Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

А как у вас?

Сегодня мне было поручено повозить батюшку (из церкви на кладбище и обратно) - год назад не стало директора. Но вопрос не о том. Ну так вот: территория кладбища огромная - все доезжают до места, благо, что все дорожки чистятся. Это у нас так. А вот, насколько я знаю - нельзя беспокоить почивших. И свекровь моя так говорит, и наблюдала сама, что в средней полосе никто не ездит по кладбищу (ну за исключением кортежа и обслуги). Сегодня еще спросила у батюшки - поедем до места или же спешимся, дабы не нарушать покой? Вы знаете, он подтвердил, что нежелательно ездить, но тем не менее, благословил меня на доставку его же к месту отпевания. А как у вас? Ездят или ходят пешком?
Тема закрытаТема в горячихТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!
Пожаловаться
5 декабря
Lada (ВАЗ) Largus Cross 1.6 MT
Автомобиль стоит своих денег.За такие новую иномарку не купишь. Ларчик-трудяга,​ на трассе легко проглатывает ухабы , в салоне относительно комфортно
4.2
5 декабря
Lada (ВАЗ) 2109 1.5 i
Машина мне нравиться. Это у меня вторая девятка. Первую сам по дурости угробил. Сейчас у меня две машины: Солярис и девятка. Езжу можно сказать только на девятке, т.к всем устраивает. Идеально подходи...
4.3
Все отзывы
Поделиться темой
Отписаться
Подписаться
КомментарииКомментарииПока ни одного комментария, будьте первым!
48
12
Элен Элен
М-да....
У нас не разрешается...да и в округе тож...
Можно проехать лишь по делу....или если в машине пожилой человек,которому трудно идти.
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
М-да....
У нас не разрешается...да и в округе тож...
Можно проехать лишь по делу....или если в машине пожилой человек,которому трудно идти.
СсылкаПожаловаться
Оль! Такой добрый глагольчик : спешимся)))...прям по-старинке что ль...:))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Оль! Такой добрый глагольчик : спешимся)))...прям по-старинке что ль...:))
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Более подходящего глагола не нашла)))) А что, очень даже подходит по сути происходящего.
СсылкаПожаловаться
Ольга *********
Более подходящего глагола не нашла)))) А что, очень даже подходит по сути происходящего.
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Канеш подходит)))
Я и говорю....что навеяло чего-то...то ли бабуля моя так говорила))) То ль ещё откуда...)))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Канеш подходит)))
Я и говорю....что навеяло чего-то...то ли бабуля моя так говорила))) То ль ещё откуда...)))
СсылкаПожаловаться
История переписки4
Память предков глаголит в каждом:-)))
СсылкаПожаловаться
ездят за мзду 50 р
СсылкаПожаловаться
Олег
В нашем городе еще и "кирпич" висит на воротах , но пожилых родственников подвозил до "места"...
СсылкаПожаловаться
Олег
В нашем городе еще и "кирпич" висит на воротах , но пожилых родственников подвозил до "места"...
СсылкаПожаловаться
Я думаю Олег у нас везде так...(поэтому и написала в округе)
Была и в Екатеринбурге...тоже самое....
Привет, кстати)
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Я думаю Олег у нас везде так...(поэтому и написала в округе)
Была и в Екатеринбурге...тоже самое....
Привет, кстати)
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Привет Лена :-) В городе вашем был , на кладбище нет , а так .. да , порядки одни и теже . Особенность наших "деревень" одинакова .
СсылкаПожаловаться
Олег
Привет Лена :-) В городе вашем был , на кладбище нет , а так .. да , порядки одни и теже . Особенность наших "деревень" одинакова .
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Ну я у тебю тож была:))))))
В СССР правда, на соревнованиях:))))
Вспоминала сейчас....про Москву....у них да....(((( Шли наверно минут 40...до места...
Но тоже не помню,чтобы на машинах были...
Хотя...тема такая (((( Каждому своё...
Пока!Приятно было тебя услышать земеля))))))))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Ну я у тебю тож была:))))))
В СССР правда, на соревнованиях:))))
Вспоминала сейчас....про Москву....у них да....(((( Шли наверно минут 40...до места...
Но тоже не помню,чтобы на машинах были...
Хотя...тема такая (((( Каждому своё...
Пока!Приятно было тебя услышать земеля))))))))
СсылкаПожаловаться
История переписки4
Пока Лен ...надеюсь , что когданить всёж таки пересечемся в городе который находится аккурат между нами . Было бы интересней поболтать в реале *ну если ты не против канешна *
СсылкаПожаловаться
Олег
Пока Лен ...надеюсь , что когданить всёж таки пересечемся в городе который находится аккурат между нами . Было бы интересней поболтать в реале *ну если ты не против канешна *
СсылкаПожаловаться
История переписки5
Канеш,Олежка!)))) вот дождемси теплааааааа и на рыбалку рванем,шашлык-машлык зашаманим, тем более мне тама надо плитняка надыбать в этих окрестностях Онежского озера:)))) только сведения у тебя устаревшие...вовсе теперь это не городок,даж не районный центнер...а поселение это уже, вымирает((((
Я туда в церквушку катаюсь....порой...Пока-пока!*ушла*
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Канеш,Олежка!)))) вот дождемси теплааааааа и на рыбалку рванем,шашлык-машлык зашаманим, тем более мне тама надо плитняка надыбать в этих окрестностях Онежского озера:)))) только сведения у тебя устаревшие...вовсе теперь это не городок,даж не районный центнер...а поселение это уже, вымирает((((
Я туда в церквушку катаюсь....порой...Пока-пока!*ушла*
СсылкаПожаловаться
История переписки6
Так. Шоб фотоотчет был раз такое дело:-)))
СсылкаПожаловаться
Ольга *********
Так. Шоб фотоотчет был раз такое дело:-)))
СсылкаПожаловаться
История переписки7
Как я плитняк буду тырить?))))))))
А Олежка на стрёме?)))))))))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Как я плитняк буду тырить?))))))))
А Олежка на стрёме?)))))))))
СсылкаПожаловаться
История переписки8
Не... про плитняк не интересно (кстати, а что
это такое? может мне тоже надо?) Интересно про рыбалку, шашлыки-машлыки - это я понимаю:-)))
СсылкаПожаловаться
Ольга *********
Не... про плитняк не интересно (кстати, а что
это такое? может мне тоже надо?) Интересно про рыбалку, шашлыки-машлыки - это я понимаю:-)))
СсылкаПожаловаться
История переписки9
Плитняк это камень такой,там как раз природные залежи его,
У деда моего была цельная завалинка из него,колодец приличной глубины выложен...
А я хочу дизайн новый на дачке у себя сварганить,но это только мечты пока...:))



А коль я местный житель,то и знаю игле его тама добыть :))
Рыбалка...да у нас тут своя Венеция Олюнчик, мы с Олежкой в краю озер живем:))
Мы подумаем над Вашим предложением:))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Плитняк это камень такой,там как раз природные залежи его,
У деда моего была цельная завалинка из него,колодец приличной глубины выложен...
А я хочу дизайн новый на дачке у себя сварганить,но это только мечты пока...:))



А коль я местный житель,то и знаю игле его тама добыть :))
Рыбалка...да у нас тут своя Венеция Олюнчик, мы с Олежкой в краю озер живем:))
Мы подумаем над Вашим предложением:))
СсылкаПожаловаться
История переписки10
Договорились:-)))
СсылкаПожаловаться
Ольга *********
Не... про плитняк не интересно (кстати, а что
это такое? может мне тоже надо?) Интересно про рыбалку, шашлыки-машлыки - это я понимаю:-)))
СсылкаПожаловаться
История переписки9
Плитняк это не название камня, а его состояние, форма, если так можно сказать:))) он бывает из песчаника, шунгита, кварцитов разных))))
СсылкаПожаловаться
Плитняк это не название камня, а его состояние, форма, если так можно сказать:))) он бывает из песчаника, шунгита, кварцитов разных))))
СсылкаПожаловаться
История переписки10
Вот ироды,оманули бедную деушку)))))))))
а этого,как его...шунгита у нас нема...
