Проект трассы Москва — Санкт-Петербург во многом уникален для нашей страны: обещают, что это будет самая скоростная и самая современная автомобильная трасса России. Однако между официальной и Северной столицами почти 700 километров расстояния, и пока не факт, что все они будут со временем покрыты идеальным асфальтом. Но кое-что уже есть: с 15 по 58 километр вовсю строится уходящая на северо-запад шикарная платная магистраль. Мы побывали на месте строительства и выяснили, какие перспективы ждут проект.
Что вообще происходит?
Для начала вкратце о том, что же происходит чуть восточнее «ленинградской» магистрали М10. В настоящее время там вовсю кладётся асфальт платного дублёра, который соединит МКАД (Бусиновская развязка) с Солнечногорском. От МКАД до подъезда к Шереметьево-1 ширина составит 5 полос в каждом направлении, далее до Зеленограда будет по 4 полосы, а от Зеленограда до Солнечногорска — по 2. При этом ширина созданных в лесной полосе для магистрали просек такова, что легко позволит при необходимости нарастить ширину двухполосного участка ещё на несколько полос.
По дороге будут возведены многоуровневые развязки с Лихачёвским, Международным и Шереметьевским шоссе, на въезде в Зеленоград и на пересечении «малой бетонки», а также в месте соединения с существующей трассой М10 в районе 58 километра (отсчёт везде идёт от «нулевого километра» в центре Москвы). Дорога будет платной, но стоимость проезда пока неизвестна: есть лишь ориентировочные данные 2008 года: это 3 рубля 80 копеек за километр пути без учёта НДС. В дальнейшем к запуску трассы эта сумма будет скорректирована с учётом инфляции.
Наверное, можно ожидать тарифа около 150 рублей за весь путь от Москвы до Солнечногорска. Для оплаты на каждой развязке будут установлены современные терминалы наподобие тех, что используются на европейских автобанах. Оплатить можно будет наличным и безналичным способом, а также планируется использование бесконтактных транспондеров. В районе мест установки терминалов будет сделано значительное расширение трассы, как в той же Европе.
История проекта: кто и зачем это делает
Эта стройка — пример государственно-частного партнёрства в форме концессии. На деле это значит, что перед участниками проекта не стоит традиционная российская задача «грамотно» потратить государственные деньги. Ведь деньги-то в значительной доле — частные! Концессионер — ООО «Северо-Западная Концессионная Компания» — строит трассу, которую сам же потом и будет обслуживать и ремонтировать за свой счёт в течение 31 года. За это время частный инвестор вернёт свои вложения и заработает за счёт взимания платы за проезд. Финансирование проекта общей стоимостью в 60 миллиардов рублей осуществляется государством (концедент) в размере 22,85 миллиарда рублей, а остальное — частные средства концессионера и деньги, привлечённые с помощью финансирующих банков (Сбербанк и Внешэкономбанк).
Концессионная схема позволяет распределить риски между государством, в лице госкомпании «Автодор», и лицом, которое непосредственно реализует проект строительства и эксплуатации дороги. В частности, у концессионера (ООО «СЗКК») есть прямой стимул гарантировать качество и сроки выполнения работ — компания вложила в проект свой собственный капитал, который невозможно будет вернуть в случае существенных нарушений со стороны концессионера. Зачем это всё? Государству нужно расширять дорожную сеть: новый участок значительно разгрузит первые несколько десятков километров от Москвы по «Ленинградке». Откройте Яндекс-пробки и посмотрите, в какой цвет сейчас окрашен этот участок. Новая трасса вряд ли будет знать красно-жёлтые цвета на схемах пробочных сервисов, да и старая вздохнёт намного свободнее. А концессионеру надо зарабатывать деньги, и это служит хорошей гарантией качества дороги в долгосрочной перспективе.
