Итоги июня: машины резко подорожали

Российский автомобильный рынок продолжает уверенно расти, и аналитики обещают, что скоро наша страна станет европейским лидером по уровню продаж новых машин
Екатерина Квашенкина

Российский автомобильный рынок продолжает уверенно расти, и аналитики обещают, что скоро наша страна станет европейским лидером по уровню продаж новых машин. На высокий спрос не влияют даже цены, которые только что поднялись в среднем на 20 000 рублей.

Середина лета — период традиционного для автопроизводителей планового повышения розничных цен на новые машины. В июне стоимость машин выросла почти у всех крупных компаний. Кто-то переписал ценники лишь на некоторые модели, а кто-то решил просить больше за весь модельный ряд. К сожалению, о причинах роста цен нам остается только гадать — то ли пришло время, то ли он обусловлен июньским падением рубля на валютном рынке. Сами производители такой информацией не делятся. Напротив, они стараются замаскировать подорожание машин объявлением о неких специальных акциях. Впрочем, сейчас им это уже почти не удается сделать.

Немного сухой статистики: за первую половину 2012 года российский рынок новых автомобилей вырос более чем на 15%. По данным аналитического агентства «Автостат», это лучший результат в Европе, ведь в большинстве крупных стран продажи, наоборот, снижаются. Эксперты прогнозируют, что через два года мы сможем обойти Германию, где сейчас реализуют около 3 200 000 машин в год. По предварительным оценкам, до конца текущего года в России продадут 2 790 000 автомобилей, а в следующем году — уже 3 100 000.

Столь быстро развивающийся рынок вызывает все больший интерес у иностранных автопроизводителей. Весной к нам вернулись марки Seat, Fiat, Lamborghini, а в июне об организации собственного официального представительства объявила компания Bentley. Дилеры премиум-бренда должны появиться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Краснодаре с Екатеринбургом. Бюджетные марки тоже не отстают — представительство открывает Запорожский автозавод, а компания Lifan ищет партнера для организации производства.

По логике, в такой ситуации конкуренция на рынке должна стать жестче, и повышение цен просто немыслимо. Но Россия продолжает идти своим особым путем. Основная конкуренция — в сфере маркетинга, начиная от соревнования между производителями по количеству рекламы и присутствию в прессе и заканчивая изменениями стандартов оформления автосалонов, которые становятся все продуманнее и шикарнее. Имиджевые акции облегчают компаниям доступ к кошелькам граждан, но в итоге за красочные баннеры и забавные телеролики платит сам потребитель. И платит все больше и больше.

По данным того же агентства «Автостат», только за первую половину июня цены на автомобили выросли на 0,6%. И это статистика с учетом имеющихся скидок! При этом данных за вторую половину месяца пока что нет, приблизительно можно оценить рост цен на новые машины в 1,5 — 2%. Схемы роста цен прежние: открытая (когда импортеры просто публикуют новые прайс-листы) и скрытая. В последнем случае производители уменьшают стоимость базовых моделей или машин, выпущенных еще в прошлом году, но при этом цена автомобилей в средних и топовых комплектациях возрастает. Вторая схема активно используется концерном General Motors. Так, в июне закончились все прежние специальные акции на Opel, и стали действовать цены, формально утвержденные еще в начале весны. Но фактически же машины марки Opel подорожали только сейчас.

С Chevrolet ситуация немного иная. Этот бренд решил повышать цены только в конце июня, но уже успел замаскировать новые прайсы под специальную акцию, действующую до конца сентября. Так, обновленный среднеразмерный кроссовер Captiva, который в России представили лишь в марте (стоил он тогда от 990 000 рублей) теперь подорожал до 1 050 000 рублей, но пока что производитель готов давать на него скидку, эквивалентную этой разнице.

А вот седан и хэтчбек Cruze обойдутся дороже, чем раньше, несмотря на специальную акцию. В январе продажи хэтчбека начались с отметки 548 000 рублей, сейчас же рекомендованная цена на эту модель составляет 576 000 рублей. С учетом действующей скидки машину можно купить за 556 000 рублей — но это все равно дороже, чем она стоила полгода назад. За седан дилеры просят еще больше, со скидкой его получится приобрести за 566 000 рублей, без нее машина стоит уже 586 000 рублей.

По более прозрачной схеме в июне подорожали бюджетные седаны Volkswagen Polo, за самую простую версию теперь придется выложить минимум 441 500 рублей, тогда как раньше этот автомобиль можно было купить за 429 100 рублей. Ближайший конкурент Polo, седан Kia Rio тоже стал дороже, за базовую модификацию с двигателем объемом 1,4 л и МКП дилеры просят 479 900 рублей. Напомним, продажи этой модели начинались с цены 459 900 рублей.