Фиса, про Онежское озеро,то шютка была)))))) Мы на Южном Урале))))
Вот змеевик есть...сама была на месторождении...впечатлило!
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Вот ироды,оманули бедную деушку)))))))))
а этого,как его...шунгита у нас нема...
Фиса, про Онежское озеро,то шютка была)))))) Мы на Южном Урале))))
Вот змеевик есть...сама была на месторождении...впечатлило!
СсылкаПожаловаться
История переписки11
Хотела найти фотку нашего змеевика...он отличается своей глубиной,необычный,темно-зеленый...и нашла конспект какой-то...ссыль не дает...но прочла...думаю не финты себе...везде здесь была...а вот и не знала такой версии в названии...удивительно!!!спс,Фиса! Я бы и не полезла...если бы не твоё замечание про плитняк))))))
Конспект учебного занятия
«Путешествие по окрестностям города Верхнего Уфалея»
Цель учебного занятия: познакомить учащихся с достопримечательностями окрестностей города Верхнего Уфалея
Задачи учебного занятия:
1. расширить знания учащихся о родном крае.
2. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, выступлений перед аудиторией.
3. воспитывать любовь к своей малой Родине.
Тип занятия: мини-конференция по ключевым вопросам
Оборудование и средства обучения: сообщения учащихся, презентация учителя
Используемая литература: Internet сайт: www. Yandex.ru, материалы
государственного историко-краеведческого музея, работа Черных В. А. «Иткуль», материалы городской библиотеки
Ход учебного занятия
1. Организационный момент: вступительное слово учителя (мотивационная беседа)
Верхний Уфалей - старый уральский город, основанный в 1761 году. Он расположен в живописной местности, на севере Челябинской области. Каждый человек должен знать историю своего города, но каждая история связана с различными памятниками природы и я предлагаю изучить окрестности нашего города заочно, прослушав сообщения и ответив на вопросы анкеты. Памятники природы – это очень важные объекты нашего окружающего мира, поэтому, чтобы любоваться их красотой всегда нужно для начала их сохранить. Давайте совершим заочное путешествие по родным местам.
2. Выступления учащихся по вопросам темы
I. Озеро Иткуль. Башкиры. Шихан.
1) Географическое положение и геологический разрез озера Иткуль.
Озеро Иткуль находится на северо-западе Каслинского района, в предгорно-лесной зоне. К западу от него тянется невысокий Каслинский хребет, к востоку - Зауральская равнина, а к северо-востоку, в восемнадцати километрах, находится наш город. Озеро Иткуль самый крупный и живописный водоём в этих местах. Находится оно на высоте 274,4м над уровнем моря. Площадь Зеркала - около 30 квадратных километров, объём водной массы - более 200 миллионов кубометров, а глубина -10-12м. Дно озера неровное, с выходами крепких кристаллических пород. Берега крутые, покрытые смешанным лесом. Особенно красивы они в восточной части водоёма. Здесь часто встречаются причудливые скалы, находятся интересные геологические разрезы и знаменитые гранатовые пляжи. Озёрная вода чистая, прозрачная, пресная, пригодна для питья. В него впадает несколько ручьёв и речек: Зюзелка, Буркалка, Долгая, Карагайка и другие. Вытекает - Иткульский исток, который связывает озеро с системой реки Синары. По берегам - многочисленные выходы подземных вод в виде источников. Ценность Иткуля заключается не только в своеобразии и живописности его природы, но и наличии в прибрежной части археологических памятников. Обследования их показали, что здесь насчитывается около пятнадцати памятников, начиная с каменного века и заканчивая XVIII веком.
В озере обитают местные породы рыб - окунь, ёрш, чебак, щука, карась, лещ. Сига завезли в 50-х годах с Ладоги, в 70-х к нему подселили сванского. В конце 80-х годов маточное поголовье сига уничтожено электротралом Каслинского рыбозавода, который вёл промысел на Иткуле. Аракульский рыборазводный завод с середины 90-х годов ведёт зарыбления озера мальками сига, пелядью - сеголетком, в последние годы - карпом.
2) Версии названия озера Иткуль
Существует несколько версий названия озера Иткуль. Дословно переводится - «мясное озеро» (ит - мясо, куль - озеро). Но мясо - не рыба и название не отражает богатств рыбных запасов водоёма. Другая версия дана в сказе П.П. Бажова «Демидовские кафтаны», третья бытует из местных башкир и связана с территорией между деревнями средней и Ключами (Шишмой), именуемой «дамбой». Возвели её в 1719 году (по данным Башкирского Госуниверситета) по инициативе сына «уральского хозяина», Никиты Демидова Акинфия, обнаружившего руду между нынешним хутором Красный Урал и Шишмой. Здание решил он построить на берегу озера, тогда ещё Иккуля: леса много, вода рядом, руды хватает и рабочая сила в избытке. Посадили для укрепления дамбы деревья - осокори, которые местные башкиры никогда не видели. Заготавливать камни для сооружения дамбы конные казаки сгоняли плетьми детей, женщин, стариков - работы велись с раннего утра до позднего вечера. Много тогда народу полегло (с тех пор кладбище образовалось у дамбы). Не удалось достроить Демидову здание на Иткуле - взбунтовались башкиры, и полилась русская и башкирская кровь. Рассказывал об этих событиях (по воспоминаниям деда) Мухубулла Кисагулов, родившийся в 1867 году: много Урусов порезали наши, дозором стояли за Даутовой, Шишмой и Иткулем, чтобы не пустить их. Озеро караулили верхами на лошадях». Не достроил Демидов завода на озере, но отомстил башкирам: скинули его приказчики в воду несколько возов мяса — свинины, чтобы башкиры-мусульмане не пили воду из озера. Отсюда и пошло: Иткуль - мясное озеро. А дамба стояла до 1990 года. Снежинские садоводы разобрали трёхметровой высоты стену, сложенную из плитняка, скреплённого особым раствором, позволившим преодолеть время, политую башкирской кровью, на садовые домики. Остались стоять только шесть осокорей толщиною в три обхвата: две со стороны села Иткуль (Средняя деревня) и четыре - Шишмы. Неподалёку от Ключей сохранились старинные рудники глубиной до 15м - руду позднее добывали и вывозили на Каслинский завод. Ещё одна версия названия - со временем старо башкирское Ыйыккуль трансформировалось в Иккуле и более удобное для признания Иткуль.
3) История башкирского народа - история озера Иткуль
Башкирская культура насчитывает почти 2 тыс. лет. Ранее, до появления людей на Урал (в каменном веке), здесь жило множество народов - сарматы, финно-угры и другие. На эти земли много столетий назад приходили народы из других мест, расселялись здесь, жили, уходили или исчезали, смешиваясь, друг с другом, и в результате смешивания народов, приходивших на Урал образовались башкирские племена башкорты. Впервые слово « Башкорт» появилось в V веке н. э., т. е. 1,5 тыс. лет назад после нашествия гуннов. Связано это слово с легендой, где говорится, что от брака волчицы и гуннского воина родились дети, обладающие силой и выносливостью волка и умом человека, и от них пошёл народ Башкорты — волчья голова.
