Не многие знают, но даже первая в мире электрическая лампа накаливания появилась благодаря вертолету. Если точнее, то его проекту. Электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в конце XIX века вплотную занялся вопросами использования электричества именно в процессе работы над электролетом. Он представлял проект своей летательной машины в Главное инженерное управление военного министерства Российской империи. Но на родине его не поддержали, а во Франции, правительство которой согласилось сначала выделить деньги, попытка изобретателя потерпела неудачу. Проект так и остался лишь на бумаге.
Великий русский и американский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский свой путь начинал тоже с вертолетов. Он построил два прототипа в 1908–1911 годах, но подняться в воздух машины могли только без пилота – не хватало подъемной силы. После этого Сикорский сосредоточил свое внимание на самолетах, а к вертолетам вернулся уже через 20 лет, но это, к нашему сожалению, уже была история американской авиации.
В Советском Союзе первый летающий вертолет появился в 1930 году. Модель геликоптера ЦАГИ 1-ЭА. Машина поднялась на высоту 50 метров, что в 2,5 раза превосходило мировой рекорд, установленный ранее итальянцами. А уже в 1932 году вертолет смог взлететь на 605 метров, превзойдя зарубежные достижения в 34 раза.
Советское время стала эпохой расцвета ветолетостроения. Тогда были построены знаменитые модели Ми-24, Ми-26, Ка-50 «Черная акула» и многие другие.
Боевой ударный вертолет Ми-24
Боевой одноместный ударный вертолет Ка-50 «Черная акула»
Модификация Ми-8АМТШ «Терминатор», транспортно-штурмовой вертолет
Модификация Ми-26Т2
Но развал СССР нанес немалый урон всему ВПК и вертолетостроению в частности. В 90-х мы могли разве что снимать про свои вертолеты рекламные фильмы, но не производить их.
Надежды на улучшение ситуации появились лишь в начале двухтысячных, когда по инициативе Сергея Чемезовабыл образован «Оборонпром». В 2007 году, после того как организация стала частью государственной корпорации «Ростех», было принято решение создать холдинг «Вертолеты России», который и стал новым «местом силы» для вертолетостроительн
ой промышленности.
С этого времени развалившаяся отрасль начала постепенно объединяться под одной крышей. К концу 2010 года «Ростех» выкупил контрольные пакеты акций всех профильных заводов в стране. Российские вертолеты в это же время вновь громко заявили о себе: доля российских боевых машин на мировом рынке составила 23%.Мы вышли на первое место на военном рынке.
Сейчас «Вертолеты России» по объемам производства уступают только европейскому производителюEuroco
pter, но холдинг постоянно наращивает свою долю на мировом рынке.
Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»
В 2011 году холдинг поставил иностранным заказчикам 262 российских вертолета (14% мирового рынка).
Вот такой небольшой обзор истории российских вертолетов.
Последующие Ми 24 Д и В "рядом не валялись" по своим характеристикам
Последующие Ми 24 Д и В "рядом не валялись" по своим характеристикам