Это не мой автомобиль. Не мой. И не потому, что он мне не нравится. Просто мое сознание и, самое главное, моя зарплата еще не доросли до него. А чего вы еще хотите – среднестатистический покупатель нового Lexus GX 460 должен получать в месяц около $7 000. Я зарабатываю чуть-чуть меньше. Черт, да даже и не чуть-чуть. Поэтому я постоянно сравниваю Lexus GX 460 с более дешевой Toyota Land Cruiser Prado.
Представители Lexus в официальных беседах не любят говорить о том, что Lexus GX 460 – это фактически люксовая версия Prado. Такова корпоративная этика, где мухи отдельно, а котлеты отдельно. Но на самом деле в Lexus не боятся того, что журналисты напишут в своих статьях, мол «Lexus это та же Toyota, только круче». Не боятся они и того, что так скажут покупатели. И это не какая-то бравада. Просто продажи автомобилей показали удивительную вещь – когда автосалоны Toyota и Lexus находятся рядом друг с другом, то в 99% случаев смешения клиентов не происходит. Не произойдет его и в случае с GX 460. Владельцы того же Land Cruiser Prado будут заходить в центр Lexus и убеждаться в правильности своего выбора. А люди, которые могут себе позволить Lexus, раскритикуют Prado за простую кожу, менее мощный двигатель и еще за что-нибудь. Ибо Lexus – это Lexus, а Toyota – это всего лишь Toyota.
Но все же стоит признать, что Lexus GX 460 построен на той же платформе, что и Prado. У автомобилей одинаковая колесная база, хотя Lexus за счет других бамперов получился покрупнее (+45 мм в длину). И если вы планируете использовать GX 460 на бездорожье, то увеличение габаритов вас не обрадует – свесы у Lexus стали больше. Если «Прадик» имеет передний свес размером 895 мм, а задний 1075 мм, то у Lexus GX 460 показатели следующие: 925 мм и 1090 мм соответственно. Хотя в случае таких автомобилей не свесы определяют внедорожный потенциал автомобиля. Хотя об этом чуть попозже.
А для начала о салоне. Только попадая внутрь автомобиля такого класса как Lexus, понимаешь всю прелесть дорогих машин. Вроде бы в том же Prado тоже есть кожа и музыкальная система, но... Но что-то там не то. Ведь кожа в Lexus более качественная. Причем, кожей отделаны все три ряда кресел! Да-да, Lexus GX 460 это семиместный автомобиль, причем на «совсем задние» кресла могут спокойно усесться взрослые люди. Пару часов теща там выдержит! Но дело не только в коже (хотя и в ней тоже). Lexus играет на мелочах.
Даже на таких, как запах – в салоне машины «пахнет деньгами». А еще Lexus греет. Подогрев здесь установлен не только на передних креслах (это базовая комплектация), но даже и на задних. Кроме того, автомобиль может иметь подогреваемый руль! А еще подавляющее большинство GX 460 будут оснащаться музыкальной системой Mark Levinson (кто знает, тот поймет) сразу с 17 динамиками. Для сравнения, у того же Land Cruiser Prado может быть максимум 14 динамиков, да и производитель окажется попроще (JBL). Причем, система Mark Levinson имеет жесткий диск, который позволяет записывать через USB-порт музыку и хранить ее там, как на обычном домашнем компьютере (на это выделено 10 Гб). Вот так и получается – здесь три динамика и обогрев руля, там более качественная кожа и немного другой дизайн передней панели со вставками из металла, плюс еще лучшая шумоизоляция... И на выходе имеем совершенно другое ощущение от машины.