Башкиры - это полукочевой народ. Их основное занятие - кочевое скотоводство. Но не круглый год башкиры кочевали в нашем крае. Зимой они жили родами в поселениях, в рубленых избушках - не прочных, тесных. Каштак называли зимнюю стоянку. С трудом переносили они холодную, голодную зиму. Башкиры — вольный народ, любят природу и, конечно, им больше нравится «детовка» - летняя кочёвка, жизнь на земле в юрте. В нашем же крае башкиры обосновались на озере Иткуль во второй половине XVII века. Село Даутово появилось в 1761году, деревня Ключи в 1680году, а село Иткуль в 1688 году. В 1976-1979г.г. экспедиция Бельтиковой обнаружила останки новой культуры, так называемое Иткульское городище. В X - XIII в.в. западные башкиры находились в политической зависимости от Волжской Булгарии. Восточные башкиры в это время входили в печенежско -огузскую конфедерацию племён. В XIII веке башкиры были покорены монголами и вошли в состав Золотой Орды. В начале XIV века Золотая Орда распалась на две части: восточная - Белая Орда (Ак - Орда), и западная, которая досталась «потомкам Тохтая». Попытка Тохтамыша в конце XIV века возродить былую мощь Золотой Орды, не увенчалась успехом. Расчленённая на части Башкирия, была лёгкой добычей для соседних государств. Позднее башкиры вошли в состав русского государства. Это имело прогрессивное значение, так как способствовало объединению. Однако царизм нёс в Башкирию национально — колониальный гнет, произвол, захват земель. В связи с этим десятки раз поднимались восстания. Так в 1773-1775 годы была Крестьянская война, под предводительством Емельяна Пугачёва и в этой войне башкиры сражались вместе с русскими. Возле озера находится гора Ыйык-тау (Священная) - на ней в жертву Богу Солнца приносили по весне белую лошадь, читали молитвы и оставляли часть жертвы на горе, часть съедали за священной трапезой.
4) Легенды, легенды, легенды.
Знаменитая башкирская пословица гласит: «У каждого цветка свой аромат, у каждого народа свой нрав и лад». В восточной части озера Иткуль, со дна высоко поднимается скала Шайтан (древнее название Ыйык-таш - Священный камень). Согласно легенде, во время засухи башкиры собирались на берегу озера, звали муллу, резали чёрного барана - на месте
нынешнего фельдшерско-окушерского пункта - и мясо увозили к Ыйык-ташу, читали молитвы, прося Бога воды унести чёрные тучи, пролить дождь на иссушенную землю. Через три дня смотрели: если мясо исчезло - жди дождя, если нет - процедуру повторяли. Если шли затяжные дожди, иткульчане резали белого барана, просили камень очистить небо от туч. Есть и легенда о камне.
«Шайтан-камень»
Давно это было. Пошло однажды беспокойное башкирское Счастье в лес на охоту и заблудилось. Стали разыскивать Счастье башкиры. Искали на крутых горах и в непролазных таёжных дебрях, да только силы зря потеряли - не нашли Счастье. Горе и нужда жили кругом. Совсем измучился народ и хотел уже бросить поиски. Вдруг прошла молва, что кому-то удалось найти Счастье. От селенья к селенью скакали конные гонцы, сообщали народу радостную весть. Живёт Счастье на озере Иткуль. Пришёл башкирский народ к озеру. Поселился, хорошо живёт. Недаром озеро Иткуль - мясное озеро. Рыбы в нём много. Лови - ешь, живи хорошо. Но недолго башкиры жили счастливо. Налетели на Иткуль жадные шайтаны, стали отбирать рыбу, снасти у башкир. Пошли тогда башкиры на поклон к Счастью, чтобы попросить его поселиться вместе с народом. Пришли к берегу и видят: бьются на скале два великана - один — богатырь в боевой башкирской одежде, - а другой - волосатый, с кривыми, как озёрные коряги, ногами. Ударятся они - затрясётся земля, зашатаются деревья. Ударятся другой раз - волны из озера поднимаются. Долго глядели старики на битву. Но вот волосатый Шайтан зашатался, упал, и с плачем обратился к богатырю - башкиру: «Дай руку, помоги подняться. Ты оказался сильнее меня. Я оставлю твой народ в покое, уйду отсюда». Шайтан знал, что у богатыря - башкира много силы, но у него доброе сердце. На это рассчитывал хитрый Шайтан. И только богатырь протянул руку, как Шайтан схватил её и рванул к себе. Крикнул богатырь и не удержался на ногах, упал на землю, а Шайтан навалился на него, подтащил к обрыву и сбросил в озеро. А, чтобы богатырь не поднялся, придавил его огромной скалой. С тех пор и называют эту скалу «Шайтан-камень», что в переводе с башкирского - «бесов, чёртов камень».
II. Озеро Аракуль. Шихан.
1) Географическое положение озера Аракуль и камня Шихан
По-башкирски «ар» - дальний, то есть дальнее озеро, а так же перевод – промежуточное озеро. По преданиям, крупные башкирские зимовья стояли в районе Кыштыма. Среди озёр, окружающих город, оно действительно дальнее. Трактуется и как «Промежуточное озеро». Находится в пяти километрах восточнее станции города Силач. Расположенное на севере области между гор, вблизи крупного посёлка Вишневогорска, озеро интересно своей природой и богатой «рыбной историей».
Про Аракуль говорят, что оно размером с ладошку. Сядешь после завтрака в лодку и точно к обеду вернёшься назад. Площадь его – три квадратных километра, средняя глубина – пять, а наибольшая – 11 метров. Берега высокие, скалистые, немного заболоченные. Дно в центре илистое, у берегов песчаное, с галькой. Наибольшие глубины «жмутся» к восточному и юго-восточному берегу. Озеро проточное, с запада и юга оно принимает в себя две небольшие речки – Ольховку и Каганку, а на севере из него вытекает Аракулька. В южной части Аракуль соединяется с озером Малый Каган, а в северной, через речку Аракульку, впадающую в Вязовку, соединяется с озером Силач и далее с Каслинской системой озёр. Береговая линия, как и у всех горных озёр, изрезанная, образует несколько тихих заводей: курью Тёплую - в юго-западной части, Каганскую - на юге, Максимова - на востоке и ряд других. В юго-восточной части озеро питают многочисленные родники, а у противоположного берега над водной гладью возвышается кудрявый остров Любви. Удивительно маленьким государством смотрится этот остров. А назвали его так в конце 30-х годов, примерно, со дня основания дома отдыха, когда парочки отдыхающих на лодках, как к магниту тянулись к его владениям. Интересно отметить, что если на берегах озера произрастают в основном сосна и лиственница, то на острове сформировался настоящий дендрарий. Кроме хвойных деревьев здесь представлены разнообразные лиственные породы. Почти всё, что растёт в окрестных лесах, перебралось сюда. Около реки Аракульки, вытекающей из озера, находится единственный в нашей области сиговый рыборазводный завод. С ноября и до половины апреля здесь производится инкубация икры сига, гибрида рипуса, пеляди, чира. Отсюда окрепших мальков расселяют по водоёмам всего Южноуралья. В водоёме водятся девять видов рыб. Великолепны аракульские пейзажи, открывающиеся с горы Шихан. Озеро на фоне гор, окружённое со всех сторон лесом, сверкает, словно изумруд. Неистощим на выдумки и сам Шихан. Чего стоят только одни названия его скал-камней: Курица, Каменная голова, Старуха, Ладонь. А Каменная чаша Шихана, круглая, диаметром в 1,5 метра, глубиной в 70 сантиметров, всегда наполнена водой. Вода в ней родниковая. Эта чаша является коллективным трудом воды, ветра и дождя. В ней всегда прозрачная атмосферная вода, которой утоляют жажду птицы и усталые туристы. Предположения по тому, как и когда возникли эти чаши, единственные на Южном Урале, различные: одни предполагают, что появились они в результате движения ледника, но ведь территория нашей области оледенению не подвергалась, граница его проходила по Среднему Уралу, другие утверждают, что образовались чаши ввиду длительного выветривания, воздействия мороза, дождей, однако правильность такого объяснения тоже сомнительна, так как чаша находится на горизонтальной площадке среди однородных горных пород, форма её правильная. Нет чаш на других скалах Южного Урала, скорее всего из-за того, что может быть, в далёкие времена чаши сделали люди. Но для чего? Для разведения жертвенных или сигнальных огней? Ведь в чаше легче получить огонь путём трения, ветер не выбросит из неё горючий материал.
