Сегодня у нас в программе не совсем обычный автомобиль в не совсем обычных декорациях: нам довелось опробовать подготовленный Volkswagen Amarok на дорогах Якутска! Команда журналистов отправилась в Якутию на этап «Полярной экспедиции Amarok. Путь северного волка».
Экспедиция стартовала ровно за год до начала ХХII Зимних Олимпийских Игр. Трем пикапам Volkswagen Amarok предстоит преодолеть сложнейший маршрут протяженностью около 20 000 километров, несколько раз пересечь Полярный круг, побывать там, куда не ступал ни один официальный автопробег, и установить новый рекорд Гиннесcа на самый протяженный незакольцованный маршрут внутри одной страны. Проект осуществляется при поддержке АНО «Организационный комитет ХХII Олимпийских Игр и XI Паралимпийских Игр 2014 года в г. Сочи» и «Русского Географического Общества».
По словам организаторов, важная миссия полярной экспедиции, посвященной предстоящим Зимним Олимпийским Играм в Сочи, — «донести дух олимпийского движения в самые отдаленные уголки России и передать культурное многообразие страны, принимающей зимние игры». Интернациональная команда пройдет на автомобилях путь от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет. Маршрут экспедиции состоит из трех разных участков, самый сложный из которых начинается после Анадыря.
Радикальный тюнинг автомобилей обусловлен особенностями рельефа и климата Крайнего Севера. Машина должна выдержать морозы ниже −50 градусов и при этом спокойно передвигаться по снежной целине. Напомним, что для тех мест глубина снежного покрова в 5 метров — обычное дело. Все три пикапа построены силами саратовского научно-производственного предприятия «Солитон», специализирующегося на постройке вездеходов и другой спецтехники.
Основные отличия спецверсии от серийной модели — усиленная рама с ходовой частью от ГАЗ-66 и увеличенные колесные арки, которые позволят оборудовать автомобиль колесами К-58 размерности 1080×13/R18 от БТР, а также покрышками низкого давления размерности 1300×700×24 для прохождения снежной целины. В дополнение к основному 80-литровому топливному баку был установлен запасной объемом 210 литров от грузовика «Урал», ведь на определенных участках не будет не только дорог, но и заправок. Также пикапы оснастили следующим оборудованием: элементами защиты трансмиссии и подвески, подогревом топливных магистралей, обогреваемым воздушным компрессором производительностью 160 л/мин, дополнительным аккумулятором, дугой безопасности, быстросъемными порогами, превращающимися в сэнд-траки, ударопрочными кейсами для хранения снаряжения и т.д. А вот двигатель «Северного волка» не претерпел никаких изменений. Под капотом пикапа установлен стандартный четырехцилиндровый рядный турбодизель 2,0 biTDI (163 л.с.) с шестиступенчатой механической трансмиссией. Ну а про все остальные изменения в автомобиле вы узнаете из нашего ролика.
А теперь расскажем о том, что осталось «за кадром». Про злые якутские морозы, наверное, слышали многие, однако не каждый себе может представить, что это такое. Опишем собственные ощущения. Когда мы утром прилетели в Якутск, на улице было −42 градуса. На улице в обычных джинсиках и кофточке поверх футболки выстоишь, максимум, 10-15 минут, потом уже затрясешься от холода. Но и привычный набор зимней одежды среднестатистического жителя европейской части России спасет весьма условно: холод проникает всюду, просачивается через куртку, свитер, рубашку. В первую очередь, страдают конечности — ноги в ботинках на толстой подошве быстро промерзают, несмотря на шерстяные носки. Для Якутии лучше брать обувь побольше, шире, чтобы даже в двух комплектах шерстяных носок нога чувствовала себя свободно.
