Не за горами новогодние каникулы, во время которых многие из нас устремятся в путешествия на автомобилях. Возможно, вам просто понадобится уехать в другой город по делам. В любом случае полезно будет пробежать глазами наш чек-лист — чтобы зима не застала вас врасплох прямо на заснеженной трассе. Итак, прежде, чем отправляться в путь, проверьте, взяли ли вы с собой следующие вещи.
Инструменты
В дороге может случиться всякое, так что возьмите с собой набор гаечных ключей и отверток (две-три плоские и столько же фигурных), а также «крокодилы», чтобы в случае проблем с аккумулятором суметь «прикурить» автомобиль от какого-то попутного ТС. В идеале иметь при себе еще и набор часовых отверток — стоят такие на маркетплейсах копейки, зато очень выручают, если нужно срочно осуществить какие-то мелкие работы в машине.
Также у вас в багажнике должны лежать плоскогубцы. Лично я их стала возить с собой после того, как у меня прикипела крышка к маслозаливной горловине, а долить масло нужно было здесь и сейчас. Да, это не очень гуманно по отношению к крышке, но суровые времена требовали суровых решений. Отсюда вывод: пускай минимальный шоферский набор будет в машине всегда — никогда не знаешь, как именно и в какой момент придется им воспользоваться.
«Запаска», домкрат и баллонный ключ
Такая «программа минимум» непременно должна быть с вами — даже если вы ни разу до этого самостоятельно не меняли колесо. Ведь всегда можно попросить кого-то на трассе остановиться и помочь вам. Кстати, не такая уж это премудрость — поменять колесо на автомобиле самостоятельно довольно просто, если следовать простым правилам. О них мы подробнее писали здесь.
«Балонник» обычно идет в комплекте к автомобилю и подходит к штатным колесам. Если на машине стоят не оригинальные диски, то штатный балонный ключ может не подойти по толщине и придется подбирать подходящий. Обладателям литых дисков (особенно дорогих и красивых) нужно постараться не забыть взять «секретку» — иначе с колесом придется повозиться.
Компрессор
Мало просто иметь в багажнике компрессор — нужно еще убедиться, что он работает, чтобы внезапно не обнаружить поломку девайса прямо на трассе. Опыт неприятный, доказано автором материала. Повторять не рекомендуем.
Протестируйте свой компрессор прежде, чем отправиться в путь и, если есть какие-то нарекания по его работе, лучше приобрести новый. Стоит он недорого, зато очень выручает в поездке. Если прокол несерьезный, гораздо проще подкачать колесо компрессором и доехать до ближайшего шиномонтажа, чем самому ставить «запаску» — особенно в грязь и холод.
А еще перед поездкой стоит обязательно проверить давление в шинах. Вообще в холодное время года делать это следует 1−2 раза в неделю. Из-за резких ночных и дневных перепадов температур давление в шинах меняется. Если вы не опытный водитель, разницы вы не почувствуете. А, между тем, подспущенные шины влияют на износ ходовой, управляемость автомобилем и могут даже спровоцировать занос.
И, кстати, когда за окном серьезный «минус» постарайтесь не залетать в ямы на скорости. Резина дубеет и из-за таких маневров колесо может просто лопнуть… Да, и такой неприятный опыт у меня тоже имеется. Так что учитесь лучше на чужих ошибках, чтобы не пришлось в −32° искать на трассе шиномонтаж с разорванным колесом.
Буксировочный трос
Ждать эвакуатор на обочине в холода — неприятно, долго и дорого. На помощь придет буксировочный трос. С его помощью можно вытянуть машину из сугроба и завести с толкача. Ну, а если не получится — дотянуть до ближайшего сервиса.
Имейте в виду, что автомобильные тросы производятся не по ГОСТу. Часто из-за отсутствия стандартов качества они не в состоянии выдержать даже минимальную нагрузку. Так что подойдите к его выбору ответственно. Хороший буксировочный трос имеет следующие характеристики:
Максимальная нагрузка: рекомендуется брать изделие с тройным запасом грузоподъемности. Это означает, что если ваша машина весит 2 тонны, выбирайте аксессуары с показателем 5,5 тонн.
Крепление: лучше выбирать металлические крюки. Они легко крепятся, обладают хорошей прочностью и не соскальзывают во время буксировки.
Длина: не менее 5 метров. Этот показатель указан в ПДД и является оптимальным для безопасной транспортировки машины.
Потренируйтесь устанавливать съемный буксировочный крюк и крепить трос заранее — в поездке такой «дебют» точно ни к чему. Кстати, иногда буксировка машины вообще запрещена производителем автомобиля и ее передвижение на тросе может привести к серьезным поломкам трансмиссии. Все подробности вы найдете по этой ссылке.
Противобуксовочные устройства
Сюда можно отнести все, что поможет избежать прокрутки колес, если вы «окопались» в сугробе. А именно: цепи, траки, или антипробуксовочная лента. Все вышеперечисленное тоже лучше потренироваться надевать заранее, поскольку важно уловить принцип их крепления. Поверьте, постигать тонкости установки трясущимися от холода пальцами по колено в снегу — такое себе удовольствие.
Если ну совсем уж ничего противобуксовочного вы к поездке прикупить не успели, можно попробовать подложить под колеса резиновые коврики из салона. Но учтите, что это крайняя мера — и коврики жалко, и шансы на успешный исход операции примерно 50 на 50. Если поблизости есть деревья, салонные коврики можно пощадить и позаимствовать у матери природы несколько веток. Их тоже можно подложить под колеса. Но чтобы это сделать, вам не обойтись без нашего следующего «лота».