2) Легенда об Аракуле.
«Ной на Аракуле»
В 1927 году в Москве вышла книга горного инженера Ф.М. Коняева «Урал и Библия». В этой книге автор доказывал, что Ной во время всемирного потопа плавал не где-нибудь, а на Урале, и закончил своё путешествие не где-нибудь, а у горы Аракуль, близ Квелей, что Аракуль и есть Арарат, или, наоборот, Арарат есть Аракуль. Нет сомнения, что Ной и погребен на горе Шихан, так как на вершине ее имеется тамга — высеченное в камне углубление, в форме чаши, знак древнего погребения. Ф.М. Коняев считал своё исследование научным. Все началось с того, что в Аше, при копании ямы близ берега протекающей здесь реки Сим, вырыли каменный нож. Откопал его археолог В. Толмачёв, а горный инженер Ф. Коняев признал в нём не простой, а жертвенный нож, упоминаемый в Библии (Книга бытия, глава XII, страница 8), и тут же сразу « начала вырисовываться связь между Уралом и Библией». Вслед за этим Ф. Коняев обратил своё внимание на Липовую гору в Аше и решил. Что она никак не иначе, как библейская «Иегова Ире», то есть «Божья гора». Но как же «Липовая» превращается в «Божью»? Если «Иег» заменить на «гол», то получим «Голова Ире» или «Божья гора». Мало того, можно соединить еврейское «Ире» с русским «мель» и образовать Иремель. Автор использоваш для своих заключений три книги: английскую Библию, энциклопедию Брокгауза и Эфрона, а так же карту от путеводителя по железным дорогам.
Имея такую справочную литературу, он приступил к исследованиям.
По Библии жертвенник расположен так: Бессель на западе и Гай на востоке. Так названы города. Не найдя их на карте, автор стал искать реки. И к востоку от Аши наткнулся на реку Ай. С Аем «покончил быстро»: «г» в произношении утратилось. И, значит, было Гай. К западу от Аши ничего похожего на Бессель не попалось. Пришлось довольствоваться рекой Белой, которую при желании можно преобразовать в Бессель.
Ещё из Библии взята фраза «поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной». Исследователь вновь стал искать на карте эти топонимы. И нашёл! Есть такая речушка, Меша, впадает в Каму ниже Казани. И Сефар есть, гора такая, у Красноуфимска. Ну и так далее. О том, что река Сим названа именем сына Ноя, всякий догадается. А Кама, сама собой. От Хама – «по лёгкости перехода гортанных «Г», к «Х» одной в другую». А Арарат очень просто: «Ар» – озеро, «Арар» – много озёр, «Ат» - в переводе «от». В итоге Арарат означает «от озёр». Что и вполне справедливо для горы Шихан.
Коняев утверждает, что определению места отплытия Ноева ковчега помог разбор слова «ковчег». Разобрав его весьма и весьма мудрено, автор заключает: «В общем, слово «ковчег» указывает, что оно ковано на реке Белой». И далее: «Исследование привело меня к заключению, что Ной жил со своей семьей перед потопом около города Бирска на реке Белой, на левом, луговом берегу её накосил в дорогу сена, сплавил сюда лес и тут построил ковчег». Получается так, что Ной всегда жил на Урале. Его ковчег от Бирска доплыл до горы Аракуль, где обосновался еще на много сотен лет, где был похоронен, а его потомство рассеялось и частью проникло на Кавказ и в малую Азию.
После потопа люди, сошедшие с ковчега, жили трудно. Вокруг ничего, кроме воды и пустой земли. Зверей и птиц еще не было, скота было мало, но рыбы - бездна. Рыбой и кормились на первых порах. Жили одной семьей, говорили на одном языке. «По существу, это были Унины дети — дети одного, обитавшего в окрестностях озер Сугомак, Алабуга, Синара, Окунькуля». От непогоды спасались в пещерах, летом возвращались в подрастающие леса. Община насчитывала около шестидесяти человек, кроме женщин и других, не попавших в реестр. Сам Ной «с частью роя» остался на месте, а остальные разбрелись кто куда, благо свободной земли было много. Вот такая интересная версия имеется!
Ш. Большой Камень.
1) Географическое положение и геологический разрез Большого Камня
Гребневидная гора-останец (или отроги Уфалейского хребта) с таким названием, образовавшаяся за счёт процессов разрушения и переноса горных пород в участки, расположенные ниже, находится в пяти километрах к северо-востоку от города Верхнего Уфалея. Она возвышается над окружающей тайгой на 160 метров, с востока и запада она обрамлена глубокими оврагами. Здесь протекают три небольшие речки. Узкая скалистая вершина вытянута по меридиану почти на километр, вдоль речки Уфалейка, высотой до 10-15 метров. Своей формой и высотой Большой Камень обязан своеобразным породам – лестиваритам, слагающим мощную, в несколько десятков метров, дайку, рассекающую окружающее серпентиниты-змеевики. Лестивариты впервые были открыты и описаны на Урале академиком Д. С. Белянкиным в 1911 году. Он нашёл, что породы Большого Камня по минералогии (альбит, эгрип-авгит) и структуре своей очень похожи на породы у финского селения Лестивари. В этом камне есть пещера, в которой до революции, по воспоминаниям старожилов Уфалея, проводились сходки и маевки.
Существует картина «Большой камень», написанная Малых Владимиром. Она хранится в Верхнеуфалейском государственном историко-краеведческом музее.
2) Проблемы Большого Камня в настоящее время. Пути их решения
10 января 1961 года Челябинский облисполком принял решение об утверждении списка памятников природы, расположенных на территории нашей области. В Верхнем Уфалее в 1978 году была разработана обширная программа культурного развития города «Малая Родина», состоящая из нескольких программ. Одна из них назывался «Кладовая природы», которая состояла из различных пунктов, один из которых – создание заповедной зоны «Большой Камень». Руководителем программы «Малая Родина был Андрей Мужев. Так же была создана секция охраны памятников природы, которую возглавляла инженер-землеустроитель В. И. Елькина.
В 1994 году удалось сделать первые конкретные шаги в исполнении этой программы. В программе было записано: создать заповедную зону вокруг Большого Камня, формировать общественное мнение, создать инициативную группу по изучению памятника природы, организовать работу по сохранению памятника и его эксплуатации, с созданием исполнительных структур. В этом году не была создана специальная группа для работ на Камне, группу создали из школьников во время отработки практики. В общей сложности группа пробыла там две недели. Был комендантский взвод: 8 – 10 человек. Остальные работали по очереди: уходила команда одной школы, её сменяли ребята из другой. Так что всего в палаточном лагере за это время побывало около 70 человек. Ребята сами рубили дрова, готовили пищу и работали.
Сначала решено было очистить западную часть памятника, со стороны города. Первыми работали ребята из средней школы №5. Расстояние было взято примерно 50 метров от скал, и вот ту территорию очищали от мусора, собирали его в вёдра. Работа не такая лёгкая. Как может показаться сначала, ведь ребятам приходилось собирать мусор между камнями. Потом этот мусор просто закапывали.
Так же они оборудовали 10 костровищ. Чтобы люди, приходящие на Большой Камень, могли ими воспользоваться, а не выжигали траву в новых местах.
Другая работа, которой занимались ребята, - стирали буквы со скал. Памятник исписан донельзя. Много непристойных слов, разные приветы, инициалы. Вид отвратительный. Ребята пытались стирать их специальными щётками из троса, но это оказалось им не под силу. В дальнейшем они пробовали выжигать надписи паяльными лампами, а потом – мыть. Правда, есть опасность пожара, а лес тут уже горел. И плодородный слой вокруг Камня очень тонкий, с трудом удавалось вбить колышки для костра. Поэтому особенно важно сохранять лес: если его вырубить или он выгорит. Остатки плодородной земли вымоет из почвы.
