Предлагаем вам окунуться в мир десяти самых влиятельных кузовостроителей, чьи работы стали эталонами стиля и технического мастерства.
Castagna
Carrozzeria Castagna — легендарное имя в мире довоенного итальянского кузовостроения. Эта компания не только успешно перешла от производства конных экипажей к созданию автомобильных кузовов, но и стала одним из самых уважаемых брендов того времени. История начинается в 1849 году, когда девятилетний Карло Кастанья стал учеником у мастера Паоло Майнетти. Со временем он возглавил фирму, и к началу XX века Castagna уже была на слуху у европейской аристократии. В 1913 году компания потрясла мир, представив обтекаемый Alfa Romeo 40/60HP, спроектированный графом Марко Рикотти.
Под руководством сына Карло, Эрколе, с 1914 года Castagna начала активно продвигаться на международный рынок. Компания создавала кузова для таких именитых марок, как Alfa Romeo, Lancia и Isotta Fraschini, а также работала с зарубежными брендами, включая Duesenberg. Castagna стала пионером в использовании панорамного ветрового стекла, устанавливая новые стандарты дизайна. Однако во время бомбардировок в 1942 году фабрика была разрушена. После войны сыновья Карло — Чиприано и Савино — попытались возродить бизнес, но в 1954 году компания закрылась навсегда.
Bertone
Bertone — еще одно знаковое имя в итальянском кузовостроении, которое успешно перешло от индивидуального производства к дизайн-ателье мирового уровня. Основанная в 1912 году Джованни Бертоне, компания получила первый крупный успех в 1920-х годах, создавая специальные кузова для Lancia. В 1930-х годах Bertone достигла новых высот благодаря сотрудничеству с графом Марио Ревелли ди Бомоном, создавая впечатляющие уникальные автомобили. После войны сын Джованни, Джузеппе «Нуччо» Бертоне, придал компании новое дыхание и вывел ее на международный уровень.
В начале 1950-х Bertone столкнулась с трудностями, но ситуация изменилась после получения контракта на серийное производство автомобилей на базе MG (Morris Garages) для американского дилера Стэнли «Wacky» Арнольта. В этот период главным дизайнером стал Франко Скальоне, чьи смелые концепции привели к появлению уникальных прототипов и серийных моделей. Особо стоит отметить трио автомобилей BAT на базе Alfa Romeo 1900. В 1960-х и 1970-х годах компания превратилась в консалтинговое дизайн-бюро, где блистали легенды авто дизайна Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини.
Vanvooren
Эта парижская кузовная компания создала несколько поистине захватывающих моделей. Основанная около 1888 года Арчилем Ванвуреном, фирма обрела новый импульс после 1921 года под руководством Мариуса Дасте и его партнера Гилеме. Приняв методы строительства Weymann и разработав собственные патенты, Vanvooren не боялась экспериментировать с дизайном и технологиями. В 1930-х годах фирма прославилась, создавая великолепные кузова для Bugatti Type 57, благодаря тесному сотрудничеству с дилером Домиником Ламбержаком.
Кроме того, Vanvooren работала над кузовами для Alfa Romeo 8C 2300 и стала основным поставщиком для Hispano-Suiza. Компания также долгое время сотрудничала с Rolls-Royce и Bentley, участвуя в создании прототипа Corniche в 1939 году. К сожалению, завод в Курбевуа был поврежден во время бомбардировок в 1943 году, и после войны компания пыталась продолжить работу, но ненадолго.
Ghia
До того как стать синонимом роскошных моделей Ford в 1970-х, Ghia была одной из самых смелых и динамичных кузовных фирм Турина. Основанная в 1915 году Джачинто Гиа, компания достигла довоенного пика в 1933 году после сотрудничества с графом Марио Ревелли ди Бомоном над купе Mille Miglia на базе Fiat 508. Этот автомобиль произвел фурор своим новаторским дизайном.
В 1939—1940 годах Alfa Romeo 6C 2500, спроектированные ди Бомоном и построенные Ghia, были чрезвычайно элегантны и могли бы привлечь еще больше внимания, если бы не Вторая мировая война. Завод Ghia был почти полностью разрушен, но в 1950-х и начале 1960-х компания возродилась благодаря руководству Луиджи Сегре и поддержке американских автогигантов.
Pourtout
Начав карьеру в качестве ученика седельника, Марсель Пурту освоил искусство кузовостроения, работая в различных компаниях. В 1925 году он основал собственную мастерскую в Париже. Его ранние работы были относительно обычными, пока он не начал сотрудничать с Жоржем Поленом — талантливым стоматологом и дизайнером, одержимым аэродинамикой.
