Обновлённый UAZ Patriot и неожиданный краш-тест

Отгадайте загадку: рамный внедорожник, с жёстко подключаемым передком и «понижайкой», но... с интерьером из мягкого пластика и мультимедийной системой. Defender? Wrangler? Patriot! Но не простой, а обновлённый
Алексей Кованов

Жигули... Это название знакомо каждому российскому автомобилисту. Но заднеприводные вазовские модели, от «копейки» до «семёрки», к тесту UAZ Patriot никакого отношения не имеют! Просто испытание обновлённых внедорожников уазовцы организовали на Среднем Поволжье на возвышенности под названием Жигули, что расположена на берегу Волги неподалёку от Тольятти.

С точки зрения географии, Жигулёвские горы считаются холмами, хотя рельеф местности имеет выраженный горный характер со скалами, утёсами, крутыми обрывами и глубокими оврагами. Здесь добывают нефть, строительные известняки и природный асфальт. Вот только последнего Самарской области катастрофически не хватает — покрытие местных «магистралей» помятое, испещрённое выбоинами разной величины. Поедем помедленнее? Не на «уазике»! На крейсерских скоростях Patriot уверенно пролетает дорожные изъяны — термин «пробой подвески» этой машине не знаком.

Так что максимально комфортную для передвижения на «Патриоте» скорость задаёт не качество российских дорог, а другие факторы, основной из которых — невнятное рулевое управление. В околонулевой зоне баранка пустая, и, чтобы удерживать машину на прямой, нужно, будто шофёры из советских фильмов, постоянно ловить машину подруливаниями. Причём каждая из шести тестовых машин управлялась по-разному! Хочется верить, что уазовцев подвели сбитые углы установки колёс, а не качество сборки.

В поворотах ситуация усугубляется низкой чувствительностью на действия рулём — при быстром движении по извилистым дорожкам приходится буквально «наматываться» на рулевое колесо, которое от упора до упора делает бесконечные четыре оборота. Тяжко... Причём работать рулём нужно на опережение — водитель повернул руль, а машина сначала накренится и только потом начнёт поворачивать. Резкие манёвры, вроде «лосиного теста», «Патриоту» вообще противопоказаны: если водителя не испугают огромные крены, от лихачества быстро отучат «скользкие» шины.

Вывод? Управляя внедорожником из Ульяновска, лучше не торопиться. Но нам хотелось засветло добраться до горы Лепёшка. А пока ехали, отметили, что работа климатической установки стала фактически образцовой. Уменьшаешь температуру воздуха и (что несвойственно для «уазиков»)... она уменьшается! Причём очень быстро — спасибо электроприводу заслонок вместо тросового. Вентилятор практически не слышно даже на максимальной скорости вращения.

Собственно, обновление UAZ Patriot — это улучшенная климатическая установка и новый интерьер. Не обновлённый, а именно новый! Двухцветная отделка, мягкий пластик, стильная и удобная четырёхспицевая баранка — уделяй сборщики больше внимания мелким деталям, и передней панели «Патриота» позавидовали бы многие иномарки. Без шуток. Кнопки, рычажки и крутилки нажимаются и вращаются по-иномарочному породисто, панель приборов хорошо читается... Так что титул «самый качественный интерьер среди отечественных автомобилей» ульяновский вездеход получает заслуженно.

Но то, что предки «Патриота» десятилетиями носили военный мундир (UAZ Patriot построен на раме старого доброго «четыреста шестьдесят девятого»), новый интерьер не скрывает. А потому ценителей иномарочной лёгкости огорчат поистине мужские усилия на органах управления и... сильно смещённый влево педальный узел. Смещённый настолько, что непривыкшие к уазовским особенностям водители частенько промахиваются мимо сцепления и мощным ударом вколачивают педаль тормоза.