3) Легенды пещеры Большого Камня
Говорят, что в гражданскую войну в пещере Большого Камня скрывались партизаны от белогвардейцев, под предводительством Емельяна Пугачёва. Легенда рассказывает, что когда через Уфалей проходили отряды Пугачёва, то в одной из пещер сам Емельян сыграл свадьбу с красивой девушкой из нашего посёлка. А после разбоя богатых обозов, здесь прятали свои клады, так это или нет, но среди уфалейцев немало находилось охотников, которые раскапывали и искали эти клады в пещерах Большого камня. Ребята-следопыты из станционной школы №12 решили обследовать пещеру и хорошо, что они догадались взять с собой длинную верёвку и обвязаться ею, чтобы найти обратный выход из пещеры, но один из мальчиков провалился в глубокий колодец. Таких колодцев там оказалось более десяти. С той поры вход в пещеру завалили. Но на данное время люди, посещающие наш памятник природы, пытаются откапывать пещеру и даже специально берут с собой лопаты.
А ещё говорят, что через эту пещеру был проложен подземный переход до Екатеринбурга, через который якобы переправляли в наш город для подпольной работы революционеров.
3. Ответы выступающих на вопросы слушателей.
Выводы по учебному занятию: Наш край богат и интересен. Необязательно ехать далеко, чтобы найти красоту. Достаточно посетить Иткуль и камень Шайтан, Аракуль и Шихан, Большой Камень и убедиться, что красота, вот она, рядом!
Домашнее задание. Найти дополнительные сведения об Иткуле, Аракуле, Большом Камне, оформить доклады, сделать презентации.
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Хотела найти фотку нашего змеевика...он отличается своей глубиной,необычный,темно-зеленый...и нашла конспект какой-то...ссыль не дает...но прочла...думаю не финты себе...везде здесь была...а вот и не знала такой версии в названии...удивительно!!!спс,Фиса! Я бы и не полезла...если бы не твоё замечание про плитняк))))))
Конспект учебного занятия
«Путешествие по окрестностям города Верхнего Уфалея»
Цель учебного занятия: познакомить учащихся с достопримечательностями окрестностей города Верхнего Уфалея
Задачи учебного занятия:
1. расширить знания учащихся о родном крае.
2. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, выступлений перед аудиторией.
3. воспитывать любовь к своей малой Родине.
Тип занятия: мини-конференция по ключевым вопросам
Оборудование и средства обучения: сообщения учащихся, презентация учителя
Используемая литература: Internet сайт: www. Yandex.ru, материалы
государственного историко-краеведческого музея, работа Черных В. А. «Иткуль», материалы городской библиотеки
Ход учебного занятия
1. Организационный момент: вступительное слово учителя (мотивационная беседа)
Верхний Уфалей - старый уральский город, основанный в 1761 году. Он расположен в живописной местности, на севере Челябинской области. Каждый человек должен знать историю своего города, но каждая история связана с различными памятниками природы и я предлагаю изучить окрестности нашего города заочно, прослушав сообщения и ответив на вопросы анкеты. Памятники природы – это очень важные объекты нашего окружающего мира, поэтому, чтобы любоваться их красотой всегда нужно для начала их сохранить. Давайте совершим заочное путешествие по родным местам.
2. Выступления учащихся по вопросам темы
I. Озеро Иткуль. Башкиры. Шихан.
1) Географическое положение и геологический разрез озера Иткуль.
Озеро Иткуль находится на северо-западе Каслинского района, в предгорно-лесной зоне. К западу от него тянется невысокий Каслинский хребет, к востоку - Зауральская равнина, а к северо-востоку, в восемнадцати километрах, находится наш город. Озеро Иткуль самый крупный и живописный водоём в этих местах. Находится оно на высоте 274,4м над уровнем моря. Площадь Зеркала - около 30 квадратных километров, объём водной массы - более 200 миллионов кубометров, а глубина -10-12м. Дно озера неровное, с выходами крепких кристаллических пород. Берега крутые, покрытые смешанным лесом. Особенно красивы они в восточной части водоёма. Здесь часто встречаются причудливые скалы, находятся интересные геологические разрезы и знаменитые гранатовые пляжи. Озёрная вода чистая, прозрачная, пресная, пригодна для питья. В него впадает несколько ручьёв и речек: Зюзелка, Буркалка, Долгая, Карагайка и другие. Вытекает - Иткульский исток, который связывает озеро с системой реки Синары. По берегам - многочисленные выходы подземных вод в виде источников. Ценность Иткуля заключается не только в своеобразии и живописности его природы, но и наличии в прибрежной части археологических памятников. Обследования их показали, что здесь насчитывается около пятнадцати памятников, начиная с каменного века и заканчивая XVIII веком.
В озере обитают местные породы рыб - окунь, ёрш, чебак, щука, карась, лещ. Сига завезли в 50-х годах с Ладоги, в 70-х к нему подселили сванского. В конце 80-х годов маточное поголовье сига уничтожено электротралом Каслинского рыбозавода, который вёл промысел на Иткуле. Аракульский рыборазводный завод с середины 90-х годов ведёт зарыбления озера мальками сига, пелядью - сеголетком, в последние годы - карпом.
2) Версии названия озера Иткуль
Существует несколько версий названия озера Иткуль. Дословно переводится - «мясное озеро» (ит - мясо, куль - озеро). Но мясо - не рыба и название не отражает богатств рыбных запасов водоёма. Другая версия дана в сказе П.П. Бажова «Демидовские кафтаны», третья бытует из местных башкир и связана с территорией между деревнями средней и Ключами (Шишмой), именуемой «дамбой». Возвели её в 1719 году (по данным Башкирского Госуниверситета) по инициативе сына «уральского хозяина», Никиты Демидова Акинфия, обнаружившего руду между нынешним хутором Красный Урал и Шишмой. Здание решил он построить на берегу озера, тогда ещё Иккуля: леса много, вода рядом, руды хватает и рабочая сила в избытке. Посадили для укрепления дамбы деревья - осокори, которые местные башкиры никогда не видели. Заготавливать камни для сооружения дамбы конные казаки сгоняли плетьми детей, женщин, стариков - работы велись с раннего утра до позднего вечера. Много тогда народу полегло (с тех пор кладбище образовалось у дамбы). Не удалось достроить Демидову здание на Иткуле - взбунтовались башкиры, и полилась русская и башкирская кровь. Рассказывал об этих событиях (по воспоминаниям деда) Мухубулла Кисагулов, родившийся в 1867 году: много Урусов порезали наши, дозором стояли за Даутовой, Шишмой и Иткулем, чтобы не пустить их. Озеро караулили верхами на лошадях». Не достроил Демидов завода на озере, но отомстил башкирам: скинули его приказчики в воду несколько возов мяса — свинины, чтобы башкиры-мусульмане не пили воду из озера. Отсюда и пошло: Иткуль - мясное озеро. А дамба стояла до 1990 года. Снежинские садоводы разобрали трёхметровой высоты стену, сложенную из плитняка, скреплённого особым раствором, позволившим преодолеть время, политую башкирской кровью, на садовые домики. Остались стоять только шесть осокорей толщиною в три обхвата: две со стороны села Иткуль (Средняя деревня) и четыре - Шишмы. Неподалёку от Ключей сохранились старинные рудники глубиной до 15м - руду позднее добывали и вывозили на Каслинский завод. Ещё одна версия названия - со временем старо башкирское Ыйыккуль трансформировалось в Иккуле и более удобное для признания Иткуль.
