К 2022 году общий объем дорог, восстановленных за счет отчислений в государственную систему «Платон», увеличится до 3,5 тыс. км, а количество отремонтированных мостовых сооружений превысит 130, рассказали «Известиям» в пресс-службе компании-оператора госсистемы «Платон» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Владельцы большегрузов, которые и вносят покилометровую плату, уже отмечают улучшение состояния федеральных трасс, но указывают и на необходимость развития придорожной инфраструктуры — создание сервисных стоянок и мест отдыха для водителей. Кроме того, по мнению многих из них, ремонт бывших региональных трасс, переходящих в федеральную собственность, необходимо ускорить.
Расширенный пропуск
В течение двух лет, с 2020 по 2022 год, капитально отремонтируют 44 участка федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Двухполосные трассы станут вдвое шире, комфортнее и безопаснее.
Количество полос расширят на самых загруженных трассах, по которым в сутки проезжает не менее 10 тыс. автомобилей, а по некоторым поток превышает 25 тыс. машин, сообщал ранее заместитель министра транспорта России — руководитель Росавтодора Андрей Костюк.
«Капитальный ремонт выбранных федеральных трасс повысит пропускную способность, ликвидирует очаги аварийности и обеспечит разделение потоков движения», — заявил Андрей Костюк.
Он пояснил, что особое внимание сегодня уделяется мостам и путепроводам — на их восстановление выделяются дополнительные средства.
Капремонт с увеличением до четырех полос движения за счет средств от «Платона» будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург-Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь-Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей.
Масштабные работы развернутся на трассе Р-351 Екатеринбург-Тюмень в 10 и 40 км от Камышлова и в 90 км от Тюмени, общая протяженность ремонтируемого полотна составит 87 км. На магистрали Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск в 38 км и в 80 км вблизи Тюмени пройдут дорожные работы не уступающее по объему — на участке длиной 84 км.
Трассу Р-217 «Кавказ» приведут в порядок на территориях трех республик: в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. В 20 и 30 км от Нальчика отремонтируют 37 км полотна, в 19 км от Черкесска — 13 км, и в 20 км от Владикавказа — 8 км.
Ремонт трассы М-5 «Урал» пройдет в четырех регионах. В Московской области обновят 7 км автопути в 22 км от Коломны, в Рязанской — 12 км, в Оренбургской области — 6 км в 3 км от областного центра, а самый длинный участок будет расположен в Челябинской области — 40 км, в 80 км от Челябинска.
По 30 км дороги восстановят на трассах Р-256 «Чуйский тракт» и М-2 «Крым» в Белгородской области. Отрезки полотна свыше 20 км отремонтируют на магистралях M-2 «Крым» в Курской области, Р-242 Пермь — Екатеринбург, Р-255 «Сибирь» и А-108 «Московское большое кольцо».
От Оки до Амура
Общая протяженность мостов и путепроводов, на которых запланирован капитальный ремонт, превышает шесть км. Все они, по данным Росавтодора, располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны.
Самый длинный из сотни мостов, отобранных для реконструкции — мост через реку Оку на старом направлении трассы «Дон» в Московской области. Его протяженность — 617 м.
Автопереправы длиной свыше 200 м восстановят через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м) и через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области (205 м).
Шесть мостовых сооружений обновят в Тюменской области на трассе Р404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и по пять — в Краснодарском крае, Саратовской и Свердловской областях. На капитальный ремонт автомобильных мостов направят 18,3 млрд рублей.
В последние годы с использованием средств, собранных системой «Платон», было отремонтировано более 2,7 тыс. км проблемных дорог в 40 субъектах, а также свыше 30 мостов в 19 регионах страны. Например, построены мосты через Волгу в подмосковной Дубне и новый Борский мост в Нижнем Новгороде, Затонский мост в Уфе и Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, приведены в порядок переправы через Сосну в Орловской области, через Десну в Брянской области, а также Белореченский мост в Краснодарском крае, Свердловский мост в Пензе, два моста в Бурятии и четыре — в Удмуртии.
«Это хорошая практика»
Важно, что средства от «Платона» направляют именно на федеральные трассы, за которые перевозчики и вносят деньги — в этом ключевой элемент справедливости системы, считает председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак. По его словам, в работе госсистемы сложился показательный для других проектов конструктивный диалог между Минтрансом, Росавтодором, оператором РТИТС и бизнес-сообществом.
«Выполняются требования грузоперевозчиков. О них не забывают спустя год или два. За полгода публикуется прогнозный размер платы по системе “Платон”, и это важно для бизнеса, так как дает возможность подготовится к изменениям до начала следующего календарного года», — подчеркнул Борис Рыбак.
Отличительной чертой сайта системы «Платон», по мнению председателя МОЭС, являются регулярные отчеты об отремонтированных дорогах на специальной странице dorogi.platon.ru, чего не происходит на сайтах подобных систем в Белоруссии и странах Европы — Германии, Словакии и Австрии.
«Мы видим улучшение качества трасс, попавших в более ранние проекты, — заявили в пресс-службе “Деловых Линий”. — Если сбор обратной связи о повреждениях дорог и мостов через профильные порталы позволяет оперативнее определить препятствия для качественной работы транспортной компании, то это хорошая практика».
Представитель «Деловых Линий» подчеркнул, что для грузоперевозчиков в первую очередь важен результат работы уплаченных в систему средств, а им как раз является улучшение дорожной инфраструктуры.
Чем быстрее, тем лучше
Трассам, которые передаются из региональной в федеральную собственность, необходимо уделить особое внимание — они десятилетиями не получали должного финансирования и многие находятся в плачевном состоянии, отметил управляющий директор группы компаний «Совтрансавто», председатель правления Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Владимир Тян. При этом, подчеркнул он, это важные трассы, связывающие региональные центры.
«Для ритейла, например, от нормативного содержания этих дорог зависит скорость доставки товаров первой необходимости. Их быстрое восстановление позволит перераспределить потоки и частично разгрузить существующие федеральные дороги», — полагает Владимир Тян.
«Было бы логично, если бы Росавтодор рассмотрел в перспективе возможность направления дополнительных средств от “Платона” на развитие придорожной инфраструктуры», — рассуждает предприниматель.
Сегодня грузоперевозчики имеют возможность лично принять участие в распределении средств от «Платона», голосуя на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». От их активности зависит своевременный мониторинг состояния автотрасс — полученная таким образом обратная связь ускоряет решение дорожных проблем, подчеркнул координатор проекта, депутат Госдумы РФ Александр Васильев.
Стоит отметить, что протяженность федеральных трасс в ближайшие пять лет вырастет еще на треть, к существующий сети длиной более 50 тыс. км прибавится около 20 тыс. В конце июля правительство включило в перечень автомобильных дорог федерального значения две автотрассы: Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово и Барнаул — Павловск — граница с Казахстаном.
P.S. Напоминаем, что ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Иначе — штраф. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.