Вязкость — одна из важнейших характеристик моторного масла. От нее зависит эффективная работа двигателя и его ресурс; вязкость определяет, заведется ли ваш автомобиль студеным зимним утром.
В качестве эксперта по данному материалу выступает Сергей Марков, автомобильный механик с 20-летним стажем. Он специализируется во внедорожном тюнинге автомобилей, включая подготовку к зимним выездам в Сибирь и арктические регионы.
Что такое вязкость моторного масла
Простыми словами, вязкость — определяет степень густоты моторного масла. Если вязкость низкая, масло будет более текучим и жидким.
Моторное масло должно быть достаточно густым, чтобы образовать защитную пленку на узлах двигателя, и при этом настолько жидким, чтобы пройти в узкие масляные каналы и обеспечить циркуляцию внутри мотора. Важно найти оптимальный баланс вязкости для вашего авто в конкретном температурном режиме
Функции моторного масла в работе масла
Масло в двигателе выполняет несколько важных задач:
- Смазывает: образует тонкую пленку на движущихся деталях, смягчает трение и уменьшает износ;
- Очищает: смывает продукты горения с частей мотора;
- Защищает: не дает нагару оседать на узлах двигателя;
- Охлаждает: снижает температуру внутри двигателя во время работы;
- Предохраняет: замедляет процесс коррозии металлических частей.
Классификация вязкости моторного масла SAE
Чаще всего на канистрах с моторным масло можно встретить маркировку, разработанную американским Сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, сокращенно SAE). Это добровольная организация, занимающаяся разработкой стандартов и определений, впоследствии используемых автомобилистами всего мира.
Действующая на сегодняшний день классификация SAE выделяет три типа моторного масла:
- Летнее (маркировка вида SAE 35);
- Зимнее (маркировка вида SAE 10W);
- Всесезонное (маркировка вида SAE 10W-35);
В настоящее время на рынке можно встретить в основном всесезонное масло: чисто летние и зимние сорта попадаются редко. Главное преимущество всесезонных масел в том, что их не нужно менять перед зимой или летом; ориентироваться при замене следует только на пробег. Для автомобилистов, которые ездят не очень много, это существенная экономия.
Расшифровка ключевых значений
Что же означают эти таинственные буквы и цифры в маркировке? Попробуем разобраться.
SAE — аббревиатура разработчика классификации. Она означает, что масло соответствует общепринятым стандартам.
Буква W (от английского winter, зима) означает, что масло зимнее, либо всесезонное. В любом случае его можно использовать при низких температурах за бортом.
Первая цифра перед W указывает на вязкость масла при низких температурах. Чтобы определить минимальную температуру эксплуатации данного вида масла, отнимите значение перед W от 40. Получается, что наиболее устойчивое к морозам масло будет иметь маркировку 0W.
Минимальная температура эксплуатации моторного масла -40ºС; однако в нашей стране есть регионы, где зимой градусник опускается гораздо ниже. Тамошние автомобилисты используют особые сорта синтетического масла со специальными присадками, увеличивающими текучесть при низких температурах
Цифра после W — высокотемпературная вязкость. Это сложный показатель, который нельзя напрямую интерпретировать, но в целом, чем он выше, тем более густым будет масло в разогретом моторе.
Таблица с температурными диапазонами
Чтобы вы не занимались арифметикой при покупке моторного масла, мы составили таблицу соответствия моторных масел температурным диапазонам:
Класс по SAE | Рабочий диапазон температур,°С | |
---|---|---|
Минимум | Максимум | |
SAE 0W | -40°С | -15°С |
SAE 5W | -35°С | -15°С |
SAE 10W | -30°С | 0°С |
SAE 15W | -25°С | 5°С |
SAE 20W | -15°С | 15°С |
SAE 30 | -5°С | 35°С |
SAE 40 | 10°С | 40°С |
SAE 0W30 | -40°С | 35°С |
SAE 0W40 | -40°С | 40°С |
SAE 0W50 | -40°С | 50°С |
SAE 5W30 | -35°С | 35°С |
SAE 5W40 | -35°С | 50°С |
SAE 5W50 | -35°С | 50°С |
SAE 10W30 | -30°С | 35°С |
SAE 10W40 | -30°С | 40°С |
SAE 10W50 | -30°С | 50°С |
SAE 15W30 | -25°С | 35°С |
SAE 15W40 | -25°С | 40°С |
SAE 15W50 | -25°С | 50°С |
SAE 20W30 | -15°С | 35°С |
SAE 20W40 | -15°С | 40°С |
SAE 20W50 | -15°С | 50°С |
Стандарты и символика API
Вязкость- показатель важный, но не исчерпывающий. У моторного масла есть и другие эксплуатационные характеристики, влияющие на их применение.