3) История башкирского народа - история озера Иткуль
Башкирская культура насчитывает почти 2 тыс. лет. Ранее, до появления людей на Урал (в каменном веке), здесь жило множество народов - сарматы, финно-угры и другие. На эти земли много столетий назад приходили народы из других мест, расселялись здесь, жили, уходили или исчезали, смешиваясь, друг с другом, и в результате смешивания народов, приходивших на Урал образовались башкирские племена башкорты. Впервые слово « Башкорт» появилось в V веке н. э., т. е. 1,5 тыс. лет назад после нашествия гуннов. Связано это слово с легендой, где говорится, что от брака волчицы и гуннского воина родились дети, обладающие силой и выносливостью волка и умом человека, и от них пошёл народ Башкорты — волчья голова.
Башкиры - это полукочевой народ. Их основное занятие - кочевое скотоводство. Но не круглый год башкиры кочевали в нашем крае. Зимой они жили родами в поселениях, в рубленых избушках - не прочных, тесных. Каштак называли зимнюю стоянку. С трудом переносили они холодную, голодную зиму. Башкиры — вольный народ, любят природу и, конечно, им больше нравится «детовка» - летняя кочёвка, жизнь на земле в юрте. В нашем же крае башкиры обосновались на озере Иткуль во второй половине XVII века. Село Даутово появилось в 1761году, деревня Ключи в 1680году, а село Иткуль в 1688 году. В 1976-1979г.г. экспедиция Бельтиковой обнаружила останки новой культуры, так называемое Иткульское городище. В X - XIII в.в. западные башкиры находились в политической зависимости от Волжской Булгарии. Восточные башкиры в это время входили в печенежско -огузскую конфедерацию племён. В XIII веке башкиры были покорены монголами и вошли в состав Золотой Орды. В начале XIV века Золотая Орда распалась на две части: восточная - Белая Орда (Ак - Орда), и западная, которая досталась «потомкам Тохтая». Попытка Тохтамыша в конце XIV века возродить былую мощь Золотой Орды, не увенчалась успехом. Расчленённая на части Башкирия, была лёгкой добычей для соседних государств. Позднее башкиры вошли в состав русского государства. Это имело прогрессивное значение, так как способствовало объединению. Однако царизм нёс в Башкирию национально — колониальный гнет, произвол, захват земель. В связи с этим десятки раз поднимались восстания. Так в 1773-1775 годы была Крестьянская война, под предводительством Емельяна Пугачёва и в этой войне башкиры сражались вместе с русскими. Возле озера находится гора Ыйык-тау (Священная) - на ней в жертву Богу Солнца приносили по весне белую лошадь, читали молитвы и оставляли часть жертвы на горе, часть съедали за священной трапезой.
4) Легенды, легенды, легенды.
Знаменитая башкирская пословица гласит: «У каждого цветка свой аромат, у каждого народа свой нрав и лад». В восточной части озера Иткуль, со дна высоко поднимается скала Шайтан (древнее название Ыйык-таш - Священный камень). Согласно легенде, во время засухи башкиры собирались на берегу озера, звали муллу, резали чёрного барана - на месте
нынешнего фельдшерско-окушерского пункта - и мясо увозили к Ыйык-ташу, читали молитвы, прося Бога воды унести чёрные тучи, пролить дождь на иссушенную землю. Через три дня смотрели: если мясо исчезло - жди дождя, если нет - процедуру повторяли. Если шли затяжные дожди, иткульчане резали белого барана, просили камень очистить небо от туч. Есть и легенда о камне.
«Шайтан-камень»
Давно это было. Пошло однажды беспокойное башкирское Счастье в лес на охоту и заблудилось. Стали разыскивать Счастье башкиры. Искали на крутых горах и в непролазных таёжных дебрях, да только силы зря потеряли - не нашли Счастье. Горе и нужда жили кругом. Совсем измучился народ и хотел уже бросить поиски. Вдруг прошла молва, что кому-то удалось найти Счастье. От селенья к селенью скакали конные гонцы, сообщали народу радостную весть. Живёт Счастье на озере Иткуль. Пришёл башкирский народ к озеру. Поселился, хорошо живёт. Недаром озеро Иткуль - мясное озеро. Рыбы в нём много. Лови - ешь, живи хорошо. Но недолго башкиры жили счастливо. Налетели на Иткуль жадные шайтаны, стали отбирать рыбу, снасти у башкир. Пошли тогда башкиры на поклон к Счастью, чтобы попросить его поселиться вместе с народом. Пришли к берегу и видят: бьются на скале два великана - один — богатырь в боевой башкирской одежде, - а другой - волосатый, с кривыми, как озёрные коряги, ногами. Ударятся они - затрясётся земля, зашатаются деревья. Ударятся другой раз - волны из озера поднимаются. Долго глядели старики на битву. Но вот волосатый Шайтан зашатался, упал, и с плачем обратился к богатырю - башкиру: «Дай руку, помоги подняться. Ты оказался сильнее меня. Я оставлю твой народ в покое, уйду отсюда». Шайтан знал, что у богатыря - башкира много силы, но у него доброе сердце. На это рассчитывал хитрый Шайтан. И только богатырь протянул руку, как Шайтан схватил её и рванул к себе. Крикнул богатырь и не удержался на ногах, упал на землю, а Шайтан навалился на него, подтащил к обрыву и сбросил в озеро. А, чтобы богатырь не поднялся, придавил его огромной скалой. С тех пор и называют эту скалу «Шайтан-камень», что в переводе с башкирского - «бесов, чёртов камень».
II. Озеро Аракуль. Шихан.
1) Географическое положение озера Аракуль и камня Шихан
По-башкирски «ар» - дальний, то есть дальнее озеро, а так же перевод – промежуточное озеро. По преданиям, крупные башкирские зимовья стояли в районе Кыштыма. Среди озёр, окружающих город, оно действительно дальнее. Трактуется и как «Промежуточное озеро». Находится в пяти километрах восточнее станции города Силач. Расположенное на севере области между гор, вблизи крупного посёлка Вишневогорска, озеро интересно своей природой и богатой «рыбной историей».
Про Аракуль говорят, что оно размером с ладошку. Сядешь после завтрака в лодку и точно к обеду вернёшься назад. Площадь его – три квадратных километра, средняя глубина – пять, а наибольшая – 11 метров. Берега высокие, скалистые, немного заболоченные. Дно в центре илистое, у берегов песчаное, с галькой. Наибольшие глубины «жмутся» к восточному и юго-восточному берегу. Озеро проточное, с запада и юга оно принимает в себя две небольшие речки – Ольховку и Каганку, а на севере из него вытекает Аракулька. В южной части Аракуль соединяется с озером Малый Каган, а в северной, через речку Аракульку, впадающую в Вязовку, соединяется с озером Силач и далее с Каслинской системой озёр. Береговая линия, как и у всех горных озёр, изрезанная, образует несколько тихих заводей: курью Тёплую - в юго-западной части, Каганскую - на юге, Максимова - на востоке и ряд других. В юго-восточной части озеро питают многочисленные родники, а у противоположного берега над водной гладью возвышается кудрявый остров Любви. Удивительно маленьким государством смотрится этот остров. А назвали его так в конце 30-х годов, примерно, со дня основания дома отдыха, когда парочки отдыхающих на лодках, как к магниту тянулись к его владениям. Интересно отметить, что если на берегах озера произрастают в основном сосна и лиственница, то на острове сформировался настоящий дендрарий. Кроме хвойных деревьев здесь представлены разнообразные лиственные породы. Почти всё, что растёт в окрестных лесах, перебралось сюда. Около реки Аракульки, вытекающей из озера, находится единственный в нашей области сиговый рыборазводный завод. С ноября и до половины апреля здесь производится инкубация икры сига, гибрида рипуса, пеляди, чира. Отсюда окрепших мальков расселяют по водоёмам всего Южноуралья. В водоёме водятся девять видов рыб. Великолепны аракульские пейзажи, открывающиеся с горы Шихан. Озеро на фоне гор, окружённое со всех сторон лесом, сверкает, словно изумруд. Неистощим на выдумки и сам Шихан. Чего стоят только одни названия его скал-камней: Курица, Каменная голова, Старуха, Ладонь. А Каменная чаша Шихана, круглая, диаметром в 1,5 метра, глубиной в 70 сантиметров, всегда наполнена водой. Вода в ней родниковая. Эта чаша является коллективным трудом воды, ветра и дождя. В ней всегда прозрачная атмосферная вода, которой утоляют жажду птицы и усталые туристы. Предположения по тому, как и когда возникли эти чаши, единственные на Южном Урале, различные: одни предполагают, что появились они в результате движения ледника, но ведь территория нашей области оледенению не подвергалась, граница его проходила по Среднему Уралу, другие утверждают, что образовались чаши ввиду длительного выветривания, воздействия мороза, дождей, однако правильность такого объяснения тоже сомнительна, так как чаша находится на горизонтальной площадке среди однородных горных пород, форма её правильная. Нет чаш на других скалах Южного Урала, скорее всего из-за того, что может быть, в далёкие времена чаши сделали люди. Но для чего? Для разведения жертвенных или сигнальных огней? Ведь в чаше легче получить огонь путём трения, ветер не выбросит из неё горючий материал.