Кроме того, теперь покупателям придется платить больше и за пятидверный хэтчбек Kia c’eed. Тут, правда, рост цены обусловлен выходом на российский рынок модели нового поколения. В июне официальные дилеры начали принимать на нее предварительные заказы: самая доступная версия обойдется в 599 900 рублей, тогда как модель-предшественница стоила на 50 000 рублей меньше.

Еще одна марка, которая не погнушалась повысить цену на автомобиль, только-только появившийся в продаже, — это Subaru. Японцы переписали прайс-лист на полноприводный кроссовер XV, продажи начались в России только в апреле. Тогда базовая цена машины была 974 200 рублей, а сейчас за эту модель дилеры просят на 10 000 рублей больше. При этом ничего нового в комплектации машины не появилось.

Японцы вообще очень зависят от валютных курсов — во время кризиса 2008-2009 года именно они первыми переписали прайс-листы. Судя по тому, что производители из Страны Восходящего солнца довольно давно не меняли цены на свои автомобили, нынешнее повышение связано именно с ситуацией на валютном рынке. Это подтверждает и тот факт, что на текущую макроэкономическую обстановку отреагировали не только в Subaru, но и в российских представительствах других японских производителей.

В прошедшем месяце компания Mazda, повысила цены на все свои модели, кроме нового кроссовера CX-5, который подорожал еще в мае. Стоимость автомобилей в базовых комплектациях увеличилась на 6 000 — 26 000 рублей. Больше всех подорожал родстер MX-5, за него японцы просят теперь 1 126 000 рублей, тогда как раньше он стоил 1 100 000 рублей. Самый незначительный рост цен — на седаны Mazda 3 и Mazda 6, за них сейчас просят 625 000 и 767 000 рублей соответственно.

Точно такое же повышение цен произошло и у компании Nissan: подорожали почти все модели. Бюджетная Tiida стоила 539 000 рублей, а теперь за нее просят 565 000 рублей. Стоимость Nissan Almera Classic начиналась от 473 000 рублей, теперь же выросла до 479 000 рублей. Кроссовер Juke подорожал значительнее, с 624 000 цена подскочила до 679 000 рублей. Еще больше выросла цена популярного внедорожника Pathfinder, раньше его можно было купить за 1 411 000 рублей, а теперь за него придется выложить уже 1 534 000 рублей.

Июньское падение рубля на валютном рынке отразилось и на ценовой политике французских марок. Подорожал компактный хэтчбек Peugeot 107: стоимость трехдверки выросла с 350 000 рублей до 384 000 рублей. Самая популярная модель французской марки, пятидверка 308, подорожала на 20 000 рублей, теперь за этот автомобиль просят уже 519 000 рублей. Кроссовер 4007 обойдется в 959 000 рублей против прежних 909 000. Собственно, выросли цены на весь модельный ряд Peugeot, кроме кабриолета 308 СС.

А вот бренд Skoda держит прежние цены на автомобили аж с января. В июне чехи увеличили стоимость только двух моделей — популярного компактного хэтчбека Fabia, который теперь стоит от 409 000 рублей и Octavia (последняя обойдется в 564 000 рублей). Еще меньше изменений в политике у компании Ford, правда, у нее с начала года было уже несколько повышений цен. На этот раз выросла стоимость кроссовера Kuga, за него уже просят от 1 012 000 рублей. При этом на машину дают скидки, которые возвращают цену на прежний уровень.

Судя по всему, в течение июля цены еще будут повышаться — как планово, так и в связи с падением рубля. Что будет дальше? Это одна из главных интриг. Напомним, с 1 августа в России, скорее всего, начнет действовать обязательный утилизационный сбор для всех автомобилей, ввозимых в нашу страну или выпускаемых на отечественных заводах. По предварительным расчетам Министерства промышленности и торговли, меньше всего будут платить компании, которые производят малолитражки на отечественных заводах — для них ставка составит около 10 000 рублей. В среднем же автомобильные компании должны будут отдавать государству по 30 000 — 40 000 рублей за каждую машину.

Часть экспертов убеждена, что в августе-сентябре цены на машины подскочат, так как в них будут включать утилизационный сбор. Другие экономисты считают, что за счет снижения пошлин на ввоз иномарок (утилизационный сбор вводится как своеобразная замена высоких таможенных ставок) производители ничего не потеряют и не станут увеличивать цены. Более реальным кажется первый сценарий, практика последних лет показывает, что на любое изменение конъюнктуры автогиганты реагируют повышением розничной стоимости своей продукции.