Часть муниципальных зарядок для электромобилей в Москве стала платной

Во сколько обойдется зарядка электрокара на городской ЭЗС

Пока в тестовом режиме деньги будут брать на 39 дополнительно установленных пунктах. Тариф составляет 20 ₽ за 1 кВт·ч. Всего в столице работают 290 станций проекта «Энергия Москвы», а вместе с частными электрозарядными станциями (ЭЗС) их в городе около 3,5 тыс. В мэрии хотят за пять лет довести их общее число до 30 тыс. По прогнозам властей, к этому времени количество электромобилей составит 320 тыс., это примерно 7% от всего столичного автопарка. Сейчас электрокаров — около 1%.

Парковка для парковки и зарядки электромобиля
Источник: Freepik

Собранные от новых ЭЗС средства планируют пустить на дальнейшее развитие городской сети заправок и инфраструктуру для машин без выхлопа. Появление платных станций должно сделать рынок менее хаотичным, считает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков: «Установка зарядных станций — это тоже коммерческий проект, это бизнес. И если посмотреть не на сеть “Энергия Москвы”, а на частные проекты, то, конечно, электричество все продают, пытаясь отбить затраты и в целом учитывая перспективы, поскольку оно, по сути, становится заменителем жидкого топлива. Сейчас власти столицы увидели удобный момент, чтобы этот процесс привыкания постепенно начать.

Конечно, бесплатные ЭЗС это удобно и хорошо для привлечения аудитории, но рано или поздно этот момент должен был наступить, и вот он случился сейчас.

В любом случае это получается гораздо дешевле, чем заправлять автомобиль жидким топливом. Киловатт электричества обходится в 20 ₽, батарея добротного электромобиля вмещает 50 кВт·ч, то есть полная зарядка обойдется примерно в 1 тыс. руб. Понятно, есть гибриды, у которых совсем маленькая батарейка, на 20 кВт·ч, есть современные мощные электрокары. Но все равно эти суммы существенно ниже, что просят на АЗС.

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Надо понимать, что развитие сети зарядных станций в России началось несколько хаотично. На некоторых из них — у бизнес- и торговых центров — иногда действительно возникает очередь. И владельцы такого транспорта между собой полюбовно договариваются, когда освободится место. Есть и обратный пример. В некоторых районах, особенно в спальных, зарядки расположены в таких местах, где нет вообще никого и никогда. Видно, что ими давно не пользовались, наверняка в этих локациях не живут те, кто предпочитает электромобили. Поэтому здесь, наверное, ситуация такая же, как и с парковками. Власти пытаются регулировать этот вопрос и анализировать, где трафик электромобилей больше, где загруженность зарядных пунктов выше, в том числе и с помощью введения платы».

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Вновь установленные мэрией станции отличаются от прежних наличием коннектора, подходящего для новых китайских электрокаров. Большая часть городских ЭЗС производятся в России, но из зарубежных компонентов, отметил автомобильный эксперт и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: «В столице самая высокая плотность как платных, так и бесплатных электрозарядок, но их все равно, по мнению тех, кто ездит на электромобилях, не хватает. Часть станций у нас чисто номинальные: план какой-то выполнили, отчитались, но они не работают. Ставят в основном отечественные ЭЗС, у нас есть несколько крупных производителей. Некоторые компоненты для них приходят из Китая, но в основном все уже наше.

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Как правило, в России человек, который покупает электромобиль, имеет собственную станцию или на подземной парковке, в случае если он живет в современном ЖК, или на территории загородного дома. С городскими ЭЗС сложнее, потому что до сих пор нет единого приложения, которое бы показывало, какие там разъемы, какая цена и главное — свободна ли эта зарядка сейчас. Ведь только в Москве работают более трех десятков собственников, и у каждого свое приложение».

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Четверть всех электромобилей в России приходится именно на столицу. Всего же число таких машин в стране, по данным агентства «Автостат», составляет порядка 40 тыс. Средняя стоимость зарядки на коммерческих пунктах в столице составляет примерно 17 ₽ за 1 кВт·ч.

Станислав Крючков