2) Легенда об Аракуле.
«Ной на Аракуле»
В 1927 году в Москве вышла книга горного инженера Ф.М. Коняева «Урал и Библия». В этой книге автор доказывал, что Ной во время всемирного потопа плавал не где-нибудь, а на Урале, и закончил своё путешествие не где-нибудь, а у горы Аракуль, близ Квелей, что Аракуль и есть Арарат, или, наоборот, Арарат есть Аракуль. Нет сомнения, что Ной и погребен на горе Шихан, так как на вершине ее имеется тамга — высеченное в камне углубление, в форме чаши, знак древнего погребения. Ф.М. Коняев считал своё исследование научным. Все началось с того, что в Аше, при копании ямы близ берега протекающей здесь реки Сим, вырыли каменный нож. Откопал его археолог В. Толмачёв, а горный инженер Ф. Коняев признал в нём не простой, а жертвенный нож, упоминаемый в Библии (Книга бытия, глава XII, страница 8), и тут же сразу « начала вырисовываться связь между Уралом и Библией». Вслед за этим Ф. Коняев обратил своё внимание на Липовую гору в Аше и решил. Что она никак не иначе, как библейская «Иегова Ире», то есть «Божья гора». Но как же «Липовая» превращается в «Божью»? Если «Иег» заменить на «гол», то получим «Голова Ире» или «Божья гора». Мало того, можно соединить еврейское «Ире» с русским «мель» и образовать Иремель. Автор использоваш для своих заключений три книги: английскую Библию, энциклопедию Брокгауза и Эфрона, а так же карту от путеводителя по железным дорогам.
Имея такую справочную литературу, он приступил к исследованиям.
По Библии жертвенник расположен так: Бессель на западе и Гай на востоке. Так названы города. Не найдя их на карте, автор стал искать реки. И к востоку от Аши наткнулся на реку Ай. С Аем «покончил быстро»: «г» в произношении утратилось. И, значит, было Гай. К западу от Аши ничего похожего на Бессель не попалось. Пришлось довольствоваться рекой Белой, которую при желании можно преобразовать в Бессель.
Ещё из Библии взята фраза «поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной». Исследователь вновь стал искать на карте эти топонимы. И нашёл! Есть такая речушка, Меша, впадает в Каму ниже Казани. И Сефар есть, гора такая, у Красноуфимска. Ну и так далее. О том, что река Сим названа именем сына Ноя, всякий догадается. А Кама, сама собой. От Хама – «по лёгкости перехода гортанных «Г», к «Х» одной в другую». А Арарат очень просто: «Ар» – озеро, «Арар» – много озёр, «Ат» - в переводе «от». В итоге Арарат означает «от озёр». Что и вполне справедливо для горы Шихан.
Коняев утверждает, что определению места отплытия Ноева ковчега помог разбор слова «ковчег». Разобрав его весьма и весьма мудрено, автор заключает: «В общем, слово «ковчег» указывает, что оно ковано на реке Белой». И далее: «Исследование привело меня к заключению, что Ной жил со своей семьей перед потопом около города Бирска на реке Белой, на левом, луговом берегу её накосил в дорогу сена, сплавил сюда лес и тут построил ковчег». Получается так, что Ной всегда жил на Урале. Его ковчег от Бирска доплыл до горы Аракуль, где обосновался еще на много сотен лет, где был похоронен, а его потомство рассеялось и частью проникло на Кавказ и в малую Азию.
После потопа люди, сошедшие с ковчега, жили трудно. Вокруг ничего, кроме воды и пустой земли. Зверей и птиц еще не было, скота было мало, но рыбы - бездна. Рыбой и кормились на первых порах. Жили одной семьей, говорили на одном языке. «По существу, это были Унины дети — дети одного, обитавшего в окрестностях озер Сугомак, Алабуга, Синара, Окунькуля». От непогоды спасались в пещерах, летом возвращались в подрастающие леса. Община насчитывала около шестидесяти человек, кроме женщин и других, не попавших в реестр. Сам Ной «с частью роя» остался на месте, а остальные разбрелись кто куда, благо свободной земли было много. Вот такая интересная версия имеется!
Ш. Большой Камень.
1) Географическое положение и геологический разрез Большого Камня
Гребневидная гора-останец (или отроги Уфалейского хребта) с таким названием, образовавшаяся за счёт процессов разрушения и переноса горных пород в участки, расположенные ниже, находится в пяти километрах к северо-востоку от города Верхнего Уфалея. Она возвышается над окружающей тайгой на 160 метров, с востока и запада она обрамлена глубокими оврагами. Здесь протекают три небольшие речки. Узкая скалистая вершина вытянута по меридиану почти на километр, вдоль речки Уфалейка, высотой до 10-15 метров. Своей формой и высотой Большой Камень обязан своеобразным породам – лестиваритам, слагающим мощную, в несколько десятков метров, дайку, рассекающую окружающее серпентиниты-змеевики. Лестивариты впервые были открыты и описаны на Урале академиком Д. С. Белянкиным в 1911 году. Он нашёл, что породы Большого Камня по минералогии (альбит, эгрип-авгит) и структуре своей очень похожи на породы у финского селения Лестивари. В этом камне есть пещера, в которой до революции, по воспоминаниям старожилов Уфалея, проводились сходки и маевки.
Существует картина «Большой камень», написанная Малых Владимиром. Она хранится в Верхнеуфалейском государственном историко-краеведческом музее.
2) Проблемы Большого Камня в настоящее время. Пути их решения
10 января 1961 года Челябинский облисполком принял решение об утверждении списка памятников природы, расположенных на территории нашей области. В Верхнем Уфалее в 1978 году была разработана обширная программа культурного развития города «Малая Родина», состоящая из нескольких программ. Одна из них назывался «Кладовая природы», которая состояла из различных пунктов, один из которых – создание заповедной зоны «Большой Камень». Руководителем программы «Малая Родина был Андрей Мужев. Так же была создана секция охраны памятников природы, которую возглавляла инженер-землеустроитель В. И. Елькина.
В 1994 году удалось сделать первые конкретные шаги в исполнении этой программы. В программе было записано: создать заповедную зону вокруг Большого Камня, формировать общественное мнение, создать инициативную группу по изучению памятника природы, организовать работу по сохранению памятника и его эксплуатации, с созданием исполнительных структур. В этом году не была создана специальная группа для работ на Камне, группу создали из школьников во время отработки практики. В общей сложности группа пробыла там две недели. Был комендантский взвод: 8 – 10 человек. Остальные работали по очереди: уходила команда одной школы, её сменяли ребята из другой. Так что всего в палаточном лагере за это время побывало около 70 человек. Ребята сами рубили дрова, готовили пищу и работали.
