Цифры в маркировке топлива означают октановое число: чем оно меньше, тем выше степень детонации. Детонация — аномально быстрое сгорание топлива, которое разрушительно влияет на детали двигателя. Нет, АИ-92 — не плохо, но мотор должен быть сконструирован под него, в крайнем случае хорошо адаптирован.
Детонация — основной принцип работы двигателя, без неё машина попросту не поедет. Но её влияние на состояние агрегата и его составляющих нельзя оценивать в отрыве от степени сжатия: чем она выше, тем быстрее идёт износ деталей из-за увеличения температуры и давления внутри камер сгорания. Тем не менее, прогресс не стоит на месте.
«Бензин АИ-92 стали разрешать двигателям с высокой степенью сжатия после развития электроники. Современные моторы борются с детонацией за счет изменения параметров цикла по команде октан-корректора», — рассказывает Краснов, но обращает внимание, что не все однозначно.
Любое отстраивание от режима детонации имеет побочные эффекты: снижение эффективности цикла — ухудшение экономичности, рост температуры выхлопных газов, отрицательно сказывающихся на состоянии турбины, недостаточная эффективность двигателя при нагрузках, например, при движении в гору.
«В моем представлении, разрешая бензин АИ-92, китайские марки занимаются маркетинговым популизмом, — говорит Артём Краснов. — Конечно, при поездках на полупрогретом моторе по городских пробкам риски детонации невелики, поэтому, возможно, большая часть чайнаводов не ощущает проблем. Но, используя 92-ой бензин, они наверняка снижают как возможности самого мотора, так и срок его жизни».