Две звезды и меньше. Самые скандальные краш-тесты

Все производители любят приводить те или иные аргументы в подтверждение безопасности своих машин, ну а мы решили разобраться в тех краш-тестах, о которых представители автомобильных марок предпочитают не вспоминать
Павел Ёлшин

Все производители любят приводить те или иные аргументы в подтверждение безопасности своих машин, ну а мы решили разобраться в тех краш-тестах, о которых представители автомобильных марок предпочитают не вспоминать. А ведь в истории уважаемых брендов бывали случаи, когда популярные модели получали неожиданно низкие результаты. Кто из автопроизводителей исправил свои ошибки, а кто оставил неудачные разработки на конвейере? И, кстати, как сейчас обстоят дела у «китайцев»?

Если рассказывать обо всех случаях, когда та или иная модель опозорилась в краш-тестах, никакой статьи не хватит. Впрочем, российских автомобилистов едва ли беспокоят провалы Rover 100 или Isuzu Rodeo. Ниже в таблицах мы перечислим все худшие результаты краш-тестов, когда-либо проводившихся в Европе, США, Японии, Австралии, Китае, Латинской Америке и России. Но в начале мы решили подробнее остановиться на хорошо знакомых россиянам моделях, пассивная безопасность которых оставляет желать лучшего.

BMW 3-й серии: полторы звезды

Что конкретно означает хороший результат краш-теста? Лишь то, что в реальной аварии при схожих условиях люди в машине выживут и не получат серьезных травм. В случае c «трешкой» BMW в кузове E36, выпускавшейся с 1990 по 1998 год, эксперты Euro NCAP в первой же строчке своего отчета делают неутешительное заявление: травмы груди водителя представляют угрозу для жизни. «Клетка» салона утратила целостность или, как выражаются эксперты Euro NCAP, структура кабины стала нестабильной. Не нужно быть специалистом по пассивной безопасности, чтобы оценить масштаб повреждений: видео говорит само за себя.

Результаты бокового удара оказались не лучше. Эксперты отметили, что защита на уровне брюшной полости вообще не соответствует нормам, которые должны были вступить в действие с 1998 года (краш-тест проводился в 1997 году). По результатам двух краш-тестов машине присудили 1,5 звезды и 10 баллов. Для сравнения: разбитый в том же году Volvo S40, который по системе Euro NCAP считается одноклассником «трешки», получил 4 звезды и 26 баллов.

Провальный результат стал для баварцев толчком к серьезной работе над безопасностью. Через год после краш-теста «трешка» в кузове Е36 была снята с производства, и ее место на конвейере заняла полностью новая модель, которая получила уже четыре звезды.

Mercedes C-Класса: две звезды

Такой рейтинг, заработанный мерседесовской моделью в 1997 году, — худший результат в истории немецкой компании. Надо сказать, что в фирме всегда уделяли большое внимание безопасности, и С-Класс имел весьма неплохое по тем временам оснащение: были не только передние, но и боковые подушки. Однако именно боковой краш-тест машина провалила.

Манекен ударился плечом и грудной клеткой о дверь еще до того, как подушка успела полностью раскрыться. В результате верхняя часть туловища и поясница на схеме окрашены коричневым и оранжевым, то есть эксперты оценили защиту ниже «адекватного» (удовлетворительного) уровня.

Фронтальный удар машина также выдержала не очень хорошо. Жизненное пространство в салоне заметно сократилось: руль переместился назад на 12,3 см, педаль тормоза выдвинулась на целых 27 см, ну а передняя панель и центральная консоль оказались травмоопасными: правое бедро, правая голень и ступни водителя получили серьезные повреждения.


Лишь после смены поколений Mercedes С-Класса смог похвастать пятизвездным рейтингом. Правда, такую оценку новому Мерседесу присудили не сразу. В 2001 году, когда был проведен краш-тест, машине дали четыре звезды, а годом позднее «накинули» еще одну. Дело в том, что с 2002 года в Euro NCAP изменилась система начисления баллов, и эксперты стали присуждать дополнительные очки за оборудование, напоминающее о непристёгнутых ремнях. Именно это нехитрое устройство позволило Мерседесу получить высшую оценку, причем на тот момент С-Класс стал лишь вторым автомобилем в истории Euro NCAP, заработавшим максимальное количество звезд.

Chevrolet Aveo: полторы звезды

В «нулевые» годы все крупные мировые бренды так усердно работали над повышением безопасности, что провальные результаты краш-тестов стали редкостью даже среди бюджетных моделей. Исключение — Chevrolet Aveo предыдущего поколения, который в 2006 году набрал лишь полторы звезды.

Передняя часть кузова не смогла в должной степени погасить силу удара: жизненное пространство в салоне сократилось настолько, что стойка крыши выгнулась буквой «Г». Но это — лишь малая часть повреждений, которые обнаружили эксперты. Во многих местах кузов не сработал как единое целое: сварные точки попросту разошлись. Рулевая колонка сдавила грудную клетку манекена с огромной силой: риск получения травм, несовместимых с жизнью, оказался «неприемлемо высоким», утверждается в отчете экспертов Euro NCAP.

Впрочем, едва ли стоит удивляться таким печальным результатам. Chevrolet Aveo (он же Daewoo Kalos), запущенный в производство в 2002 году, был первой корейской новинкой, представленной с момента перехода компании Daewoo под контроль GM. Однако на тот момент корейцы еще не успели взять на вооружение разработки материнской компании. Если Aveo образца 2011 года базируется на современной платформе Opel Corsa, то прежняя модель создавалась корейцами самостоятельно. Результат налицо.

К сожалению, небезопасная модель не ушла с рынка по сей день. В России старый Aveo продолжает продаваться под брендом ZAZ Vida.

Nissan Navara: ползвезды

Абсолютный минимум в краш-тестах Euro NCAP был достигнут сравнительно недавно — в 2008 году. В российских тестах ARCAP некоторые модели показывали результаты и похуже, но на Западе такого еще не видели. Что удивительно, опозорилась не какая-нибудь неопытная китайская компания, а уважаемый японский производитель.

На первый взгляд, все не так плохо: капот в хлам, но кабина цела. Но на самом деле раму вмяло в пол кабины, педали нанесли серьезные «травмы» ногам манекена. Но хуже всего то, что подушки и преднатяжители ремней безопасности сработали с запозданием.

Для японцев это было шоком. Сразу же было объявлено, что автомобиль пройдет доработку, а уже выпущенные пикапы будут отозваны. Конечно, переработать силовую структуру машины нельзя «малой кровью». Так что дело ограничилось доводкой системы управления подушками и преднатяжителями ремней. И в том же году Nissan Navara вновь прошел краш-тест Euro NCAP.

Как и следовало ожидать, травмы ног по-прежнему оказались серьезными, но вот голова водителя на схеме отныне окрашена не красным, а зеленым. И итоговая оценка экспертов на этот раз оказалась радикально выше. Продающийся сейчас Nissan Navara имеет трехзвездный рейтинг.

Chery Amulet: ноль звезд

В авиации бывают случаи, что после громкой катастрофы авиакомпании приходится менять имя и раскраску самолетов, чтобы перестать ассоциироваться с трагическим событием. Например, в 2006 году после падения в Иркутске бело-голубого лайнера А-310 компании «Сибирь» был проведен спешный ребрендинг. Так появился ярко-зеленый перевозчик S7. Нечто подобное произошло с Chery Amulet, воспоминания о котором производители стараются стереть из памяти отечественных автомобилистов (сейчас эта модель выпускается на заводе ТагАЗ под именем Vortex Corda).

Что же такого ужасного произошло на краш-тесте, проведенном нашими коллегами из «Авторевю» в 2007 году? «Деформация кузова, кое-как сваренного из некачественного металла, очень велика: водительская дверь разлетелась на куски, порог сложился гармошкой, дверной проем сократился на полметра», — сообщают эксперты. Водительский манекен ударился головой о переднюю панель с такой силой, что индекс HIC (критерий травмирования головы) превысил опасный порог в полтора раза.