Сначала решено было очистить западную часть памятника, со стороны города. Первыми работали ребята из средней школы №5. Расстояние было взято примерно 50 метров от скал, и вот ту территорию очищали от мусора, собирали его в вёдра. Работа не такая лёгкая. Как может показаться сначала, ведь ребятам приходилось собирать мусор между камнями. Потом этот мусор просто закапывали.
Так же они оборудовали 10 костровищ. Чтобы люди, приходящие на Большой Камень, могли ими воспользоваться, а не выжигали траву в новых местах.
Другая работа, которой занимались ребята, - стирали буквы со скал. Памятник исписан донельзя. Много непристойных слов, разные приветы, инициалы. Вид отвратительный. Ребята пытались стирать их специальными щётками из троса, но это оказалось им не под силу. В дальнейшем они пробовали выжигать надписи паяльными лампами, а потом – мыть. Правда, есть опасность пожара, а лес тут уже горел. И плодородный слой вокруг Камня очень тонкий, с трудом удавалось вбить колышки для костра. Поэтому особенно важно сохранять лес: если его вырубить или он выгорит. Остатки плодородной земли вымоет из почвы.
3) Легенды пещеры Большого Камня
Говорят, что в гражданскую войну в пещере Большого Камня скрывались партизаны от белогвардейцев, под предводительством Емельяна Пугачёва. Легенда рассказывает, что когда через Уфалей проходили отряды Пугачёва, то в одной из пещер сам Емельян сыграл свадьбу с красивой девушкой из нашего посёлка. А после разбоя богатых обозов, здесь прятали свои клады, так это или нет, но среди уфалейцев немало находилось охотников, которые раскапывали и искали эти клады в пещерах Большого камня. Ребята-следопыты из станционной школы №12 решили обследовать пещеру и хорошо, что они догадались взять с собой длинную верёвку и обвязаться ею, чтобы найти обратный выход из пещеры, но один из мальчиков провалился в глубокий колодец. Таких колодцев там оказалось более десяти. С той поры вход в пещеру завалили. Но на данное время люди, посещающие наш памятник природы, пытаются откапывать пещеру и даже специально берут с собой лопаты.
А ещё говорят, что через эту пещеру был проложен подземный переход до Екатеринбурга, через который якобы переправляли в наш город для подпольной работы революционеров.
3. Ответы выступающих на вопросы слушателей.
Выводы по учебному занятию: Наш край богат и интересен. Необязательно ехать далеко, чтобы найти красоту. Достаточно посетить Иткуль и камень Шайтан, Аракуль и Шихан, Большой Камень и убедиться, что красота, вот она, рядом!
Домашнее задание. Найти дополнительные сведения об Иткуле, Аракуле, Большом Камне, оформить доклады, сделать презентации.
СсылкаПожаловаться
История переписки12
Ух ты, как интересно!!! Спасибо:)))
СсылкаПожаловаться
Ух ты, как интересно!!! Спасибо:)))
СсылкаПожаловаться
История переписки13
Хихикаешь))))))
Ну я не хотела,оно само получилось))))
А озер действительно мноХа))) И соединены они порой именно "делами" Демидова))) Ну и Хозяка медной горы тож не хухры-мухры)))))))) Приезжай Фиса, на Шихан слазаем, от меня 15 км всего то))))А вид таааааааааам,обалдеть)))))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Хихикаешь))))))
Ну я не хотела,оно само получилось))))
А озер действительно мноХа))) И соединены они порой именно "делами" Демидова))) Ну и Хозяка медной горы тож не хухры-мухры)))))))) Приезжай Фиса, на Шихан слазаем, от меня 15 км всего то))))А вид таааааааааам,обалдеть)))))
СсылкаПожаловаться
История переписки14
Спасибо большое за приглашение!!!очень хочу поехать, возможно и получится как-нибудь;-)
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Хихикаешь))))))
Ну я не хотела,оно само получилось))))
А озер действительно мноХа))) И соединены они порой именно "делами" Демидова))) Ну и Хозяка медной горы тож не хухры-мухры)))))))) Приезжай Фиса, на Шихан слазаем, от меня 15 км всего то))))А вид таааааааааам,обалдеть)))))
СсылкаПожаловаться
История переписки14
Кстати .. г Вишневогорск по преданию получил свое название от словосочетания "ВИШНЕВЫЕ ГОРЫ" .Когда встает солнце эти горы имеют вишневый цвет , а может из за того , что на этих горах растет много вишни - есть и такая версия . А вид там действительно обалденный . Красота у нас на Урале неописуемая ...это надо видеть воочию :-)))
СсылкаПожаловаться
Олег
Кстати .. г Вишневогорск по преданию получил свое название от словосочетания "ВИШНЕВЫЕ ГОРЫ" .Когда встает солнце эти горы имеют вишневый цвет , а может из за того , что на этих горах растет много вишни - есть и такая версия . А вид там действительно обалденный . Красота у нас на Урале неописуемая ...это надо видеть воочию :-)))
СсылкаПожаловаться
История переписки15
Про Вишневку я многа чё знаю*у меня родственники раньше жили*))) Я туда на Светленькое купаться езжу)))люблю одна)))Ещё на Голубой карьер...но там как-то...неуютно мне...Да и вот Иткуль тож чё-то не очень...на Ташкуль,да на Ташкулёнок ну и Синара))))))) короч я ж птичка)))) Водоплавающая и рыбку люблю)))))))
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Про Вишневку я многа чё знаю*у меня родственники раньше жили*))) Я туда на Светленькое купаться езжу)))люблю одна)))Ещё на Голубой карьер...но там как-то...неуютно мне...Да и вот Иткуль тож чё-то не очень...на Ташкуль,да на Ташкулёнок ну и Синара))))))) короч я ж птичка)))) Водоплавающая и рыбку люблю)))))))
СсылкаПожаловаться
История переписки16
Слышал про эти водоемы , но бывать там не приходилось . Как то все по другим озерам .. южне которые расположены . И обязательно с собой лодку надувную беру .. ну там ..ласты маску .. все как положено чтобы поплавать - понырять . Про рыбу это отдельная тема :-))) ...Просто ее обажаю ...причем в любом виде , но в пироге .. ммм...эт отдельная тема :-)))
СсылкаПожаловаться
Ксюшка
все ездят! да и кладбища все у трасс...
СсылкаПожаловаться
Pilot
С Вашей истории "понравился" батюшка - если нельзя но очень хочется, то можно.
СсылкаПожаловаться
Pilot
С Вашей истории "понравился" батюшка - если нельзя но очень хочется, то можно.
СсылкаПожаловаться
Моё м-даааааа именно поэтому(((((
СсылкаПожаловаться
Элен Элен
Моё м-даааааа именно поэтому(((((
СсылкаПожаловаться
История переписки2
когда вас благословляют, то благословивший уже несет ответственность за ваш поступок )
СсылкаПожаловаться
Павел
когда вас благословляют, то благословивший уже несет ответственность за ваш поступок )
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Удобно!(((
Поэтому...лучше я одна и своими ножками...
СсылкаПожаловаться
ЛВ ответ на Pilot
Pilot
С Вашей истории "понравился" батюшка - если нельзя но очень хочется, то можно.
СсылкаПожаловаться
Ну как же ему с мозолью на животе от поклонений пройти-то сотню метров?
СсылкаПожаловаться
Suhoi
В праздники массового посещения все три кладбища блокируют.Не ездят.
В простые дни ездят.
СсылкаПожаловаться
Suhoi
В праздники массового посещения все три кладбища блокируют.Не ездят.
В простые дни ездят.
СсылкаПожаловаться
Ездят. Достаточно иметь справку об инвалидности.
СсылкаПожаловаться
есть погосты, где только на дороге оставить и пешком, а есть и поквартальные, где идти очень далеко.
да и в "родительскую" устраивают круговое движение.
СсылкаПожаловаться
12
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru