О законодательном пробеле, позволяющем гражданам в состоянии опьянения уходить от ответственности, рассказал врио замначальника ГИБДД России Александр Быков, пишет «Коммерсант». При проведении медицинского освидетельствования, напомним, врач берет у водителей на анализ мочу и в ряде случаев кровь.
При обнаружении спирта, наркотических и психотропных веществ медработник выносит заключение: «Состояние опьянения установлено». Оно, в свою очередь, ложится в основу материалов, которые отправляются в суд для наказания водителя. Но при обнаружении веществ, входящих в состав лекарственных препаратов, такое заключение вынести нельзя, поскольку это не предусмотрено законодательством.
По словам Быкова, ГИБДД начала проработку «предложения» об изменении ст. 12.8 КоАП РФ таким образом, чтобы ответственность наступала и за употребление лекарства; идею эту поддерживают в Минздраве.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков концептуально идею поддержал, заметив, что разработка законопроекта должна находиться «полностью в компетенции Минздрава, который почему-то проявляет удивительную пассивность в этой сфере».
Ведомство, считает депутат, должно определить группы препаратов и дозы, превышение которых будет считаться нарушением. В законопроекте нужно прописать два состава правонарушения: первый — с более мягкими санкциями — для граждан, которые приняли препарат в терапевтических дозах, но в нарушение инструкции к лекарству сели за руль; второй — с более жестким наказанием — для наркоманов, «глотающих таблетки пачками» для получения эффекта одурманивания. Последних, считает господин Лысаков, можно лишать прав и ставить на учет в наркодиспансере.
Решить описанную ГИБДД проблему довольно сложно, пояснил завотделением медосвидетельствования на состояние опьянения Московского научно-практического центра наркологии Владимир Егоров. «Тяжело прописать в отношении лекарств четкие критерии, как в случае с алкоголем», — говорит он. Ряд препаратов (например, корвалол) в отличие от алкоголя держатся в крови по несколько недель, отметил главный редактор программы «Главная дорога» Илья Скрябин, и есть риск, что, употребив их однажды, водитель долго будет оставаться в зоне риска быть наказанным.