Резонанс этого события был огромен: сразу после краш-теста продажи Chery Amulet в России резко пошли вниз. Во втором полугодии 2007 года объемы реализации сократились сразу на треть, и хотя итоги года это не очень сильно подпортило (17 719 проданных «Амулетов»), дальше автомобиль ждала печальная судьба. В успешном для всех прочих марок 2008 году своих покупателей нашел лишь 5 241 «Амулет», и в 2009 году — 773 экземпляра. В 2010 году модель покинула рынок. А годом позже, когда она вернулась под именем Vortex Corda, удалось реализовать 1 417 штук.

Когда в апреле 2012 года мне довелось побывать на заводе марки Chery в Китае, главным пунктом экскурсии по предприятию стало посещение новейшего испытательного центра для проверки пассивной безопасности автомобилей. Для китайцев было принципиально важно продемонстрировать, что подход к разработке новых моделей стал куда серьезнее, чем прежде. Подробнее о том, что сегодня представляет собой эта китайская марка, в репортаже «Помидоры Chery: китайские машины стали созревать».


Низкая безопасность оказалась больным местом всех китайских марок. В течение многих лет производители из КНР показывали приемлемые результаты только в собственной стране, где машины разбивались по более «мягкой» методике, нежели в Европе. А вот на испытаниях в России, Австралии и Южной Америке раскрылась истинная безопасность этих автомобилей (подробности — ниже).

Европа: худшая тройка

Испытания Euro NCAP — одни из самых «жестких» в мире, ведь экспертами учитывается очень большое число параметров, причем периодически система начисления баллов ужесточается. Помимо фронтального удара с перекрытием 40% на скорости 64 км/ч, эксперты Euro NCAP также проводят боковой удар, удар о столб, стендовые испытания кресел (имитация удара сзади), испытания на пешеходную безопасность, а также оценивают различное оборудование, повышающее безопасность. Сюда входят и «помощники» вроде ESP, и система контроля слепых зон, и сигнализация о непристёгнутых ремнях.

Из 472 протестированных на данный момент автомобилей всего 28 моделей получили рейтинг две звезды и ниже. Ну а тройка худших выглядит так:

Россия: худшая тройка

Краш-тесты ARCAP, проводимые газетой «Авторевю», являются, по сути, единственным источником информации о реальной безопасности вазовской продукции, иномарок российского производства, «китайцев» и некоторых других моделей, не проходивших испытания Euro NCAP, IIHS и т.п.

Методика оценки автомобилей в российских испытаниях максимально близка к системе Euro NCAP, но есть два отличия. Во-первых, «Авторевю» проводит только фронтальный удар, поэтому максимальная оценка в ARCAP — не пять звезд, а четыре. Во-вторых, отечественные эксперты ввели дополнительные оценки, которые выражаются в перечеркнутых символах автомобиля, водителя или пассажира. Например, силуэт машины перечеркивается, если перемещение руля после краш-теста составило более 150 мм или дверной проем сократился более чем на 250 мм. Это означает, что структура кузова является слабым местом данной модели.

Результаты ARCAP нередко оказываются разоблачительными. Так, например, Hyundai Solaris заработал всего две звезды, в то время как его одноклассники показали себя заметно лучше: Renault Logan оценен в три звезды, а Volkswagen Polo седан — в четыре звезды. В этих испытаниях Lada Priora получила лишь одну звезду, а Chevrolet Niva и УАЗ Патриот — ноль звезд.


США: худшая тройка

В США параллельно развиваются две разные методики проведения краш-тестов. Испытания, проводимые Американским управлением дорожной безопасности (NHTSA), сильно отличаются от европейских краш-тестов. Скорость — ниже (56 км/ч), но удар происходит со 100-процентным перекрытием о бетонный куб, и это испытание требовательнее к работе подушек и ремней. Выделить тройку машин, хуже всех проявивших себя в этом испытании, не представляется возможным: в истории NHTSA довольно много моделей зарабатывали лишь одну звезду, а детализации в баллах в этой методике нет. Например, в начале 90-х опозорились сразу несколько внедорожников: Nissan Pathfinder, Toyota 4Runner, Chevrolet Blazer и другие.

