На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Около четырёхсот километров по бездорожью на автомобилях, спуск вглубь горы к месторождению хрусталя, штурм горных рек и установка солнечных батарей — вот лишь часть событий автопробега, организованного компанией GM-AVTOVAZ на Приполярном Урале
Максим Кудымов

Около четырёхсот километров по бездорожью на автомобилях, спуск вглубь горы к месторождению хрусталя, штурм горных рек и установка солнечных батарей — вот лишь часть событий автопробега, организованного компанией GM-AVTOVAZ на Приполярном Урале. В общем, впечатлений хватило.

Что такое национальный парк и как с ним вести себя обычному гражданину? В Соединённых Штатах, например, национальные парки — излюбленное место отдыха тысяч туристов. Обычно это огромная территория с разнообразной флорой и фауной, почти не тронутая человеком. У нас в стране из-за недостаточно развитой инфраструктуры и крайне слабой популяризации этого вида отдыха туристы нацпарки особо не жалуют. В результате, для многих природа ограничивается ближайшим лесом и шашлыком, а красоты родины простаивают без внимания. В рамках борьбы с подобной несправедливостью мы отправились в республику Коми, где на территории в почти два миллиона гектаров раскинулся парк «Югыд Ва».

Путешествие началось с перелёта из столицы в Усинск. Этот город, возведённый в глухой болотистой местности в семидесятых годах прошлого века, находится в 61 километре от Северного полярного круга. Добраться до него можно лишь на самолёте или по железной дороге (можно, конечно, и пешком, но идти придётся довольно долго), автодорожного сообщения с центральной Россией пока нет.

Основу экономики Усинска, как и многих подобных поселений, составляет нефтедобыча. Спешу развеять распространённый миф, население в этом «городе черного золота» на Бентли за хлебом не разъезжает, а признаки повышенного благосостояния в глаза не бросаются. Разве что золотой фонтан в центре города, усеянный бриллиантами и алмазами. Шутка.

Утром следующего дня мы снова оказались в аэропорту, погрузились в вертолёт, чтобы на нём добраться до ещё более отдалённого местечка — города Инта. Летать в вертолёте мне приходилось и раньше, а вот обозревать сверху просторы республики Коми — никогда. Бескрайние оранжевые (по случаю осени) равнины с редкими перелесками, усыпанные «лужами» болот и озёр. Красивый и суровый край, с температурой не выше плюс пятнадцати в самый жаркий летний месяц.

На площади перед аэропортом нас уже поджидали главные виновницы «торжества»: шесть ШевиНив в разных комплектациях, которым предстояло доставить нас в «Югыд Ва» и, желательно, привезти обратно. Среди участвующих в автопробеге автомобилей была и уникальная модификация Monolit, которую я совсем недавно рассматривал на торжествах по случаю десятилетия совместного предприятия GM-AVTOVAZ в Тольятти. Таких «прокачанных» автомобилей с увеличенным дорожным просветом, шноркелем, экспедиционным багажником с «люстрой» фар дополнительного света и прочими приятными мелочами собрано всего два. Покорять уральские горы приехала и представительница новой комплектации LE, сборка которой началась в конце августа этого года. Я же решил испытать пределы проходимости самой обычной версии ШевиНивы, не обременённой никакими специальными прибамбасами.

Нашу яркую автоколонну остановил первый же, а может быть и единственный в Инте, экипаж ДПС. Как оказалось, из любопытства. Но повылезавшие из автомобилей журналисты с камерами заставили инспектора спешно ретироваться в патрульный автомобиль. Такое уж сейчас время, лишний раз лучше не попадать в кадр при исполнении, а то ведь потом засмеют всем ютюбом.