Туристический топорик и зажигалка/штормовые спички
Топорик позволит вам добыть немного веток, если машина застряла в сугробе. Хороший туристический топорик весит от 700 до 1700 граммов. Выбирайте модели с весом от 700 до 1 300 граммов, так как от слишком тяжелого топора руки с непривычки быстро устанут. Также не стоит обращать свое внимание на модели с весом около 400 граммов. Да, его легче нести, но это вы же с ним не в поход собрались? Легким топором рубить сложнее — вы потратите много энергии и, как в случае с чересчур тяжелым топором, быстро устанете. Хорошо, если у вашего топорика будет полимерная рукоять — такая не боится влаги и температурных перепадов, а значит, не потрескается со временем, в отличие от древесины.
На случай, если ждать помощи потребуется долго, держите при себе зажигалку, а лучше так называемые «штормовые спички». В отличие от обычных они способны гореть при влажной погоде, штормовом ветре и даже в дождь. Это возможно благодаря тому, что в них вместо головки находится воспламеняющаяся масса, которая занимает половину длины спички.
Фонарик
А вот это маст-хэв для всех автомобилистов — не только для тех, кто собирается в дальнее путешествие. В идеале иметь два вида: налобный фонарь (демо-версия шахтерского фонаря) и обычный, но мощный. В первом случае вы сможете подсветить отдельные детали в подкапотном пространстве, а во втором — подать сигнал спасателям или другим автомобилистам в темное время суток.
Канистра с бензином
Если вы думаете, что ситуация с мигающим датчиком топлива актуальна только в глухой тайге, вы ошибаетесь. Трассы, где на много десятков км нет ни единой заправки, расположены даже в ЦФО. Далеко ходить не надо: если поедете из Москвы в Петербург по бесплатной дороге, непременно застанете такой участок. Так что внимательно следите за уровнем топлива.
Перед поездкой залейте полный бак и не допускайте, чтобы стрелка уровня топлива уползла в нижнюю половину шкалы. Даже если на вашей трассе полно заправок. Случись что, бензин может потребоваться вам для обогрева салона — помните, что на холоде машина «ест» больше. А чтобы чувствовать, что у вас есть «план Б», держите в багажнике канистру с бензином на 10−20 литров.
Лопата
В магазинах сейчас огромный ассортимент лопат — всевозможных расцветок и размеров. Однако в дальней поездке ничего эффективнее советской саперной лопатки еще не придумали. Так что не тратьте деньги на китайские декоративные изделия из пластика. Лучше наведайтесь в ближайший охотничий магазин и купите действительно нужную в быту вещь. Такой и машину откопать можно, и ветки некрупные разрубить и даже от диких зверей защититься — при серьезном испуге и большом желании еще пожить.
Светоотражающий жилет
По правилам дорожного движения, жилет должен быть в наличии в каждом автомобиле. Многие этим пунктом пренебрегают, а зря. Не важно, в одежду какого цвета вы одеты. В темное время суток водитель может рассмотреть движущийся объект на расстоянии до десяти метров — хватит ли их, чтобы оттормозиться и избежать наезда? Поэтому заводим себе новую привычку: в темное время суток или при плохой видимости находимся возле автомобиля только в светоотражающем жилете.
У жилета есть и другое, менее очевидное, но очень полезное свойство: если повесить его на зеркало, дальнобойщики и опытные водители сразу поймут, что вам нужна помощь. Преимущество в том, что жилет видно издалека. А еще он не мерзнет на холоде — чего не скажешь о вас и ваших пассажирах.
Теплые вещи, носки и запас еды
Лично я вообще всегда беру с собой зимой сменную обувь — и вам рекомендую. В дороге ноги могут отсыреть, потому что даже небольшое количество снега с ботинок превращается в лужи на ковриках. А теперь представьте, что вам в этих лужах предстоит провести несколько часов.
Кроме обуви нужно взять с собой одежду, которая согреет вас в случае непредвиденной поломки. Пледы, валенки, термос с горячим чаем и крохотная газовая горелка с емкостью, в которой можно вскипятить воду, вам в помощь. Если у вас вместительный багажник, закиньте в него спальный мешок. Он хорошо сохраняет тепло и поможет долго обходиться без отопления салона, если за окном не сильный мороз.
Не лишними будут также одноразовые грелки для рук и ног. После извлечения из герметичного пакетика такая грелка нагревается в течение нескольких минут и остается теплой не менее семи часов. Солевая грелка нагревается при контакте с воздухом. Так что, если почувствовали, что она остывает, просто встряхните ее и дайте «подышать» кислородом.
Собирая еду в дорогу, отдавайте предпочтение питательным продуктам с длительным сроком годности. Орехи, сухофрукты, шоколад, энергетические батончики — обязательный набор. Опционально можно взять с собой бутерброды и заранее помытые фрукты и/или овощи. Они помогут унять аппетит, если вы попали в пробку или экстренные службы временно перегородили трассу из-за ЧП.
Постарайтесь максимально ответственно подготовиться к зимнему путешествию. Ведь, если правила авиации написаны кровью, то правила дальних поездок на автомобиле — горьким опытом сотен тысяч автомобилистов по всему миру. Не повторяйте чужих ошибок, чтобы фраза «дорожные приключения» ассоциировалась у вас с приятными воспоминаниями, а не «вьетнамскими» флешбеками.