Нужно отдать должное организаторам — они подготовили для журналистов шапки, термобелье, специальные кофты, куртки, комбинезоны с перчатками и варежками, в которых даже в −50 чувствуешь себя комфортно, а в «тридцатник» можно попросту лежать в снегу и не двигаться — все равно, не замерзнешь. За это им огромное спасибо. Однако тем, кто работал со съемочной техникой, подолгу приходилось совершать манипуляции голыми руками — даже в тонких перчатках кнопочки особо не понажимаешь. После 20 минут работы с фотокамерой при температуре −38 градусов побледневшие пальцы дико болят и перестают слушаться. Затем в тепле они распухают, боль стихает, но еще пару дней их покалывает. Примерно через неделю кожа начинает шелушиться и слезать. Вот вам и обморожение первой степени. Но посмотришь на местных и не скажешь, что на улице «дубак». В Якутске водители сплошь и рядом ездят в тоненьких курточках, мужики спокойно выходят на перекур в шлепанцах и одной рубашке. Видимо, привыкли, закалились.
Проверка морозами стала хорошим испытанием и для съемочной техники. Как вы понимаете, на лютом холоде тот же заряд в аккумуляторах тает на глазах. Ситуацию отчасти поправляют специальные термозащитные кофры, они же уберегают руки оператора от обморожений. Однако они не могут справиться с «переохлаждением» объективов — стоит войти в любое теплое помещение, как последние тут же запотевают.
Дороги — это отдельная песня. В Якутии асфальтовых дорог мало, кругом грейдеры, да зимники. Что говорить, если две основных и самых знаменитых федеральных автодороги Якутии, трасса М56 «Лена» и Р504 «Колыма», прославились на весь мир фотографиями чудовищного бездорожья, которое царит в весенне-летний сезон. Но даже те крохотные островки асфальта, которые наличествуют в якутских городах, весьма опасны для новичка: зимой из-за сильных морозов дорожное полотно постоянно покрыто тонкой корочкой льда. На глаз ее можно различить по характерному белесому налету. Очень скользко. Абсолютно все автомобили тормозят, срываясь в скольжение — последние несколько метров перед стоп-линией машины замедляются юзом. Именно поэтому здесь не принято уступать пешеходам дорогу даже на «зебре». При этом водители превентивно жмут на клаксоны — не от злости, а чтобы предупредить бедолагу, что затормозить не успеют.
В большей части Якутска действует ограничение скорости в 40 км/ч, на крупных улицах развешаны фото-радарные комплексы, нередко контроль за движением осуществляют и наряды ДПС. Честно говоря, нужно напрочь лишиться рассудка, чтобы зимой в таких условиях лихачить. Скорость в 60 км/ч по обледенелой дороге в городе — уже безумие: тормозить будешь очень долго. Прибавим ко всему постоянный туман из-за сильных морозов, который также серьезно ухудшает видимость на дорогах.
Как вы понимаете, в Якутии «правильный руль» находится в «бардачке». Здесь царство праворульных японских автомобилей. Их любят и ценят. Впрочем, обеспеченные люди нередко приобретают леворульные европейские и американские машины. Особым почетом пользуются внедорожники. Безусловный лидер — Toyota Land Cruiser во всех исполнениях: двухмостовая «восьмидесятка», «сотка», «двухсотка», «девяностая» и «сто двадцатая» серии. Внедорожники здесь покупают не из-за «понтов», а по делу: большой мотор хорошо протапливает салон, «всеядная» подвеска легче переносит ухабы и ямы местных «автобанов», а двадцать с лишним сантиметров под редуктором вкупе с большими колесами и полным приводом будут совсем не лишними на зимниках или водных переправах. Встречаются в городах и «европейцы» с «нашемарками», но подавляющее большинство автотранспорта — это «японки»: различные «маркообразные», «терранозавры», «явры», «хорьки», «фунтики», «гайки», «сафари», «саньки»... За время поездки нам довелось покататься на праворульных такси Nissan AD и Toyota Corona 210. Как нам поведали таксисты, стандартная подвеска в условиях морозов под «полтинник» еле-еле выхаживает одну зиму. Достаточно в −40 градусов налететь в хорошую колдобину, чтобы потерять ходовую. Что говорить об амортизаторах и резиновых втулках, если даже металл в −50 становится очень хрупким. Про бамперы и другую пластиковую бижутерию и речи не идет — это «рабочий элемент», здесь не «заморачиваются» на счет треснувших пластиковых обвесов.
