту замирают, после чего остывают и принимаются за работу снова. Так мы и ехали в дождь, с паузами через каждые полчаса. Это можно было бы списать на недоработку в конкретной машине, но пересев на обратном пути в другой автомобиль, мы убедились в наличии такого же недостатка. К сожалению, таким образом подтвердилось обещание представителей «Северстали», уверявших, что пересев с одной машины на другую разницу почувствовать невозможно.

Еще одним препятствием на нашем пути стал некачественный бензин. Суррогата «Патриот» хлебнул или при первой заправке на заводе, или на местных заправк

ах. Симптомы одинаковы - машина перестает тянуть на подъемах, медленно разгоняется, а потом и вовсе начинает двигаться с черепашьей скоростью. Причина – забитая сеточка-фильтр погружного бензонасоса. Как правило она забивается не крупными частицами, а смолистыми примесями взвешенными в бензине. Белая сеточка становится желтоватой или коричневой. Чтоб устранить неполадку, фильтр можно продуть ее компрессором, но лучше иметь запасной. Кстати, подобные проблемы распространены и у ВАЗовских переднеприводных моделей.

Участок пути, отделяющий нас от гор, пройден. На горизонте вздымаются снежные вершины Алтайских гор. Ходом преодолеваем пару небольших бродов и оказываемся на дороге, которая пролегает прямо по Курайской степи. Поверхность степи практически лишена растительности, при этом она находится в низине и окружена горами.

Пропылив несколько километров по степи на заднем приводе, мы подобрались к первому внедорожному участку с крутыми подъемами. Вылезаем из-за руля и подключаем передние полуоси, прищелкивая флажки на ступицах. Здесь, при подходе к леднику, нас и ждали самые сложные участки.

Миновав подъем, мы вышли к переправе через широкую горную реку. В качестве мостика между берегами выступал бревенчатый настил. Уровень воды в реке был небольшой, но соскользнуть в бурный поток совсем не хотелось. Поэтому без лишней бравады все экипажи, за исключением водителей, перебрались по мостику пешком.

Если до переправы дорога была сложная, то за ней она кончилась и перешла в горную каменистую тропу, проложенную сквозь сосновый лес. Благодаря тому, что тропа была сухой, УАЗ на пониженной передаче заполз на нее весьма уверенно. Эта уверенность для нас и стала роковой. Запас тяги отличный, несмотря на то что в салоне серьезно раскачивает, подвеска уверенно глотает ямы и кочки. И если первое время мы крались на цыпочках, изредка чиркая порогами о камни, то через какое-то время вседозволенность расслабила и правой стороной (где у меня сидели два пассажира) я чиркнул об очередной валун, торчавший из земли. Сначала всем показалось – ничего страшного, просто задели подножкой. Проезжаем еще 50 метров, и в салон пробирается сильный запах бензина. Коллега заметил в зеркале заднего вида темную дорожку на пыли. Выскакиваем из машины, а снизу хлещет горючее. Кто-то хватает личные вещи, а я - огнетушитель. Ставлю его рядом и начинаю засыпать дорожной пылью образовавшуюся лужицу. Если попадет на катализатор – сразу вспыхнет!

Наиболее уязвимое место у УАЗа – бензобак, а точней торчащая сливная пробка, вот ее-то я и примял на камне. Надо чинить.

Подставляем корыто, сливаем бензин из обоих баков. Латаем пробоину холодной сваркой. Заливаем бензин обратно и продолжаем путь в лагерь. На все уходит минут сорок. После этого инцидента «раненый» Patriot смог своим ходом проехать еще около 800 км. до Барнаула. Добираемся до лагеря последними. Утром нас ждет пешая прогулка к леднику и обратный путь в Барнаул. А пока ужин: шашлыки у костра, баня.



Несмотря на то, что в пробеге участвовали новые автомобили, не прошедшие ни обкатку, ни первое Т.О., несмотря на жесткую эксплуатацию, можно сказать что поломок из-за недостатков конструкции не было. Самый неприятный момент – перегрев стеклоочистителей. Для эффектных фото на УАЗе даже сделали пару прыжков с отрывом всех четырех колес. Для всех узлов эксперимент прошел безболезненно.

Что ждет UAZ Patriot? В первую очередь, дорабатывая настоящую конструкцию, можно было бы уделить внимание управляемости на асфальте. Все-таки даже на «Патриоте» большинство владельцев передвигаются по асфальтированным дорогам, а в существующем виде на автомобиле комфортней ездить по бездорожью. Сегодня прямыми конкурентами «Патриота» считаются новые внедорожники из Китая и рынок second-hand внедорожников. Пока в России спрос на все автомобили, в том числе на UAZ, стабильный. Но пройдет несколько лет и авторынок насытится. Именно к этому времени Patriot должен избавиться от перечисленных недостатков. Тогда «Патриоту» простят и устаревшую конструкцию, и отсутствие электронного подключения передней оси, и скромный интерьер. Но взамен потребуют отсутствие неожиданных поломок и качественный автосервис.