Альтернативные тесты, проводимые Институтом страхования и дорожной безопасности (IIHS), похожи на Euro NCAP, но вместо звезд автомобилю даются оценки по шести параметрам: силовая структура кузова, травмы головы и шеи, травмы груди, травмы левой ноги, травмы правой ноги и общая кинематика манекена в момент удара. По каждому из этих параметров выставляется оценка: Good (хорошо), Acceptable (приемлемо), Marginal (на грани) и Poor (плохо). Для краткости общую оценку автомобиля мы выразили в виде шестибуквенной аббревиатуры.


Япония: худшая тройка

В Японии бьют машины как со 100-процентным перекрытием, так и с 40-процентным, и в итоговой оценке учитываются оба фронтальных удара. Таким образом, можно сказать, что картина получается более полной. Зачастую бьют машины, предназначенные только для внутреннего японского рынка, но некоторые «всемирные» модели также попадают на тесты JNCAP, и тут не обошлось без неожиданностей. В тройку худших попал Mini Cooper, который на Западе заработал пять звезд!

Honda Vamos L
Subaru Samber Van VB
Mini Cooper


Австралия: худшая тройка

Методика ANCAP в своей основе близка к Euro NCAP. Пусть этот рейтинг является по-своему «местечковым», но за 19 лет проведения краш-тестов австралийские эксперты успели проделать огромную работу: ими разбито более 400 машин.

Таблица 1

Пикап и два минивэна, занявшие худшие места, едва ли знакомы россиянам, но в австралийских рейтингах есть и другие, более актуальные для нас данные. Например, именно из архивов ANCAP можно узнать, что Chery Tiggo (J11) оценён всего в две звезды, а Geely MK и Chery Kimo (J1) — в три звезды.


Китай: худшая тройка

Тесты C-NCAP в прежние годы были наименее требовательными к безопасности автомобилей. Фактически они сводились к обязательным сертификационным испытаниям, аналогичным тем, которые проводят российские автозаводы. Особенность этих краш-тестов — более низкая скорость: удар с 40-процентным перекрытием проводится на 56 км/ч, а со 100-процентным перекрытием — на 50 км/ч. Лишь с 2012 года скорость подняли до 64 км/ч.

Стоит ли удивляться, что во всех тестах прежних лет — неплохие результаты. Меньше двух звезд не получала ни одна модель. Но в будущем можно ждать более объективных данных.

Справедливости ради отметим, что безопасность китайских разработок в самом деле растет. Например, разбитый уже по более строгой методике кроссовер Lifan X60 заработал четыре звезды.


Латинская Америка: худшая тройка

Результаты испытаний Latin NCAP нельзя напрямую сопоставлять с европейским рейтингом, поскольку в Южной Америке проводят лишь фронтальный удар на скорости 64 км/ч c 40-процентным перекрытием. И тем не менее, эти тесты заслуживают отдельного внимания. Интересно, что многие западные производители опозорились именно в Латинской Америке, и объясняется это просто. Некоторые модели продаются на этом рынке без подушек безопасности. Впрочем, даже они оказались чуть лучше, чем разбитый «китаец».

Geely Otaka (CK)
Fiat Novo Uno Evo
Chevrolet Corsa


Эпилог

Главная проблема всех краш-тестов заключается в том, что большинство мировых автопроизводителей «научили» свои машины успешно поглощать данные типы фронтального и бокового ударов, и разница между безопасностью машин тех или иных марок порой кажется несущественной. Организаторам испытаний приходится регулярно ужесточать условия тестов и вводить новые параметры оценки. К сожалению, идеальной методики не может существовать в принципе, ведь каждый случай реального ДТП — индивидуальный. Так что хороший результат краш-теста всегда будет довольно условным показателем безопасности автомобиля. Но в одном результаты краш-тестов можно считать несомненными: если автомобиль провалился в данных испытаниях, значит, он в самом деле опасен.

Павел Ёлшин,
фото Euro NCAP, IIHS, JNCAP, CNCAP, Авторевю и фирм-производителей