Да и двигатель у Lexus GX 460 тоже иной. «Восьмерка» объемом 4,6 л способна порадовать водителя 296 л.с. и сразу 438 «ньютонами» (последние развиваются при 3500 об/мин). В связи со своей бедностью опять сравню GX 460 с Prado. И выяснится, что последний автомобиль имеет в своем арсенале гораздо более скромные силовые агрегаты. Это либо 4-цилиндровый дизель объемом 3,0 л (173 л.с.), либо бензиновый мотор с шестью цилиндрами объемом 4,0 л. Последний выдает 282 л.с. и 387 Н•м при 4400 «оборотах». Показатели вроде бы схожи с Lexus, но GX 460 все же заметно выигрывает в величине крутящего момента – он здесь не только выше, но и получить свои законные 438 Н•м можно на меньших оборотах. Еще надо отметить, что GX 460 оснащается 6-ступенчатой автоматической коробкой (на Prado пять ступеней, еще одна мелочь, хотя передаточные отношения в трансмиссии с первой по пятой точно такие же, как на Lexus).
К сожалению, в Петербурге, где и проходила презентация нового внедорожника, постоянно шел снег, поэтому найти относительно длинный кусок сухого асфальта не представлялось возможным. Поэтому мы сейчас не будем подробно говорить об управляемости автомобиля. Однако кое-какие мысли появились и при езде по снежной кашице. Оказалось, что Lexus GX 460 (впрочем, как и Prado), несмотря на постоянный полный привод, имеет едва заметный заднеприводный характер. И понятно почему – даже при движении по сухой ровной дороге на переднюю ось передается 40% крутящего момента, а задняя получает 60% (при необходимости, скажем, при разгоне, на заднюю ось благодаря межосевому дифференциалу Torsen может перебрасываться до 70% момента).
А еще питерские дороги доказали, что GX 460 отлично держит прямую, даже когда правые колеса едут по снегу, а левые по асфальту. Ну и, конечно, все журналисты смогли убедиться в том, что 4,6-литровый мотор – это хорошо. Давненько я не выходил на обгоны с таким спокойствием! Причем, не имело значения, одна или несколько машин едет перед тобой. Видишь более-менее приличный просвет на встречной полосе, нажимаешь на газ, слышишь столь приятный рык V-образной «восьмерки» и... А и все. Спустя какие-то мгновения ты уже первый. Ощущения вседозволенности и превосходства над другими участниками движения – штука очень приятная. Причем, Lexus делает все не только быстро, но еще и с большим уровнем комфорта. Про всевозможные рывки при переключении передач можно вообще забыть, к шумоизоляции вопросов не возникает, да и разработчики подвески тоже неспроста намазывают икру на свой кусок хлеба.
Представители Lexus на презентации GX 460 основное внимание уделили внедорожным характеристикам. И понятно почему. Этот автомобиль отлично чувствует себя вне асфальта! Возможно, GX 460 вообще лучший «проходимец» в классе люксовых среднеразмерных внедорожников. И не только из-за приличного дорожного просвета, пневматической задней подвески (при желании можно поднять заднюю часть машины), полного привода или блокировки межосевого дифференциала (задний межколесный здесь идет за доплату). И даже не из-за наличия пониженных передач и мощнейшей рамы, что сейчас уже редкость. Lexus GX 460 имеет массу очень интересных электронных помощников, которые, как показал опыт, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогают на бездорожье.
Для начала пару слов стоит сказать о знаменитой «тойотовской» системе KDSS или кинетической стабилизации подвески с электронным управлением. Она при помощи гидроцилиндров связывает между собой передний и задний стабилизаторы, которые на трассе начинают работать таким образом, что снижаются крены в поворотах. Но для нас сейчас важнее другое - KDSS на бездорожье фактически отсоединяет штанги переднего и заднего стабилизатора, благодаря чему заметно увеличивается ход колес.
Еще есть Multi-Terrain Select (MTS), который меняет режим работы двигателя, тормозов и АБС в зависимости от типа покрытия. Система не нова, и ее аналоги встречаются на многих других современных внедорожниках. Небольшой нюанс заключается в том, что при желании водитель может вовсе не использовать MTS, и полностью довериться своему собственному опыту, ведь пониженную передачу и блокировки дифференциалов можно включать вручную.
