Прошедший осенний месяц не запомнится ни десятками новых моделей, ни появлением новых автопроизводителей, ни скачками цен. Октябрь 2012 года можно назвать месяцем стабильности.
Осень дала долгожданную передышку и российским автопроизводителям, и импортерам. Прошедшие десять месяцев были крайне насыщенным и, по оценкам многих аналитиков, самыми динамичными с точки зрения развития нашего авторынка за всю его историю. Десятки новых моделей, появление новых компаний в нашей стране (официальные представительства Fiat и Lifan, возвращение Lamborghini и Alfa Romeo, планы по приходу к нам марок Datsun и Acura, сделка по приобретению АвтоВАЗа альянсом Renault-Nissan), масштабное Московское мотор-шоу, введение утилизационного сбора и постоянные корректировки прайс-листов — все эти перипетии, наконец, позади.

Продавцы в октябре успели перевести дух и обратить внимание на снижение темпа роста рынка. Спрос по-прежнему велик, но новых клиентов все меньше. Поэтому в прошедшем месяце и импортеры, и отечественные компании нашли время на простые маркетинговые акции. Теперь придорожные билборды снова пестрят рекламой разнообразных спецпредложений. Прямо как три года назад, когда выбравшиеся из кризиса компании старательно искали новые подходы к клиентам.
Сейчас скидки есть почти у всех марок. Отчасти, конечно, их появлению мы обязаны тем, что весной и летом почти все производители подняли цены — теперь им не так жалко снижать. Но сейчас у покупателей есть реальные шансы найти автомобиль за относительно адекватные деньги. Например, компания Toyota распродает паркетник RAV4, предлагая скидки до 100 000 рублей. С базовой комплектации стоимостью 967 000 рублей японцы, правда, готовы скинуть всего 40 000.

Заманить покупателей пытается и российское представительство Honda, которое в преддверии старта продаж кроссовера CR-V нового поколения, намеченного на 24 ноября, распродает машины предыдущей генерации со скидкой в 140 000 рублей. Есть у Honda и другие спецпредложения — продавцы заявляют о скидке на седан Accord до 250 000 рублей. На практике выгадать на базовой версии получится лишь несколько тысяч, но если брать машину в средней комплектации, то можно сэкономить и 100 000 рублей. На внедорожник Pilot тоже объявлена сниженная цена — от 1 689 000 рублей. А ведь еще в сентябре за этот же автомобиль дилеры просили минимум 1 799 000 рублей.

Конкуренты из Mitsubishi решили не отставать — японский производитель в ноябре предложит внедорожник Pajero Sport за 1 299 000 рублей, тогда как в августе за автомобиль просили аж на 180 000 больше. Скидку дают и на кроссовер ASX, правда, только на версию с двигателем 1,8 и вариатором. Сейчас ее можно купить за 849 900 рублей, а три месяца назад такая же машина обошлась бы в 929 000 рублей.
В российском представительстве Ford тоже готовы давать скидки на кроссоверы — действующая специальная акция касается модели Kuga. Базовую модификацию с дизельным двигателем можно купить за 922 000 рублей, хотя последние полгода за нее просили минимум 959 000 рублей. Самая большая скидка действует на топовую модель с 200-сильным бензиновым мотором, такую машину предлагают за 1 146 500 рублей, что на 95 000 меньше ее заявленной стоимости. Седан Mondeo сейчас тоже можно купить дешевле. Стоимость базовой комплектации теперь составляет 708 500 руб., а машина в популярном исполнении Trend обойдется аж на 130 000 меньше — 795 000 рублей против прежних 925 000. А на версию Titanium Black с мотором мощностью 240 л.с. она составляет 200 тысяч!

Продавцы Opel, уже больше года ежемесячно меняющие цены то в плюс, то в минус, теперь, похоже, решили прекратить эту чехарду. По крайней мере, с сентября почти все прайсы сохранились. Исключение — компакт Opel Corsa, который с приходом осени подорожал. Теперь же на него дают скидку, и трехдверку Corsa можно приобрести за 499 000 рублей (было 514 тысяч), а пятидверку — за 514 000 (против 529 000 рублей).

Марка Chevrolet, которая раньше проводила почти идентичную с Opel маркетинговую политику, в октябре выбрала собственную стратегию. Американцы хотят развивать дополнительные сервисы и поэтому скидки на автомобили (от 15 000 до 90 000 рублей) они готовы давать только тем, кто покупает машину в кредит или сдает старый автомобиль в trade-in. Также на бонус в 10 000 рублей могут рассчитывать клиенты, решившие застраховать транспорт по программе Chevrolet Insurance.

Если большинство производителей предпочитает давать скидки на довольно старые модели, то в компании Hyundai решили поступить наоборот. Корейцы продвигают на нашем рынке новый хэтчбек и универсал i30, и в рамках промо-акции они снизили до Нового года стоимость топовых версий этих машин. Пятидверку сейчас можно купить за 859 000 рублей, а «вагон» — за 899 000 рублей.
Кроме того, корейцы отважились снизить цену на популярный кроссовер ix35 — на все комплектации до Нового года действует скидка в 50 000 рублей. Еще больше — 60 000 рублей — в Hyundai готовы сбросить со стоимости седана Sonata. Это предложение также действительно для всех модификаций автомобиля. И, наконец, на появившийся у нас только в этом году седан i40 корейцы объявили скидку в размере 70 000 рублей.

Peugeot активно готовится к новому модельному году и распродает автомобили 2012 года выпуска. На все версии хэтчбека 308 российского производства компания готова дать скидку в 40 000 рублей, кабриолет 308 СС сейчас можно купить на 50 000 дешевле, а пока не распробованный нашей публикой кроссовер 3008 с двигателем объемом 1,6 л и мощностью 150 л.с. отдают по цене, сниженной аж на 70 000 рублей.

А вот в компании Citroen, как и в российском представительстве Chevrolet, предпочитают не корректировать действующие прайс-листы, а развивать недавно разработанную программу по продаже автомобилей с пробегом, которая называется Citroen Select. Тем, кто сдаст старый автомобиль в trade-in у официального дилера, снизят цену от 15 000 до 50 000 со стоимости новой французской машины, причем в акции участвуют все легковые модели марки.

И даже АвтоВАЗ не остался в стороне от этого осеннего парада скидок. Тольяттинцы, напуганные снижением спроса почти на все свои автомобили, придумали специальные акции по моделям Kalina и Samara. Хэтчбек и универсал Kalina с кондиционером продается на 20 000 дешевле обычного (если, конечно, удастся найти машину из «акционной» партии у дилера), а такие же автомобили без климатической установки предлагаются со скидкой в 15 000 рублей. Трехдверный хэтчбек Samara сейчас доступен за 253 300 рублей, а другие версии автомобилей из семейства Samara продаются со скидкой в 20 000.

Эту осеннюю распродажу можно смело назвать масштабной. И она свидетельствует сразу о нескольких позитивных для российских покупателей тенденциях. Во-первых, производители снова, как и в посткризисный период 2009 года, демонстрируют свою заинтересованность в новых клиентах, тогда как еще зимой казалось, что они заняты чем-то более важным. Во-вторых, в крупных компаниях, видимо, поняли, что действующие цены на автомобили в России завышены — иначе бы продавцы не скидывали по сто-двести тысяч. В-третьих, накануне повышения стоимости машин такие серьезные скидки редко кто предлагает, а значит, в ближайшее время нам можно не беспокоиться — время совершить покупку еще точно есть.