Дорога «Москва-Петербург»: интересные факты о новой трассе

Трасса М-11 от Москвы все ближе подбирается к городу на Неве. Фонтанка узнала, с чем пришлось столкнуться в ходе строительства и можно ли там ехать со скоростью 150 км/час

3 сентября 2019 года на 561 километре М-11 прошла церемония торжественного запуска движения по 7-ому участку. Еще 4 года назад в этом месте были только лес и болота, а сейчас — четырехполосная дорога, которой уже начали пользоваться тысячи автомобилистов. Такой грандиозной магистрали с нуля в России еще не строилось.

М-11 — первая в России трасса, которой была присвоена категория А1 — с точки зрения официальной оценки быть круче уже невозможно. На практике А1 означает трассу шириной от 4 полос, которая если и пересекается с другими дорогами, то на разных уровнях. Прямых примыканий на одном уровне тоже быть не может, каждое место стыка с другими трассами — это отдельная развязка.

Седьмой этап — это 103,4 км асфальта от окрестностей Мясного Бора в Новгородской области до трассы А-120 в районе Тосно. Участок с 543 км по 646 км по концессионному договору с госкомпанией «Автодор» построила «Магистраль двух столиц». Ей также в ближайшее время предстоит довести М-11 до самого Петербурга — а точнее, до КАД и Софийской улицы. Заезд на новый участок М-11 при движении из Петербурга — по шоссе А-120, по нему можно съехать на магистраль и со стороны Тосно, и со стороны Гатчины.

На открывшемся 7-ом этапе 14 мостов, 25 путепроводов и 1 развязка — с трассой М-10 в Мясном Бору. Чтобы водители могли отдохнуть, по обеим сторонам дороги через каждые 20 км организованы площадки. Заправка пока только одна, временная, на 604 км трассы, но обещают сделать больше.

«Особое внимание мы уделили экологическим аспектам строительства. Все дело в том, что 7-ой этап трассы проходит по водосбросным бассейнам рек Волхов и Нева, пересекая десятки рек, ручьев и мелиоративных канав. Для защиты водоемов от загрязнения ливневыми стоками трасса оборудована 63 локальными очистными сооружениями и 66 гидроботаническими площадками. На путях миграции животных оборудованы зверопроходы», — рассказывал директор «Магистрали двух столиц» Антон Новиков заместителю министра транспорта Иннокентию Алафинову и главе госкомпании «Автодор» Вячеславу Петушенко во время официального открытия.

Кстати, о животных: 7-ой участок проходит через лесной массив, вдали от населенных пунктов, поэтому на ранних этапах строительства дикие звери не раз выходили на стройплощадку. Что там лоси и косули — на песчаных насыпях были замечены даже медвежьи следы!

Поскольку трасса прокладывалась буквально с нуля, то пришлось решать и логистические вопросы — например, доставки стройматериалов при отсутствии подъездных путей. А ведь завезти нужно было ни много ни мало 13 млн кубометров песка и 1,8 млн тонн асфальтобетона. Приходилось строить временные дороги, по которым и шли поставки. Большой объем материалов связан также с тем, что стройка велась на заболоченных территориях, слабые грунты приходилось заменять — на ряде участков выбирали 4-6 метров грунта.

Особой гордостью строителей является тоннель, построенный на 677-ом километре трассы. Здесь М-11 пересекает железную дорогу Варшавского направления.

Пути для поездов расположены на насыпи. Чтобы провести М-11 над ней, потребовалось бы построить достаточно длинный пролет путепровода, возведение которого осложнялось высотой железнодорожной насыпи в 15,5 метров. Поэтому трассу решили проложить сквозь неё. Для этого пришлось сначала создать металлический экран из стальных труб диаметром 1,1 метра при помощи проходческого щита, разместить в трубах арматуру и закачать туда раствор.

Под защитой экрана прокладывали уже непосредственно сам тоннель: убирали грунт и бетонировали основание, стены и перекрытия. При этом движение по железной дороге не перекрывали, но самые сложные операции старались проводить все же во время технологических окон. А чтобы обеспечить безопасность движения поездов, установили датчики, сигнализирующие о возможной просадке.

«Ещё одной замечательной дорогой стало больше, и это не только сближает две столицы, но и меняет качество жизни, менталитет наших друзей, соседей, граждан России, которые начинают понимать, что можно безопасно, быстро, а главное, с удовольствием путешествовать по стране», — говорил на открытии 7-ого этапа первый замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. Эти слова — не официоз, М-11 в перспективе соединит Петербург со скоростной трассой, идущей прямо до черноморского берега. Кроме того, магистраль на пару с ЦКАД и трассой Москва — Нижний Новгород — Казань станет частью транспортного коридора Северная Европа — Западный Китай.

Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко отметил работу строителей и проектировщиков предметно. По его словам, на М-11 «были применены наиболее современные завоевания научной мысли». Кроме того, он сообщил, что уже ведутся переговоры с ГИБДД о том, чтобы разрешить двигаться по участку М-11 со скоростью 130 км/час. При этом сама дорога запроектирована в расчете на скорость движения 150 км/ч.

Уже сейчас фактически от самой Москвы до Тосно на легковом автомобиле можно добраться примерно за 1,5 тысячи рублей. Точная же стоимость будет зависеть от множества факторов: дня поездки, времени суток въезда на трассу, категории транспортного средства. При наличии транспондера скидка в зависимости от участка магистрали составит до 40%. Стоимость проезда непосредственно по 7-му участку — 280 рублей и 244 рубля по транспондеру.

Больше, чем просто стройка.

В ходе создания трассы строителям пришлось столкнуться не только с вызовами материи, но и истории.

Так, при строительстве моста через реку Ижора на 663 километре нашли крупный археологический памятник. Из-за раскопок на месте поселения, существовавшего в XVI—XIX веках, даже пришлось прервать работы.

Кроме того, 7-ой этап М-11 проходит по району боевых действий времен Великой Отечественной войны. В Мясном Бору Новгородской области в 1942 году была уничтожена 2-ая ударная Рабоче-крестьянская Красная армия. Еще в подготовительный период в этом районе обнаружили более 2000 взрывоопасных предметов.

В ходе поисковых работ обнаружены и эксгумированы останки 241 погибшего воина: павшие солдаты были перезахоронены с оказанием им должных почестей на мемориальных кладбищах Ленинградской и Новгородской области. Часть защитников нашей родины удалось идентифицировать. Информация о них была переданы родственникам, некоторых из погибших удалось перезахоронить на родине.

На 561-ом км М-11 нашим солдатам хотят установить шестиметровый памятник в виде воина в развевающейся плащ-палатке. Мемориал воинам-защитникам Родины появится к 9 мая 2020 года. По замыслу авторов, этот солдат — сын Родины-матери, вставший на защиту своей страны.

Михаил Грачев, «Фонтанка.ру».