Новые дороги: приказано забыть

Московское правительство не намерено начинать строительство новых магистралей в будущем году

Московское правительство не намерено начинать строительство новых магистралей в будущем году.

Столичные чиновники собрали 5 ноября пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, как обстоит сегодня дело с дорожным строительством и когда же, наконец, будут завершены наиболее проблемные работы. А именно – проект «Большая Ленинградка», строительство Звенигородского шоссе и реконструкция Таганского путепровода. Конечно, узких мест на карте города немало, но именно эти три устраивают нешуточные заторы. А уж если учесть, что на двух объектах работы не ведутся, и уже довольно давно... Ситуацию обрисовывали руководитель департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина, научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко и другие официальные лица.



Большие вопросы к «Большой Ленинградке»
Если считать с момента демонтажа памятника Максиму Горькому на площади Тверской заставы (известной также как площадь Белорусского вокзала), то работы на радиусе «Ленинградский проспект – Ленинградское шоссе» ведутся уже без малого четыре года. И должны были завершиться аккурат в этом году. Но продлятся еще как минимум 24 месяца. Хотя вполне возможно, что и дольше.

Когда проект «Большая Ленинградка» был еще только на бумаге, со сроками его реализации все было просто: в конце 2005-го начали – в конце 2009-го закончили. Однако, когда строители приступили к работе, выяснилось, что реконструировать придется в сложнейших геологически-техногенных условиях – большая часть коммуникаций, пересекающих Ленинградку под землей, даже не нанесена на карты и схемы! А тут еще и кризис грянул. В общем, в начале окончание работ было плавно перенесено на 2010 год, но потом, более здраво все обмыслив, власти взяли дополнительное время...

Теперь в планах – уже 2011 год. За это время необходимо докопать тоннель, который, пройдя под Замоскворецкой линией метрополитена, соединит улицы Балтийская и Алабяна; построить дублер моста через канал имени Москвы и отремонтировать старый мост, соорудить развязку с Фестивальной улицей и достроить тоннель на Волоколамском шоссе. Его, к слову, обещали сдать уже в этом году.



Но есть на карте стройки самое узкое место. Оно и до реконструкции отравляло жизнь автомобилистам, а уж во время ее... Это место – та самая площадь Тверской заставы. Как выяснилось, работы по строительству подземного комплекса – в его верхней части должны были разместиться тоннели, соединяющие между собой все выходящие на площадь улицы – так и не начались! Хотя по всем срокам давно уже должны были завершиться. Как пояснил Александр Левченко, работы по строительству подземного города были поручены турецкой компании ENKA, у которой – как оказалось – нет опыта строительства подобных сооружений... Дома – да, а подземные сооружения – нет. Теперь найден новый подрядчик и работы, наконец, начались: скоро строители начнут возводить так называемую «стену в грунте». А это значит, что на площади все разгребут как минимум года через 2-3. Да плюс еще мост над железнодорожными путями – его тоже надо реконструировать. И прибавьте сюда же работы, которые вскоре начнутся на, или, точнее, под Пушкинской площадью. Так что водителям придется ждать «Большую Ленинградку» еще довольно долго.

Не все, что с Балтики, «прокатит»
Как выяснилось, давным-давно покинули рабочие и строительную площадку на Таганской площади. Работы по спасению Таганского тоннеля – а он мог бы просто рухнуть – были начаты два года назад по заказу департамента ЖКХ, но вот с подрядчиком опять не повезло.

К «Балтийской строительной компании» у города сначала было просто «много претензий», а потом с нею и вовсе пришлось расстаться. Теперь же в авральном порядке к работам подключился стройкомплекс во главе с Владимиром Ресиным, так что в первом квартале будущего года работы будут завершены. Пока же по обе стороны тоннеля выстраиваются километровые заторы.



А вот на строительстве Звенигородского шоссе – точнее, на месте его развязки с улицами Мневники и Народного ополчения – работы идут полным ходом. И будут идти еще года полтора-два: в 2010-м сдадут участок от Живописного моста до 3-го Силикатного проезда. Также до конца года будет дореконструирован Крестовский путепровод и участок 4-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, а на днях была сдана магистраль Вешняки-Люберцы от Новоухтомского шоссе до района Кожухово. Возможно, что в будущем году хватит денег еще на какую-нибудь реконструкцию – например, может быть, Мосфильмовская улица перестанет быть тупиковой. Возможно также, что, наконец, закончится и сооружение супер-развязки МКАД с Новорижским шоссе.

Но это и все: по крайней мере в 2010 году Москва новые дороги строить не будет. И без того «дорожная часть» бюджета – по сравнению с докризисным 2008-м – сократилась втрое – со 107 до 38 млрд. рублей.

Не только о коллайдере
Кстати, о Четвертом транспортном кольце. Как выяснилось, его ценовое сравнение с адронным коллайдером очень смешит Марину Оглоблину. Которая уверяет, что на строительство очередной супермагистрали будет потрачено ровно столько средств, сколько нужно.

А по словам Михаила Блинкина, само строительство вообще обойдется в сущие копейки: один километр одной полосы кольца будет стоить 2 млн. долларов. Если учесть, что кольцо будет восьмиполосным – по четыре полосы в каждую сторону, - километр непосредственно магистрали обойдется в 16 млн. долларов. Или, примерно, в 500 млн. рублей. Несложно подсчитать, что все 74 километра трассы будут стоить 37 млрд. рублей. Всего же на строительство отпущено 660 млрд. Но не пугайтесь несоответствия сумм! 623 млрд. рублей уйдут на выкуп земель, на перенос гаражей и прочих помещений, на перекладывание коммуникаций и т.п. Вам тоже кажется, что это чересчур? По словам чиновников, сметы прошли проверку Контрольно-счетной палаты... Так что не будем подвергать эти данные сомнению...



Тем не менее работы на Четвертом транспортном кольце будут продолжены. Зато когда-нибудь город получит еще одно кольцо, на котором – в отличие от всех прочих – не будет общественного транспорта.

...Правда, как мы уже говорили, вряд ли к тому времени, как строительство кольца будет закончено, город получит от него реальную пользу. Ведь радиальные магистрали, через которые Четвертое кольцо пройдет, останутся прежними. И с прежней пропускной способностью. Значит, надо строить если не новые магистрали, то хотя бы их дублеры. Ранее существовали планы строительства дублеров Кутузовского проспекта, Ленинского проспекта, Ярославского шоссе. Пока же речь идет о возможном начале работ на строительстве дублера Дмитровского шоссе.

Но факт остается фактом: городу не хватает как минимум полутора тысяч километров дорог, из которых треть должна приходиться на шоссе и проспекты. До тех пор, пока эта недостача не будет ликвидирована, строительство колец так и останется ненужной тратой денег, сколько их не построй.

Лев Демин