Легковушка и фура: результаты краш-тестов

При столкновении с грузовиком легковушке достается, конечно, гораздо сильнее, а случаи, когда она «влетает» под фуру сзади, – одни из самых страшных
Павел Ёлшин

При столкновении с грузовиком легковушке достается, конечно, гораздо сильнее, а случаи, когда она «влетает» под фуру сзади, – одни из самых страшных. В России действуют правила, требующие оснащать грузовой транспорт противоподкатными брусьями, но по факту эта защита порой даже на вид не вызывает доверия, а на некоторых большегрузных машинах она и вовсе отсутствует.

Показателен случай четырехлетней давности: разрабатывая упрощенную и удешевленную модификацию «Газель Эконом», нижегородский автозавод убрал у этой версии противоподкатный брус, который был у остальных «Газелей». Для грузовиков массой менее 3,5 тонн это допустимо. В общем у нас как повезет: может встретиться фура с прочными металлическими буферами, не позволяющими автомобилю «заныривать» под днище, но немало на дорогах и транспорта, у которого нижний край кузова находится прямо на уровне голов водителя и пассажира легкового автомобиля. А насколько вообще способны помочь противоподкатные брусья? Американский институт страхования и дорожной безопасности IIHS провел серию краш-тестов и выяснил, что в некоторых случаях брус не помогает: легковушка все равно «влетает» под трейлер.

Надо сказать, что в 2010 году аналогичные тесты показали удручающие результаты: у некоторых трейлеров (например, Hyundai) болты, удерживающие брус, при ударе ломались, и он срывался с креплений. Тогда общественность в США была шокирована, ведь в Америке противоподкатные брусья являются обязательными, и все были уверены в их эффективности. Но испытания показали, что автопроизводители разрабатывают эти элементы с расчетом на то, чтобы лишь формально укладываться в требования норм безопасности, и не закладывают в брусья достаточной прочности. После тех испытаний фирмы, выпускающие трейлеры, всерьез занялись повышением безопасности своих моделей.

Методика краш-тестов IIHS предполагает столкновение с трейлером на скорости 56 км/ч. В первом испытании удар происходит по центру, во втором – с 50-процентным перекрытием, а в третьем тесте легковой автомобиль ударяется о фуру лишь малой частью своего передка (30%). Последний случай – самый жесткий. Из восьми испытанных трейлеров лишь один – фирмы Manас – смог выдержать это испытание. У остальных – край бруса загибался вперед, и легковой автомобиль (в данных тестах использовался Chevrolet Malibu) проникал под днище фуры. Выжить в таком ДТП нереально.

Задача бруса сделать так, чтобы удар приняла на себя силовая структура передней части машины, которая разрабатывается с расчетом поглощать удар и уберегать седоков от серьезных травм. Если же металлический буфер ломается, люди в легковой машине оказываются практически не защищены.


Прогресс в конструкции брусьев за последние три года налицо: удар с 50-процентным перекрытием на этот раз прошли все испытанные трейлеры, кроме модели Vanguard. Ну а краш-тест со 100-процентным перекрытием удачно выдержали все протестированные полуприцепы, включая Hyundai, проваливший в прошлом такой тест.

В России, как это ни печально, о проблеме прочности противоподкатных брусьев, похоже, мало кто задумывается. Тем временем россияне выкладывают в Сети все новые и новые записи видеорегистраторов, зафиксировавшие очередные страшные аварии с участием грузовых машин. Как может быть решена существующая проблема? Только введением более строгих норм, касающихся прочности защитных устройств. Кстати, за океаном эти нормы, возможно, будут скоро ужесточены. Институт IIHS обратился к властям с инициативой ввести более строгие требования к прочности буферов. А как показала практика, сами производители, видя результаты краш-тестов, готовы переходить на усиленные конструкции, даже если действующие нормы пока этого не требуют.


Ну а любому владельцу легкового автомобиля не стоит забывать, что как бы ни была современна и безопасна его машина, столкновение с погрузочной платформой грузовика или высоко расположенным бампером грозит самыми серьезными последствиями. Строительная техника тоже страшная вещь. В случае «заныривания» даже самая технически совершенная иномарка или тяжёлый внедорожник бизнес-класса окажется ничем не безопаснее старой вазовской «классики».

Мы хотим напомнить всем водителям: приближаясь к грузовику или любому другому автомобилю даже с невысокой скоростью надо быть предельно внимательным и никогда не обгонять его справа. Из-за недостаточного обзора можно не увидеть, что в правой полосе стоит или медленно движется другая фура или иное транспортное средство, пространства для торможения или маневра может просто не хватить!

Павел Ёлшин

Видео по теме

Данный материал является учебным. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Данный материал является учебным. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ! Источник