Как выгнать воздух из системы охлаждения: 4 рабочих способа

Автомобилисты в процессе эксплуатации машины сталкиваются с разными проблемами, которые нужно срочно устранять. Расскажем, как выгнать воздух из системы охлаждения своими силами
Авторы и эксперты
Игорь Серебряков
Директор департамента послепродажного обслуживания
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Устройство
Как понять
Причины
Как определить
Как выгнать воздух
Как не допустить попадания воздуха
Советы эксперта
Главное
Еще
Устройство
Как понять
Причины
Как определить
Как выгнать воздух
Как не допустить попадания воздуха
Советы эксперта
Главное
Еще
Водитель ощупывает перегревшийся двигатель
Воздушная пробка в системе охлаждения может стать причиной перегрева двигателяИсточник: Freepik

Одной из неприятных и опасных ситуаций может стать перегрев двигателя. Это происходит, если охлаждение не работает по вине образовавшейся внутри воздушной пробки. Избежать негативных последствий можно, если знать, как выгнать воздух из системы охлаждения. В статье подробно расскажем, как это правильно сделать, какие признаки говорят о завоздушивании системы и что нужно предпринять, чтобы воздух в нее не попадал.

Устройство системы охлаждения двигателя

Схема устройства системы охлаждения двигателя
Строение системы охлаждения двигателяИсточник: Авто Mail

Прежде чем говорить о способах решения проблемы завоздушивания, полезно разобраться, из чего же состоит система охлаждения в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и как она работает.

Рубашка охлаждения в двигателе
В блоке цилиндров ДВС имеются небольшие каналы, специально предназначенные для прохода охлаждающей жидкости (ОЖ). Их сеть обычно и называют рубашкой охлаждения
Система соединительных шлангов
Обеспечивает связь всех частей системы охлаждения в одно целое. По ним циркулирует ОЖ
Помпа
Насос, который обеспечивает постоянное движение ОЖ по системе
Термостат
Специальный клапан, который служит для переключения движения ОЖ с малого на большой круг
Температурный датчик
Передает информацию о температуре ОЖ в электронный блок управления (ЭБУ)
Радиатор
Нужен для охлаждения ОЖ набегающим потоком воздуха
Вентилятор охлаждения
Дополнительно охлаждает радиатор, если простого воздушного охлаждения недостаточно
Расширительный бачок
В нем находятся резервы ОЖ. В пробке бачка расположен клапан, предназначенный для сброса давления

Алгоритм работы системы охлаждения двигателя в большинстве автомобилей схож. Когда двигатель запускается, включается насос. Охлаждающая жидкость прокачивается через блок цилиндров, головку блока и выходит через патрубки, возвращаясь в насос.

Когда температура ОЖ достигает +70…+80 °C, открывается термостат, и она начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор. Там антифриз охлаждается встречным потоком воздуха. Если этого недостаточно, подключается вентилятор. Датчики системы подают команду на его включение и отключают, когда температура ОЖ снижается.

Как понять, что в системе охлаждения воздушная пробка: признаки

Воздух в системе способен привести к серьезным проблемам. Однако их можно избежать, если обращать внимание на первые признаки неполадки. О возможном завоздушивании системы можно говорить, если заметили следующее:

  • Очень быстрый прогрев двигателя. Из-за снижения эффективности охлаждения ДВС греется больше обычного.
  • Густой белый дым из выхлопной трубы. Это говорит о возможном попадании ОЖ в камеру сгорания.
  • Холодный или едва теплый воздух из печки вместо горячего. Явный признак проблем в работе термостата.
  • Низкий уровень ОЖ. Если в расширительном бачке мало жидкости, то высок риск утечки в системе и появления воздушной пробки.
  • Следы подтекания антифриза под автомобилем или в подкапотном пространстве. Это указывает на потерю герметичности системы охлаждения. Через изношенные или плохо подсоединенные патрубки проникает воздух.
Механик заливает охлаждающую жидкость в двигатель
Своевременный долив охлаждающей жидкости поможет предотвратить образование воздушной пробкиИсточник: legion-media.ru

Причины завоздушивания системы охлаждения автомобиля

Разберем каждую проблему, из-за которой может появиться воздушная пробка. Они примерно одинаковые для разных видов авто.