Отъехав от города с десяток километров, мы попали на дорогу, ведущую прямиком к национальному парку «Югыд Ва». Хотя дорогой этот маршрут можно назвать лишь с натяжкой, поскольку езда по нему напоминает американские горки: по центру тянутся вереницы глубоких луж, так что приходится резко лавировать то влево, то вправо. Периодически встречаются вырытые поперёк дороги канавы. Одну из таких наш экипаж не смог преодолеть с первого раза, хорошенько провалившись передними колёсами. Но блокировка и пониженная передача быстро сделали своё дело, и нам удалось выбраться без посторонней помощи.

Температура за бортом понизилась до минусовой, а пейзажи по мере приближения к горам становились всё величественнее. И вот мы у въезда в национальный парк «Югыд Ва». В переводе с языка коми его название означает «чистая вода», и именно вода стала нашими воротами в парк и одновременно первым серьёзным препятствием — река Кожим, которую нужно было проехать вброд. Машинам со шноркелями бояться реки не стоило, а вот водители обычных ШевиНив с опаской поглядывали на водную гладь. Тем более, дно реки сплошь каменистое, и проверить на прочность раздаточную коробку, например, можно было одним неловким движением руля.

Машины одна за другой стали въезжать в реку. Кстати, рыбачить на территории парка запрещено, так что спиннингов из окон ШевиНив не появилось, и местные хариусы вздохнули спокойно. В некоторых местах внедорожники погружались в воду по край капота, заставляя всех нас лишь надеяться, что во впускную систему влага попасть не успеет. К счастью, все экипажи преодолели эту преграду без проблем. Герметичность салона не подвела, и внутри автомобили остались сухими. Первый экзамен сдан!

Впереди оказалось ещё несколько часов пути, уже в спустившейся темноте, с преодолением ещё нескольких бродов. В результате, к вечеру мы добрались до главной цели этого дня — туристической базы «Желанное», названной во славу одноимённого месторождения кварца. Это месторождение разрабатывается аж с 1936 года, когда была организована Приполярно-уральская экспедиция треста No 13 Наркомата Оборонной Промышленности СССР. Ну а наша экспедиция отправилась на заслуженный отдых под рассказы о якобы разгуливающих вокруг базы медведях, волках и вообще чуть ли не инопланетянах.

Утром следующего дня мы отправились вглубь национального парка испытывать машины на проходимость и собственное чувство прекрасного на прочность: природа приполярного Урала не переставала удивлять разнообразием своей красоты. Многочисленные броды мы преодолевали уже заправски, объезжая подводные булыжники и легко выбирая направление, а точнее — курс в речных водах. На полпути к цели этого маршрута — небольшой возвышенности у живописных гор «Старик и Старуха» и озера с изумительным видом — под колёсами стали появляться раскисшие болотистые участки. И вот уже первые «присевшие» экипажи борются с гостеприимной жижей тундры. Разведка донесла, что дальнейший путь может превратиться в затяжные упражнения с лопатами и тросами, а поскольку наш график был очень плотным, было решено развернуться и добираться до цели более подходящей дорогой.

Тут нас ждали не менее интересные внедорожные приключения в виде задачек на геометрическую проходимость. Частенько дорога была завалена камнями различной величины и формы, преодолеть которые без ущерба для днища автомобиля можно было, лишь изрядно попотев. Такой оффроад, пожалуй, оказался не менее интересен, чем стандартное ковыряние по уши в грязи. А главное, мы добрались до искомого места и ещё долго хлопали глазами, да щёлкали затворами фотоаппаратов, наслаждаясь видом.

На обратном пути к базе наш экипаж немного оторвался от остальной колонны, и мы весело мчали по бродам, пока не поняли, что заблудились. «Вот так национальный парк и обзаводится вечными туристами», — подумалось мне, когда мы в который раз пытались найти нужный выезд из реки. К счастью, наши проводники заподозрили неладное и вдруг, откуда ни возьмись, выплыли к нам навстречу на своём бесстрашном «Урале».