Среди их самых известных совместных проектов были родстеры и купе на базе Peugeot для дилера Эмиля Дарльмата, некоторые из них участвовали в 24 часах Ле-Мана. Пурту и Полен также разработали складную жесткую крышу Eclipse и создали впечатляющий Bentley Embiricos. К сожалению, Полен был казнен нацистами в 1944 году. Пурту продолжал работать до 1954 года, после чего переключился на массовое производство кузовов для фургонов.
Saoutchik
Русский эмигрант Жак Саутчик (Яков Савчук) оставил неизгладимый след в мире кузовостроения. Получив образование краснодеревщика, Саутчик основал J Saoutchik в 1906 году, начав с индивидуального кузова для автомобиля Isotta Fraschini. Не боясь экспериментировать, он играл с пропорциями и элементами стиля, создавая невероятно низкие и удлиненные спортивные автомобили 1920-х годов.
В 1930-х его работы были предназначены исключительно для элитных шасси, таких как Rolls-Royce, Voisin и Bucciali. Возможно, самым известным его творением стал Hispano-Suiza H6C Dubonnet Xenia Streamliner с параллельно открывающимися дверями. После войны работы Саутчика стали еще более экстравагантными, но финансовые трудности привели к закрытию компании в 1955 году.
Pininfarina
Говоря о легендах, нельзя не упомянуть Pininfarina — компанию, которая продолжает влиять на автомобильный дизайн и сегодня. Основанная в 1930 году Баттистой «Пинин» Фариной после ухода из семейного предприятия Stabilimenti Farina, фирма быстро завоевала признание. Прозвище «Пинин» означает «младший» на пьемонтском диалекте, что отражает его статус младшего в семье из 11 детей.
В 1950-х годах Pininfarina стала ключевым партнером Энцо Феррари, создавая для него неповторимые модели. Этот союз укрепил репутацию обеих компаний. Фирма сочетала производство уникальных экземпляров с ограниченными сериями и постепенно перешла к консультированию по серийному производству и дизайну. Несмотря на финансовые трудности, Pininfarina продолжает создавать шедевры, такие как Rolls-Royce Hyperion и уникальные модели для частных клиентов.
Touring
Среди итальянских кузовостроителей Carrozzeria Touring выделяется особым артистизмом и инновациями. Основанная в Милане Феличе Бьянки Андерлони, фирма создала несколько знаковых автомобилей и разработала собственную методологию строительства — Superleggera, предполагающую легкий каркас с алюминиевой обшивкой. Андерлони изучал право, но страсть к автомобилям привела его в Isotta Fraschini, а затем к созданию Touring в 1926 году вместе с банкиром Гаэтано Понцони.
В 1930-х годах сотрудничество с Alfa Romeo привело к созданию икон автоспорта, таких как 8C 2900B. После войны под руководством его сына Карло компания продолжила успешную деятельность, но финансовые трудности и неудачные проекты привели к закрытию в 1967 году. Название Touring было возрождено в 2006 году и продолжает жить в новых проектах.
Figoni et Falaschi
Джозеф Фигони, один из самых изобретательных кузовостроителей своего времени, родился в Италии, но переехал во Францию в раннем возрасте. Он основал свою мастерскую в Булони в 1923 году и быстро стал известен благодаря инновационным дизайнам для марок Ballot, Bugatti и Delage. В 1935 году к нему присоединился Овидио Фаласки, так компания получила свое название Figoni et Falaschi.
Фигони стремился к обтекаемым и сложным формам, создавая революционные дизайны с обтекателями и хромированными акцентами. Его шедевром стало купе Talbot-Lago T150 C-SS «Teardrop», которое до сих пор считается одним из самых красивых автомобилей всех времен. После войны компания столкнулась с трудностями, и в 1955 году закрылась.
Zagato
Уже более века эта кузовостроительная компания сочетает инновации, стиль и спортивный дух. Основанная Уго Загато в 1920 году, она быстро завоевала репутацию благодаря отношениям с Alfa Romeo, создавая великолепные 6C и 8C в 1920—1930-х годах. Несмотря на разрушения во время войны, компания возродилась под руководством сыновей Уго — Элио и Джанни.
Zagato всегда отличалась уникальным стилем и инновационными решениями, такими как крыша «двойной пузырь». Автомобили Zagato не только выглядели необычно, но и показывали отличные результаты в автоспорте. В 1970-х компания переживала трудные времена, но внук Уго — Андреа Загато сумел вернуть ей былую славу. Сегодня Zagato продолжает создавать уникальные автомобили для самых взыскательных клиентов, оставаясь верной своим корням и традициям.
Эти десять кузовостроителей оставили неизгладимый след в истории автомобилестроения. Каждый из них привнес что-то уникальное, будь то инновационные технологии, смелый дизайн или новые стандарты роскоши. Их наследие продолжает вдохновлять современные бренды и дизайнеров, подтверждая, что истинное мастерство и страсть к автомобилям не знают времени.