  • Неправильная заливка антифриза. Если автомобилист льет ОЖ широкой струей без пауз, можно легко захватить с ней некоторое количество воздуха. Наполнять систему нужно не торопясь, чтобы жидкость проникала во все ее части, а воздух спокойно выходил.
  • Повреждение воздушного клапана. В расширительном бачке находится специальный клапан, который сохраняет герметичность системы и стравливает лишнее давление. Если он выходит из строя, система охлаждения оказывается под угрозой.
  • Износ помпы. Когда насос близок к поломке, воздух может попадать в систему через сальник и образовать пробку.
  • Поломка термостата. Если это устройство повреждено, то система не будет работать эффективно. 
  • Засорение системы охлаждения. Накопление отложений и грязи мешает нормальному прохождению жидкости и может привести в завоздушиванию.
  • Разгерметизация. При утечке антифриза его место в системе занимает воздух, образуются пробки.

Как определить, почему завоздушивается система охлаждения

Если воздушная пробка уже появилась, нужно как можно быстрее ее устранить. Однако прежде чем избавиться от проблемы, важно понять причину завоздушивания, иначе работа не даст результатов.

1. Проверить пробку

Следует тщательно осмотреть внешний вид пробок расширительного бачка и радиатора, по возможности разобрать. При обнаружении дефекта заменить пробку целиком.

2. Осмотреть радиатор и патрубки

Нужно проверить радиатор охлаждения, радиатор печки и все подходящие к ним патрубки. Нельзя допускать появления трещин или расслоений в шлангах. Если подобное произошло, необходимо заменить шланг и плотно притянуть концы хомутами. Подтеки ОЖ на радиаторах говорят о повреждении, а значит, узел нуждается в ремонте.

3. Проверить помпу

Механик держит сломанную помпу насоса системы охлаждения
Поломка помпы насоса приводит к частому завоздушиванию системы охлажденияИсточник: legion-media.ru

Это важный узел в системе охлаждения, который со временем изнашивается, а на местах повреждения появляются потеки антифриза. В этом случае пора задуматься о замене насоса. Для проверки работы узла при запущенном двигателе нужно зажать патрубок, который идет к радиатору. Исправный насос не издает шума и обеспечивает пульсацию жидкости в шланге. Если появился шум или циркуляция ОЖ плохая, это еще один повод к замене помпы.

4. Проверить работу термостата

Полезно прощупать патрубки, ведущие к радиатору охлаждения. Если горячий только одни из них, вероятно проблема в термостате. Он сломался, или в нем образовалась воздушная пробка.

Как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя

Чтобы избавиться от воздуха в системе охлаждения, можно воспользоваться разными способами. Остановимся на них подробнее.

1. Прокачка

Это самый простой и доступный всем способ выгнать воздух из системы охлаждения, хотя его эффективность не очень высока. 

Вот что советует сделать Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»:

  1. «Поставьте автомобиль так, чтобы его передняя часть оказалась выше задней. Для этого можно использовать домкрат, эстакаду или просто крутой подъем.
  2. Откройте крышки расширительного бачка и радиатора.
  3. Заведите двигатель и дайте системе хорошенько прогреться.
  4. Доливайте охлаждающую жидкость по мере выхода воздуха и заполнения системы.
  5. Рукой периодически сдавливайте нижний патрубок контура отвода тепла, чтобы воздух лучше стравливался. Шланг будет горячим, поэтому не стоит забывать про перчатки.
  6. Процедуру выполняйте до полного освобождения системы от воздушной пробки. При этом все патрубки должны стать теплыми, а из печки пойти горячий воздух.
  7. Долейте антифриз до нормы, закройте все крышки и приведите автомобиль в горизонтальное положение».

2. Прогрев

Это несколько видоизмененный первый способ. Выполнять мероприятие желательно с напарником. 

  1. Поднимите переднюю часть машины любым доступным способом. Это нужно для того, чтобы шланг для удаления воздуха из радиатора оказался самой высокой точкой системы охлаждения. Тогда лишний газ будет уходить именно там.
  2. Включите печку на максимум, чтобы открылся кран отопителя салона. При этом интенсивность обдува достаточно выставить на середину.
  3. Откройте крышку расширительного бачка и отсоедините шланг для удаления воздуха.
  4. Запустите двигатель и немного прогрейте всю систему.
  5. Пока один человек следит за работой системы охлаждения, второй садится за руль и периодически прибавляет газ, чтобы ОЖ интенсивнее курсировала.
  6. После этого первый человек доливает жидкость, когда та уходит из системы. Второй наблюдает за работой печки: если на холостых оборотах она начала нормально прогревать салон, то дело сделано.
  7. Закрутите на место все хомуты и крышки, верните автомобиль в обычное состояние и долейте антифриз до максимума.