Другие интерьерные «косяки» излечимы. Для начала надо бы поработать над двухдиновой магнитолой марки «Урал», которая знакома многим автомобилистам по вазовским «Приорам». Теперь является штатным оснащением даже базовых версий «Патриота». Звучит ураловская «музыка» невнятно, управлять её настройками приходится буквально вслепую — зелёные символы на чёрном экране совершенно нечитаемы, но, главное, «балалайка» постоянно зависает! И даже функция громкой связи, разъём USB и поддержка протокола Bluetooth не делают данный «наворот» желанным.

Но что настоящему «уазоводу» до музыки? Для него гораздо милее уютное бурчание бензинового мотора и мелодичное подвывание трансмиссии. Причём последнее менее заметно на «Пикапе», который отличается от «Патриота» нюансами — чуть сильнее потряхивает пассажиров на неровностях и чуть стабильнее держится на прямой, что объясняется усиленной задней подвеской и удлинённой рамой (колёсная база пикапа на 240 мм больше).

А вот общая черта «Пикапа» и «Патриота» — это ленивый бензиновый двигатель, 128 «лошадей» которого хватает, только чтобы резво ускорить машину до восьмидесяти, после чего разгон мгновенно стухает. Если подождать и простить «уазику» разорительный расход топлива, то внедорожник неспешно наберет 120 км/ч, но тогда салон заполнит недовольный рокот мотора, настойчиво требующего включить несуществующую шестую передачу. К трансмиссии, кстати, претензий нет: ступени коробки перещёлкиваются легко и точно, позволяя быстро менять передачи.

Но хватит асфальта и укатанных просёлков! Пески и грязь — вот подходящие условия для проверки ульяновского вездехода на прочность. Однако проверка оказалась довольно неожиданной — двое коллег решили сфотографировать Patriot в эффектном прыжке, ради чего отыскали на берегу Волги мототрамплин, на котором обычно развлекаются местные квадроциклисты. Разбег, прыжок... И машина вместо мягкого приземления на четыре колеса втыкается передним бампером в песчаную твердь! Все живы?!

Живы! И водитель, и машина. Окажись на месте «Патриота» любой внедорожник с несущим кузовом, фотосессия могла закончиться гораздо трагичнее — машину со смятым передком и оторванной подвеской утащили бы на эвакуаторе, а водителя отправили на «скорой» после удара по голове раскрывшейся подушкой безопасности. «Уазик» же отделался оторванным бампером и загнутым капотом, а подушка вообще не раскрылась, поскольку... таковой попросту нет — данная опция появится на «Патриотах» и «Пикапах» не раньше середины следующего, 2013-го, года. Потрясающая живучесть.

И если прыжки через трамплины не самая сильная сторона ульяновской техники, то по части проходимости этим рамным машинам с жёстко подключаемым передком и понижающей передачей нет равных! Размытая дождями грунтовка, иссечённая глубокими колеями? Рыхлый песок, в который человек проваливается по колено? Здесь «уазик» раскрывается полностью: на второй пониженной «Патриот» ползёт, пока не сядет на мосты. А если сядет, поедет дальше после раскачки «вперёд-назад». Даже на штатных шинах.

Получается, что Patriot — последний из рамных могикан, конфедерации племён, в которой охотников за бездорожьем осталось немного: Jeep Wrangler да Land Rover Defender. Вот только чтобы не отличаться от соплеменников, моделям Patriot и Pickup не хватает дизеля: после развода «Соллерса» (эта компания владеет Ульяновским автозаводом) и концерна FIAT российские вездеходы остались без мотора на тяжёлом топливе. Но замена найдена! Через несколько недель уазовцы обещают устроить тест «Патриота», под капотом которого будет урчать дизель. Какой? Дождитесь нашего теста!

Алексей Кованов
Фото автора и компании Sollers

P.S. Хотели увидеть Patriot после впечатляющего прыжка? Пожалуйста! Но учтите, что огромная щель над решёткой радиатора — последствия другого происшествия: на скорости за сотню на этой машине распахнулся капот! А всё потому, что после встречи передка «Патриота» с песчаной твердью замок пришёл в негодность и перестал удерживать тяжёлую крышку моторного отсека.