Ещё одним пунктом программы стало посещение штольни месторождения. Здесь ведётся добыча пьезокварца и горного хрусталя. Работы в штольне пока производятся вахтовым методом, и на момент нашего визита новая вахта ещё не приехала. Поэтому проход в дальние участки штольни был закрыт, но получить представление о жизнедеятельности предприятия мы смогли. Наш экскурсовод сыпал мудрёными геологическими терминами, из которых лично я понял, что горнодобывающее дело — невероятно длительный процесс. В общем, нельзя найти ценную породу и радостно начать колошматить по ней киркой. Процесс изучения и разведки месторождения занимает десятилетия, хотя, наверное, если речь идёт о чём-нибудь ну очень уж ценном, можно и ускориться.

Хрусталь это конечно здорово, а я больше задумывался об условиях труда горняков. Горе тем, кто жалуется на работу в офисе! Побродив по тёмным обледенелым коридорам, проделанным в горном массиве, понимаешь, что закончившаяся в кулере вода — не самая большая проблема из мира рабочих будней. Через тридцать минут экскурсии у меня возникло стойкое желание поскорей выбраться на поверхность. Каким мужеством должен обладать человек, спускающийся в подземелье на обычный рабочий день, я себе просто не представляю. Конечно, нельзя не сказать и о подземных красотах. Дело в том, что потолок и стены штольни обрастают гигантскими снежинками. Такие не падают (и слава богу) зимой с неба, это уникальный продукт подземного царства.

Утро в республике Коми преподнесло новый приятный сюрприз. По дороге от базы «Желанное» к стоянке оленеводов, которую мы также намеревались посетить, взору предстала потрясающая картина. На фоне восходящего солнца и гор искрилось обледенелое поле с покрытыми инеем маленькими елями. Самая настоящая сказочная страна. Впечатление усилила компания диких оленей, вдруг выбежавших на дорогу перед нами. Поначалу рогатые зверушки вообразили себя частью колонны и неслись что было мочи по дороге, но вскоре олений предводитель сообразил, что по полю бежать куда интересней и стадо скрылось из виду.

Скоро нам удалось познакомиться и с представителями прирученных оленей, запряженных в упряжки. Правда, прирученность они проявляли крайне неохотно, шарахаясь и вращая глазами при любой попытке вторгнуться в личное пространство. А их хозяева — суровые жители Приполярья — ни на минуту не отвлекались от своих дел, не обращая внимания на тут и там прыгающих с фотоаппаратами журналистов.

Я снова с усмешкой вспомнил нередкие причитания кого-нибудь из друзей о том, что билеты на любимую группу дороговаты или рядом с домом нет удобной заправки. А здесь один чум на три семьи и несладкий климат с морозами до минус пятидесяти. Вся работа своими руками, жизнь под открытым небом без электричества и водопровода. Вай-фая, кстати, тоже нет.

По возвращении к границе «Югыд Ва» мы выполнили миссию, логично завершившую программу автопробега. А именно, установили и подключили солнечные батареи, которые компания GM-AVTOVAZ решила подарить парку. Как оказалось, процедура от закрепления батарей до появления электричества в розетке совсем не сложна и доступна даже не шибко разбирающемуся в электрике человеку. В общем, с задачей команда журналистов и сотрудников совместного предприятия справилась довольно быстро, и база хранителей парка в одночасье стала существенно экологичнее.

В завершении можно сделать два вывода. Во-первых, на ШевиНиве можно рассекать по неглубоким рекам и достаточно сложным геометрическим препятствиям. Причём не обязательно по территории национальных парков. А во-вторых, и это касается как раз парков, не стоит ограничивать свой отдых дачей и полётами к морю. Природа в нашей стране настолько разнообразна, что способна неслабо удивить привыкших к турецким берегам туристов. И пусть посреди тундры нет пятизвёздочных отелей и подъездную дорогу как будто недавно бомбили, величие и красота природы заставит вас забыть о всех неудобствах. Так что собирайте рюкзак и наслаждайтесь.

Максим Кудымов
Фото автора