Про «якутский тюнинг» автомобилей, наверное, многие слышали. Главная его задача — сохранить тепло в моторном отсеке, салоне и других жизненно-важных агрегатах автомобиля. Здесь существует масса способов и средств, как утеплить автомобиль: кто-то перебирает машину целиком, меняя все масла и жидкости, устанавливая дополнительные обогреватели, а кто-то ограничивается «необходимым минимумом». Последний заключается в утеплении моторного отсека со всех сторон, чтобы набегающий поток воздуха не остужал «движок», а также в дополнительных стеклах. Снаружи автомобиль с «двойным стеклопакетом» напоминает бронированный. Второе стекло спасает от наледи: при морозах ниже −40 градусов одиночный слой «лобовухи» и боковых окон моментально покрывается инеем и видимость сводится к нулю. Штатный отопитель попросту не в силах растопить «морозный узор».
В городах, расположенных на территории Крайнего Севера можно заметить одну особенность, которая сразу же бросается в глаза приезжему из более теплых регионов: дворы пустынны, автомобили здесь не паркуют. Они либо находятся в движении, либо, по понятным причинам, прячутся по теплым гаражам. Предложениями об отапливаемых стоянках в Якутске пестрит каждый фонарный столб. Впрочем, во время дневных поездок с частыми длительными остановками выручают сигнализации с автозапуском и таймером. Максимум, автомобиль самостоятельно глохнет на минут 15, а потом сам же заводится через определенный промежуток времени. Но понятно, что с такими режимами работы расход горючего будет космическим. А цены на топливо в Якутии — о-го-го! Литр 92-го стоит 37 рублей, 95-го — 39 рублей! И это в городе, а в поселках цена нередко доходит и до 45 рублей за литр! Есть и другая проблема, порою возникающая при длительных простоях автомобиля с работающим на холостом ходу двигателем. Когда на улице ниже −50 градусов, мотор может постепенно заглохнуть сам по себе. Такое нередко случается, например, ночью с водителями, ночующими в легковушках по пути из Магадана в Якутск. Причина проста — без нагрузки выхлопные газы не спеша «проходят» по трубе и моментально остужаются — пар кристаллизуется и постепенно превращается в лед, забивающий выхлопную трубу.
Жизнь в этих краях сурова, человеку приходится прикладывать немало усилий, чтобы выжить. Вообще, диву даешься, как здесь люди еще умудряются быть приветливыми, улыбаться, радоваться жизни. Как сказала жительница Усть-Неры, летевшая с нами в одном самолете, «все впечатления о нашем крае я вам перечеркну черной краской», имея в виду все тяготы и невзгоды жизни на Крайнем Севере. Как это повелось в нашей стране, жизнь есть только в крупных центрах, на окраине люди выживают. В Якутске или Нерюнгри, в целом, все хорошо, но стоит отъехать километров на пятьсот... Это низкие зарплаты при московских ценах на коммунальное обслуживание и европейских — на топливо и продукты: представьте себе, как быстро тает зарплата в 20-30 тысяч рублей, когда баночка йогурта стоит 70 рублей, а литр солярки — сорок с лишним рублей. Это и беспробудное пьянство, нищета и безработица. Закрываются артели, вымирают поселки, пустеют города. Алкоголизм среди местного населения, кстати, заставляет работодателей приглашать на работу выходцев из стран СНГ — да-да, даже здесь мы встретили гастарбайтеров. Транспортное сообщение между поселками хромает. Так, к примеру, чтобы успеть на самолет до Москвы, наша попутчица добиралась из Усть-Неры до Якутска на «такси» за семь тысяч рублей. Такси — это частник на стареньком японском микроавтобусе, до отказа забитом людьми и багажом, «ковыляющий» по Колымскому тракту.
Но несмотря на все трудности, чувствуется, что у людей живущих в этих краях, огромная тяга к жизни. Суровые условия заставляют их оставаться людьми во всех ситуациях, отделять зерна от плевел, жизненно важное от второстепенного, наносного, не размениваться по мелочам и не фальшивить. А еще здесь не перестают ценить и беречь то, что мы, живущие «в цивилизации», давно считаем само собой разумеющимися вещами: свет, тепло, кров, хлеб. Здесь умеют ценить самые простые вещи, ибо знают, каким трудом они достигаются, здесь вам всегда придут на помощь за тысячу километров, здесь все держится на взаимовыручке. Оно и понятно, по-другому здесь — никак.