Кроме того, как ни парадоксально это звучит, будет польза и для окружающей среды: в результате использования трассы за 31-летний срок концессии будет сэкономлено 100 тысяч тонн выбросов CO2 — это 350 БЕЛАЗов, доверху «гружёных» углекислым газом!
Основными «клиентами» трассы ООО «СЗКК» видит тех, кому необходимо добраться до аэропорта «Шереметьево» (теперь Аэроэкспресс перестанет быть единственным легко прогнозируемым способом добраться до самолёта), транзитный трафик по маршруту Москва — Санкт-Петербург, а также жителей населённых пунктов, вдоль которых будет проходить трасса.
В каком состоянии находится стройка?
По словам директора по связям с общественностью и маркетингу ООО «СЗКК» Сергея Ильинского, стройка укладывается в намеченные сроки. Ведь даже один день просрочки стоит космических по меркам обывателя денег — 500 тысяч рублей в первый месяц задержки и 1 миллион рублей — во второй. Это хороший стимул держать темп. Строительство стартовало 1 сентября 2011 года, и за прошедшие 13 месяцев выполнено больше 35% всех необходимых работ, наиболее трудоёмких, к слову. За ближайший год степень готовности доведут до 70%, а всего проект рассчитан на 3 года работ.
Генеральный подрядчик строительства, компания ОАО «Мостотрест», уже провел половину всех выемок грунта и сделал треть всех насыпей (всего нужно переместить более 9 миллионов кубометров), а также уложил больше половины водопропускных труб для сохранения существующих ручьёв. Это гигантский объём работ — посмотрите на фотографии, где можно оценить рельеф окружающей местности и его соотношение с рельефом магистрали. А чтобы понять, что было на месте работ ещё несколько лет назад, — взгляните на густой лес на фотографиях: он и был. Работы ведутся одновременно по нескольким фронтам: строятся пять дорожных развязок, укладываются слои дорожной одежды, создаются дополнительные инфраструктурные объекты (например, проходы для животных) и система отвода и очистки воды.
Особенности трассы. Контроль качества
При реализации такого серьёзного проекта проводились множественные экологические экспертизы с целью минимизировать воздействие возведения и эксплуатации объекта на окружающую среду. Поэтому по бокам трассы по всей её протяжённости будут установлены шумовые экраны (22 км), а лес будет ограждён от дороги двухметровым сетчатым забором — это вряд ли понравится грибникам, но лесные жители должны оценить. Для них будут сделаны 5 проходов под магистралью, поэтому зайцы и лоси из соседних лесов смогут беспрепятственно ходить друг к другу в гости. А чтобы семье ежей было комфортно пересекать трассу, тоннели будут украшены ландшафтным дизайном, имитирующим естественную среду обитания животных. Кроме того, поражает размер таких проходов — там пройдёт не то что лось, но и небольшой слон.
Дорожная одежда трассы состоит из пяти слоёв «сэндвича»: базовый (песчано-подстилающий), нижний слой основания (песчано-щебёночная смесь), верхний слой основания (асфальтобетон толщиной 15 см), нижний слой покрытия (асфальтобетон толщиной 10 см) и верхний слой покрытия (5-сантиметровый слой асфальтобетона), гарантия на который составляет 5 лет. Пока в той или иной части положены первые четыре слоя, и в процессе укладки ведётся постоянный мониторинг качества работ инструментальным и лабораторным способами. Параметров множество: это и измерение толщины и прочих геометрических и геодезических параметров, и механическая прочность, и противостояние образованию колей, трещин и сдвигов, и входной контроль готовых объектов (например, мостов), и многое другое.
Безусловно, прецедент строительства подобного объекта — хорошая новость для всех нас. Наконец-то у нас появится свой полноценный автобан, пусть и короткий по европейским меркам. Но факт есть факт: начало положено, и возможно, что в обозримом будущем к самолёту и «Сапсану» добавится ещё один удобный и безопасный способ добраться из одного делового центра нашей страны до другого.
Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора и ООО «СЗКК»