Обладатель Lexus может выбирать только из четырех типов покрытия: «Mud and Sand» (грязь и песок), «Loose Rock» (гравий), «Mogul» (неровная поверхность) и «Rock» (скалистая поверхность). Маловато будет! Всего четыре, причем не совсем понятно, какой лучше включать, скажем, на льду. Нет здесь и режима «снег», хотя в России по нему водителям придется ездить очень часто. Но, по словам инструкторов, для езды по снежной каше лучше всего подойдет «Mud and Sand» – этот режим допускает высокую степень пробуксовки, да и АБС при торможении позволяет колесам немного блокироваться, создавая впереди себя снежную горку. А вот, например, в режиме «Rock», который надо включать на камнях, электроника вообще не допускает пробуксовки.
При этом при езде по бездорожью на скорости до 12 км/ч электроника выводит на большой экран изображение с передней камеры. А при желании водитель может посмотреть картинку с любой из четырех камер. Это очень удобно! Сдаешь назад – видишь куда двигаешься. Боишься, что поцарапаешь бок о корягу, – просто посмотри на монитор. А еще на экране видны символические передние колеса, так что можно легко понять, куда же конкретно едет автомобиль, и какое точно расстояние осталось до препятствия. Это очень удобно, особенно в ночное время.
Еще одним удобным наворотом является система Crawl Control, которая может работать как вместе с Multi-Terrain Select, так и без нее. Смысл Crawl Control в том, что электроника сама начинает управлять газом и тормозами, поддерживая постоянную скорость движения (минимальная – 0,8 км/ч). При этом водитель вообще не должен нажимать на педали! Он концентрируется исключительно на рулежке. В жизни работа Crawl Control выглядит следующим образом – ты сидишь, крутишь одним пальцем руль, смотришь «фильм» по монитору, а автомобиль страшно стрекочет тормозами, слегка дергается, но при этом уверенно и неотвратимо ползет вперед. Конечно, более-менее опытный джипер может преодолеть какую-нибудь маленькую речку с мягким песком и без Crawl Control, но для новичков она в некоторых случаях будет просто незаменима. К тому же на Crawl Control очень удобно спускаться с горы. Включил, убрал ноги с педалей и все. Только крути рулем.
Самое удивительное, что все это действительно работает. Правда, нужно всегда помнить великую поговорку – чем дальше уехал, тем дальше идти за трактором. У всего, даже у GX 460, возможности не безграничны.
Ну и в заключении о грустном (для меня). О ценах. Самый простой Lexus GX 460 будет стоить у нас 2 980 000 руб. За эти деньги, между прочим, в Петербурге можно купить неплохую однокомнатную квартиру. Но жить в «однушке» ввосьмером будет не слишком весело. А вот в GX 460 можно, ведь даже базовый внедорожник будет иметь гигантское количество «наворотов»: «музыка» с девятью динамиками и разнообразными входами, кожаный салон, большой монитор, камера заднего вида, ксеноновые фары, системы KDSS и Crawl Control, задняя пневмоподвеска и многое-многое другое.
Но есть сомнения, что базовый Lexus GX 460 будет пользоваться большим спросом. Наверняка, большинство покупателей предпочтут доплатить и взять более интересную машину. Например, за 3 132 000 руб. Здесь уже будет Mark Levinson с 17 динамиками, навигация с жестким диском и руль с подогревом (вещь в нашем климате очень полезная). А за 3 340 000 руб. появится подогрев на втором ряду кресел, четыре камеры по всем сторонам машины, система Multi-Terrain Select и отделка салона особой кожей под названием Semi-aniline. Очень приятной, между прочим, кожей. Скорее всего, именно такая комплектация, которая называется Premium, и будет самой популярной. Хотя есть еще версия за 3 465 000 руб. Она отличается двумя мониторами для задних пассажиров.
P.S. После теста Lexus GX460 я потребовал от руководства поднять мне зарплату до заветных 7000 долларов. Мне почему-то ничего не ответили, но некоторые люди в последнее время стараются обходить меня стороной и прячут глаза при встрече. Может это верный признак того, что мне все-таки поднимут зарплату? Или все просто считают, что я на тесте отморозил себе голову?
Денис Смольянов
фото автора и Lexus