По случаю открытия выставки Фриды Кало, мы узнали о новой музейной площадке Санкт-Петербурга- Музее Фаберже в Шуваловском дворце. Для нас посещение Музея Фаберже стало ещё одним приятным и запоминающимся событием.
Изучая вопрос доступности выставочных залов для инвалидов-колясочников я ознакомилась с сайтом музея и попутно узнала историю Шуваловского дворца, историю реконструкции здания музея и вклад Виктора Вексельберга в создании уникальной ювелирной и декоративно-прикладной коллекции русской школы XIX-XX вв.
Я припомнила что-то в новостях по поводу многолетнего процесса возвращения в Россию культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в XX веке. Вообще, с начала XXI века Петербург обзавёлся несколькими крупными частными коллекциями, -а это одна из них, подумала я. Не знаю, какова коллекция Усманова или клад Нарышкина, но коллекция Вексельберга – это заявка на достойное место среди питерских крупнейших музеев.
С советских времён мы привыкли, что музеи –это дело государства. Уже забывается, что Эрмитаж был личной коллекцией Екатерины II, Третьяков был не царём и даже не министром, а простым купцом-коллекционером. Спустя сто лет мы наблюдаем возрождение нормального порядка: на наших глазах частная коллекция превращается в музей. Музею Фаберже от роду 3 года, но «ребёночек» родился крупным- весом не одну тысячу карат.. Папа Вексельберг подготовил для своего детища чудесную колыбель- Шуваловский дворец, арендовав его у государства на 49 лет. Стартовые возможности настолько хороши, что музей ждёт славное будущее, и оно уже начинает определяться. Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже- это знак того, что частная коллекция становится частью мирового музейного пространства.
Мы с Сашей, идя в Шуваловский дворец на выставку Фриды, планировали, чтобы не смешивать впечатления, лишь мельком взглянуть на пасхальные яйца Фаберже. Но не тут-то было…
Десять великолепных залов заполнены такой гипнотической красотой, что оторвать глаз от изящных форм и нежных тонов драгоценных камней и эмалей невозможно. Женская воля к сопротивлению ломается у первой витрины, а мужская - у второй. Мне трудно передать словами степень художественного совершенства предметов коллекции музея Фаберже. Неисчерпаемая творческая фантазия ювелиров увлекает зрителя и поражает утончённостью художественного вкуса.
Особо хочу отметить тематическую организацию залов и информационные пособия-путеводители. В этих вопросах чувствуется серьёзный научный подход, направленный на наиболее полное и благоприятное восприятие коллекции зрителем.
Сам Шуваловский дворец тоже является экспонатом. Каждый зал произведение интерьерного искусства. Рыцарский зал, красный, синий и белые залы посвящены определённой теме.
К последнему Готическому залу, где находится собрание икон, мы подошли совсем обессиленные от впечатлений.
Муж собрал волю в кулак и стал предпринимать попытки увести меня от Фаберже. Саше пришлось долго и настойчиво приводить меня в осознание того, что надо уйти из дворца и вернуться домой в наше гнёздышко. Несколько раз я обещала ему оторваться от витрин со шкатулками, брошками, часами, но останавливалась по ходу у другой витрины, примагниченная взглядом к сумочке, к театральному биноклю, к фоторамке, к медальону.
Саше было жалко меня, мне пришлось смириться.
Шесть часов в Музее Фаберже, две выставки в один день подарили нам столько интересных впечатлений. Мы рады, что имеем возможность посещать такие места, что они доступны для моего мужа. После реконструкции в здании появился лифт, для подъёма на лесенках в несколько ступенек персонал музея раскладывает раздвижной пандус. На первом этаже в сводчатых залах находится уютное кафе с окнами с видом на Фонтанку.
Мы остались довольны приёмом в Шуваловском дворце. И всем рекомендуем юный Музей Фаберже для посещения.