Датчик давления в шинах: как работает удобная опция

Как электроника подсказывает о спущенном колесе
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Опытный водитель, конечно, поймет, что одно из колес спущено исключительно по поведению автомобиля. Ему никакие подсказки не нужны – тактильно все ясно. А что делать неопытному? Каждый день обходить машину с манометром? Давить ногой на покрышку? Современные машины умны и технологичны, поэтому о неисправности подскажет электроника. Как работает датчик давления в шине – на Авто Mail.

Мобильное приложение к датчику давления шин
Источник: Mercedes-Benz

Неприятная и весьма опасная непрогнозируемость поведения руля, излишняя расхлябанность и повадки баржи, повышенный расход топлива и пробои подвески на мелких ямках, необходимость подруливать и дискомфорт пассажиров – симптомы спущенного колеса. Водитель со стажем оперативно сообразит, что самое время остановиться в безопасном месте и достать из багажника насос. Но знаний этих можно набраться лишь проехав десятки тысяч километров, заплатив полную цену на шиномонтажах и магазинах покрышек. Этот навык не купить и в автошколе не получить. Так что начинающий водитель либо пройдет этот путь до конца, либо сразу озаботится электронным помощником, способным компенсировать недостаток знаний и навыков – системой контроля давления в шинах. Благо, во многих современных автомобилях она установлена с завода.

Как устроена система контроля давления в шинах

Технологическое устройство системы и ее особенности актуальны для конкретной модели, но водителю, пользователю автомобиля, совершенно не обязательно знать подробностей. Нам важны эксплуатационные свойства, которые по сути своей одинаковы у всех: умная электроника подскажет о необходимости подкачать колесо соответствующей пиктограммой на приборной панели. Загорелась? Доставай насос!

Лампа давления в шинах
Источник: legion-media.ru

У некоторых моделей технология сложнее, она точно укажет и проблемную покрышку, и давление в ней, параллельно мониторя остальные показатели, но большинство машин, многие из японцев и корейцев, оснащены самым простым оборудованием – фиксируется недостаток атмосфер, о чем информируется водитель. Далее – бери насос, иди ищи. Ключевое – предупреждение о недостатке, дальше уже намного проще.

Как работает датчик давления в шине

И там, и тут основным элементом всей системы является датчик давления в шине: электронный блок на батарейке, который стоит внутри диска и постоянно контролирует давление. В едином корпусе находится измеритель давления, источник питания и передатчик. Данные передаются на электронный блок, который анализирует поступившую информацию и, в случае необходимости, толсто намекает водителю о неисправности. Передача информации происходит ежеминутно. Все просто и довольно надежно.

Неисправности системы контроля давления в шинах

Электронный блок, мозги, редко выходит из строя и в постоянном контроле не нуждается- это сверхнадежный узел, который может пострадать в ДТП, но без посторонних вмешательств переживет и кузов, и мотор. Проводка – аналогично. Другое дело – датчик, который периодически, причем весьма часто, нуждается во внимании.

Система контроля давления в шинах (TPMS) для автомобилей Ford и Volvo
Система контроля давления в шинах (TPMS) для автомобилей Ford и VolvoИсточник: Lumu (talk), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org

Сам по себе датчик способен проработать не менее пяти лет – заряда батареи хватает надолго. Проблемы, как правило, доставляет ниппель, который у датчика давления в шине специфический: например, у автомобилей Mitsubishi, он полностью резиновый, поэтому страдает и от внешнего физического воздействия, и от дорожных реагентов. У Toyota – металлический, крепящийся на диск с помощью специальной гайки. Он надежнее, но если время пришло – придется менять в сборе, тогда как у «Митсу» можно заменить резинку и поехать дальше. Однако оба варианта бессильны перед агрессивным и кустарным шиномонтажом, в рамках которого излишне азартные действия монтажкой могут просто повредить устройство. Так что перед сезонной «переобувкой» или в момент ремонта мастера нужно обязательно предупредить: стоят датчики давления в шине. Тогда и только тогда он будет аккуратнее.

Что нужно знать каждому водителю о датчике давления в шине

Во-первых, батарейка иногда все же садиться, а ее замена – бесперспективный путь. Она впаяна, так что ремонт возможен лишь кустарный, на свой страх и риск, без гарантий. В трех случаях из четырех – это потеря времени. Села батарея – меняем. Во-вторых, датчики прописываются в систему, поэтому два комплекта колес  - не всегда удобная альтернатива. Либо каждый раз ездить к дилеру, либо самостоятельно обзавестись необходимым оборудованием. Лайфхак: если все колеса накачаны, а система намекает о недостатке давления в одной из шин – кричать о «баге» не надо. Надо запаску накачать – она тоже оснащена датчиком давления и периодически немного спускает. О чем, конечно, водителя проинформирует система. Ведь она исправна.

Давление в шинах
Источник: Ford

В старых книгах о ремонте и содержании автомобиля черным по белому написано, что водитель обязан раз в неделю проверять давление в шинах. Это нормальный и весьма актуальный и сегодня ритуал, о чем многие отчего-то забывают. А потом – обижаются, что приходится несвоевременно покупать новые покрышки и тратить семейный бюджет. Если «танец с насосом» доставляет слишком много дискомфорта, то никто не запрещает за несколько сотен рублей на китайской барахолке купить манометр и пользоваться им. Так же на многих крупных сетевых заправках есть насос, оснащенный электронным манометром – это удобно. В данном случае важен не инструмент, а результат: колеса должны быть накачаны. Это обязательный элемент не только экономии, но и безопасности дорожного движения.