Классификацией и стандартизацией моторных масел занимается несколько международных сообществ, но самое известное и авторитетное — Американский институт нефти (American Petroleum Institute, или API). Чтобы узнать маркировку масла по API, ищите на этикетке примерно такие буквы: API SM или API CF.
Первая буква определяет, для какого типа двигателей предназначено масло:
- S — для бензиновых двигателей (от английского spark ignition);
- C — для дизеля (от английского compression ignition);
Буквой Т обозначаются масла для двухтактных двигателей (мотоциклов, моторных лодок
Вторая буква обозначает класс масла: чем она дальше от начала алфавита, тем класс выше. Логика простая: современные масла, позже попавшие в классификацию, имеют лучшие эксплуатационные характеристики.
Дробь в классификации (например, API SM/CF) означает, что масло подходит и для бензиновых, и для дизельных моторов.
Индекс вязкости масла
Помимо абсолютного показателя вязкости SAE, на который мы прежде всего ориентируемся при покупке, существует и относительный: индекс вязкости (viscosity index, или VI). Он измеряет стабильность моторного масла: температурный диапазон, в котором его свойства останутся неизменными. У масел с высоким VI этот диапазон наиболее широкий, а масла с низким VI быстро густеют при охлаждении и становятся жидкими в жару.
Хорошим считается моторное масло с индексом вязкости 150 и выше. В профессиональных гоночных болидах используются масла с VI 200 и 240, но стоят они очень дорого, и для обычного семейного авто будут явным излишеством.
Значения кинематической и динамической вязкости масла
В Интернете, на форумах автолюбителей и в статьях экспертов, можно также встретить понятия «динамическая» и «кинематическая вязкость». По сути это уже знакомые нам цифры из классификации SAE:
- Цифра перед W — динамическая вязкость. Её еще называют «вязкость на холодную»;
- Цифра после W — кинематическая вязкость, она же «вязкость на горячую».
Динамическая вязкость определяет минимальную температуру, при которой заведется двигатель, а кинематическая — поведение масла в разогретом работающем моторе.
Как правильно выбрать моторное масло для двигателя автомобиля
За советом, как правильно выбрать масло, я обратилась к нашему эксперту Сергею. И вот что он посоветовал:
1. Проверьте руководство по эксплуатации автомобиля
Информация по рекомендованному типу масла для вашей модели авто должна быть указана в руководстве по эксплуатации. В случае, если у вас новый автомобиль, и живете вы не на Крайнем Севере, этим можно и ограничиться: покупать то, что советует производитель, и не заморачиваться.
2. Сделайте поправку на температуру.
Если вы живете или собираетесь в поездку в регион, где зимой температуры падают ниже 30ºС, рекомендации производителя стоит слегка пересмотреть; даже если вашему авто рекомендовано масло с динамической вязкостью 5W, берите 0W, не ошибетесь.
3. Учитывайте возраст автомобиля
С возрастом в автомобиле увеличиваются зазоры между узлами; слишком жидкое моторное масло будет не в силах создать на них защитную пленку. Для автомобилей с большим пробегом выбирайте масло с увеличенной кинематической вязкостью.
4. Покупайте только качественное, проверенное масло
Моторное масло — не тот продукт, на котором следует экономить. Несколько десятков рублей, сбереженные на масле, обернутся многотысячными расходами на ремонт двигателя.
Можно ли заливать в двигатель масло разной степени вязкости
Что будет, если смешать два разных масла в двигателе? Ответить на этот вопрос я также попросила Сергея.
Ничего страшного, конечно, не случится. Современные моторные масла достаточно стабильны, и нежелательные химические реакции при смешении масел разных типов исключены. Другой вопрос, зачем это делать? Покупая моторное масло, мы ожидаем от него определенного поведения при конкретных условиях. Смешивая два разных масла, мы получаем третий продукт, с непредсказуемыми характеристиками. Так что я рекомендую не заниматься купажированием, а пользоваться одним типом масла от выбранного производителя.
Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о вязкости моторного масла
Итак, что же важно и нужно знать автомобилисту о показателях вязкости масла:
- Вязкость — одна из важнейших характеристик масла, особенно в зимний период;
- От правильно подобранного моторного масла зависит эффективность работы двигателя и срок его жизни;
- Вязкость при покупке определяется по классификации SAE. Первая цифра означает, при какой минимальной температуре заведется двигатель, вторая — как масло себя поведет в работающем моторе;
- Индекс вязкости — показатель стабильности характеристик работы масла при разных температурах. Выбирайте масло с индексом вязкости 150 и выше;
- Наиболее часто в продаже встречаются всесезонные моторные масла. Их не нужно менять при смене сезонов.