При столкновении с грузовиком легковушке достается, конечно, гораздо сильнее, а случаи, когда она «влетает» под фуру сзади, – одни из самых страшных. В России действуют правила, требующие оснащать грузовой транспорт противоподкатными брусьями, но по факту эта защита порой даже на вид не вызывает доверия, а на некоторых большегрузных машинах она и вовсе отсутствует.
Показателен случай четырехлетней давности: разрабатывая упрощенную и удешевленную модификацию «Газель Эконом», нижегородский автозавод убрал у этой версии противоподкатный брус, который был у остальных «Газелей». Для грузовиков массой менее 3,5 тонн это допустимо. В общем у нас как повезет: может встретиться фура с прочными металлическими буферами, не позволяющими автомобилю «заныривать» под днище, но немало на дорогах и транспорта, у которого нижний край кузова находится прямо на уровне голов водителя и пассажира легкового автомобиля. А насколько вообще способны помочь противоподкатные брусья? Американский институт страхования и дорожной безопасности IIHS провел серию краш-тестов и выяснил, что в некоторых случаях брус не помогает: легковушка все равно «влетает» под трейлер.
Надо сказать, что в 2010 году аналогичные тесты показали удручающие результаты: у некоторых трейлеров (например, Hyundai) болты, удерживающие брус, при ударе ломались, и он срывался с креплений. Тогда общественность в США была шокирована, ведь в Америке противоподкатные брусья являются обязательными, и все были уверены в их эффективности. Но испытания показали, что автопроизводители разрабатывают эти элементы с расчетом на то, чтобы лишь формально укладываться в требования норм безопасности, и не закладывают в брусья достаточной прочности. После тех испытаний фирмы, выпускающие трейлеры, всерьез занялись повышением безопасности своих моделей.
Методика краш-тестов IIHS предполагает столкновение с трейлером на скорости 56 км/ч. В первом испытании удар происходит по центру, во втором – с 50-процентным перекрытием, а в третьем тесте легковой автомобиль ударяется о фуру лишь малой частью своего передка (30%). Последний случай – самый жесткий. Из восьми испытанных трейлеров лишь один – фирмы Manас – смог выдержать это испытание. У остальных – край бруса загибался вперед, и легковой автомобиль (в данных тестах использовался Chevrolet Malibu) проникал под днище фуры. Выжить в таком ДТП нереально.
Задача бруса сделать так, чтобы удар приняла на себя силовая структура передней части машины, которая разрабатывается с расчетом поглощать удар и уберегать седоков от серьезных травм. Если же металлический буфер ломается, люди в легковой машине оказываются практически не защищены.
Прогресс в конструкции брусьев за последние три года налицо: удар с 50-процентным перекрытием на этот раз прошли все испытанные трейлеры, кроме модели Vanguard. Ну а краш-тест со 100-процентным перекрытием удачно выдержали все протестированные полуприцепы, включая Hyundai, проваливший в прошлом такой тест.
В России, как это ни печально, о проблеме прочности противоподкатных брусьев, похоже, мало кто задумывается. Тем временем россияне выкладывают в Сети все новые и новые записи видеорегистраторов, зафиксировавшие очередные страшные аварии с участием грузовых машин. Как может быть решена существующая проблема? Только введением более строгих норм, касающихся прочности защитных устройств. Кстати, за океаном эти нормы, возможно, будут скоро ужесточены. Институт IIHS обратился к властям с инициативой ввести более строгие требования к прочности буферов. А как показала практика, сами производители, видя результаты краш-тестов, готовы переходить на усиленные конструкции, даже если действующие нормы пока этого не требуют.
Ну а любому владельцу легкового автомобиля не стоит забывать, что как бы ни была современна и безопасна его машина, столкновение с погрузочной платформой грузовика или высоко расположенным бампером грозит самыми серьезными последствиями. Строительная техника тоже страшная вещь. В случае «заныривания» даже самая технически совершенная иномарка или тяжёлый внедорожник бизнес-класса окажется ничем не безопаснее старой вазовской «классики».
Мы хотим напомнить всем водителям: приближаясь к грузовику или любому другому автомобилю даже с невысокой скоростью надо быть предельно внимательным и никогда не обгонять его справа. Из-за недостаточного обзора можно не увидеть, что в правой полосе стоит или медленно движется другая фура или иное транспортное средство, пространства для торможения или маневра может просто не хватить!
Павел Ёлшин