3. Продувка системы

Водитель продувает систему охлаждения
Продувать систему охлаждения можно самостоятельноИсточник: legion-media.ru

Наиболее эффективный метод, который можно выполнить в домашних условиях. Однако нужно соблюдать осторожность, потому что работы производят на прогретом двигателе. Алгоритм следующий:

  1. Долейте жидкость, если ее меньше необходимого.
  2. Прогрейте двигатель автомобиля до среднего уровня.
  3. Снимите самый высоко расположенный патрубок. Обычно это шланг дросселя. Его необходимо поместить в пустую емкость.
  4. С осторожностью откройте расширительный бачок, чтобы давлением не выдавило ОЖ.
  5. Затем нужно сильно подуть в горловину расширительного бачка. Для повышения эффективности процесса желательно использовать насос или компрессор. В таком случае горловину накрывают тряпкой, подсоединяют резиновый шланг и подают воздух.
  6. Если была воздушная пробка, из патрубка должны вместе с антифризом пойти пузыри. Когда польется чистая ОЖ, процедуру можно прекращать.
  7. Верните патрубок на место, затяните хомуты, долейте жидкость до максимальной отметки.

4. Полная замена ОЖ

Простой и надежный способ, однако он требует дополнительных затрат. В этом случае ОЖ полностью удаляют из системы и заливают новую. Порядок действий:

  1. Старый антифриз слейте в широкую емкость.
  2. Промойте систему охлаждения, используя предназначенные для этого специальные составы.
  3. После завершения процедуры верните на место все пробки и тщательно затяните их.
  4. Снимите патрубок с дросселя или карбюратора (если автомобиль старый).
  5. Залейте в расширительный бачок необходимый объем жидкости. Делать это нужно осторожно, чтобы не захватить лишний воздух.
  6. Когда из снятого патрубка перестанут идти пузыри, поставьте его на место и затяните хомут.
  7. Проверьте работу системы: запустите двигатель и прогрейте его. Должен сработать термостат, включиться вентилятор охлаждения, а печка должна начать прогревать салон.

Как не допустить попадания воздуха в систему охлаждения

О какой бы проблеме ни шла речь, ее намного легче предотвратить, чем потом бороться с последствиями. Это справедливо и для ситуации, когда нужно выгнать воздух из системы охлаждения. Вот что нужно делать:

  • своевременно проводить техническое обслуживание, менять помпу и патрубки согласно регламенту;
  • контролировать уровень антифриза в системе и своевременно его доливать, чтобы не допустить попадания воздуха;
  • регулярно осматривать автомобиль на предмет возможных утечек. При появлении следов антифриза следует как можно быстрее восстановить герметичность;
  • соблюдать рекомендации производителя и выбирать только подходящую ОЖ. Менять антифриз нужно примерно раз в год, а каждые два года промывать всю систему охлаждения.

Советы эксперта

«Эффективная работа системы охлаждения — залог долгой службы двигателя автомобиля. Поэтому за ее исправностью важно тщательно следить. Чтобы не допустить возникновения воздушной пробки, нужно правильно и вовремя заливать антифриз, менять изношенные элементы на новые детали. Не стоит доливать воду в систему и смешивать ее с антифризом, потому что свойства охлаждающей жидкости поменяются: она не будет работать, как задумали производители.

Также важно поддерживать чистоту внутри системы охлаждения, так как коррозия и остатки старого антифриза могут ее засорять. Для очистки используют специальные жидкости, которых сегодня достаточно много на рынке», — рассказал эксперт.

Главное о том, как удалить воздух из системы охлаждения

Подведем итоги и напомним основную информацию, которая нужна для защиты автомобиля от воздушной пробки:

  • воздух в системе охлаждения может привести к серьезным неполадкам и даже повредить двигатель;
  • прежде чем выгонять воздух из системы охлаждения, следует найти причину поломки, иначе усилия будут напрасными, а пробка снова образуется через некоторое время;
  • существует несколько способов самостоятельно выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля;
  • если справиться с проблемой не получилось, лучше обратиться в сервис к специалистам;
  • чтобы проблема не повторилась, важно следовать простым правилам и следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе.