Похоже, что Московский авиационный узел скоро пополнится еще одним аэропортом. Строить что-то с нуля сложно, поэтому нужна база. Чем эта база шире, тем строить легче. Где, по вашему мнению, можно построить четвертый крупный аэропорт? На ум приходит Быково, которое, кстати, находится в каком-то непонятном положении реструктуризации. Или вот заместитель гендиректора корпорации Ростех Дмитрий Шугаев в интервью Коммерсанту предлагает сделать это на базе аэропорта Раменское, он же экспериментальный (испытательный) аэродром ЛИИ им. Громова. Всей стране он известен в основном тем, что там проходит авиасалон МАКС.
Вообще идея здравая. На западе, например, уже давно существуют подобные центры, о которых вскользь упоминает Шугаев. Если подробней, то территория рядом с Жуковским действительно могла бы стать чем-то вроде производственной базы Airbus в Тулузе.
Штаб-квартира компании находится в городе Бланьяк, это в пригороде Тулузы. Под боком у нее, помимо сборочных цехов и испытательного аэродрома, действует и гражданский аэропорт, принимающий обычные рейсы.
Это не только перевалочный пункт, но и своего рода ремонтная мастерская, где самолеты проходят плановое ТО, без отрыва от своей обычной работы.
Но тут главное не путать, Завод Эйрбас в Тулузе и находящийся рядом аэропорт города Бланьяк, в котором есть две параллельные ВПП. Хотя, в принципе, они и являют собой огромный авиакомплекс, который в качестве примера приводит Шугаев.
Значит, вот эта красивая идея Ростеха сочетать в одном месте производство, испытания и исследования в сфере авиации собственно с перевозками грузов и пассажиров – это не утопия. Думаю, не за горами те времена, когда в Жуковский начнут вливать гигантские деньги – на одно лишь инженерное обеспечение первой очереди хотят привлечь 40 млрд рублей. Хорошо, что не из бюджета, а по схеме облигационного займа, а то бы мы получили вторые Сочи на ровном месте.
Другим примером является Междунаро
дный аэропорт Монреаль-Мирабель. Эта база имеет особый статус. Кроме того, что компания Bombardier испытывает здесь свои самолеты, аэродром также обслуживает грузовые авиалинии. Предпосылки для его строительства, были примерно такие же, что и сейчас у нас.
Зачем вообще нужна четвертая авиатранспортная развязка? Чтобы там базировался первый отечественный бюджетный перевозчик. Сейчас, насколько я понял, ни один из основных аэропортов не готов принять у себя доселе невиданную авиакомпанию «Добролет» - дочку Аэрофлота. Под нее необходимо наладить такую систему, чтобы самолет садился и фактически сразу улетал – с минимальным и очень быстрым сервисным обслуживанием.
Если гипотетически себе представить новый аэропорт в Раменском, что это даст? Во-первых, это минимум вложений. Не надо строить ВПП, она там самая длинная в стране. Не надо строить специальную техническую базу для обслуживания и ремонта, она там тоже есть. Что остается? Терминал. Строить что-то а-ля космопорта Шереметьево-2 не имеет смысла, так как требования к бюджетным перевозчикам занижены. Тут, по европейским нормам, требуется одноэтажное здание, никаких высокотехнологичных телетрапов и прочих изысков.
Впрочем, лоукостер – лишь один из элементов этого монстра под названием Национальный центр авиастроения, который когда-нибудь появится в Раменском. Больше всего меня впечатлил тот факт, что, по словам Шугаева, территория этого центра превзойдет по площади близлежащий город Жуковский. Все-таки Россия не может без строек века...