Автомобильные изобретения, за которые создателям было стыдно

Они хотели, как лучше
Алексей Хорошев
Автор Авто Mail

Компания Rich’s Soft Cushion Bumper Co. из Сакраменто громко заявила о себе в конце 1960-х, предложив значительно повысить безопасность автомобиля. Идея изобретателя Джона Рича была проста, да и реализация не подкачала: устанавливать на штатные бамперы не угрожающего вида хромированные «клыки», а мягкие деформируемые виниловые емкости, наполненные водой.

Идея, кстати, поначалу пришлась по вкусу тем, кто уже замучился чинить мелкую кузовщину в больших объемах: таксопаркам и полицейскому департаменту города Сакраменто. Они закупили несколько партий и даже использовали их на практике.

Рич, вероятно, мог оправдать свою фамилию и сказочно разбогатеть: он даже представил прототипы серийных бамперов, которые могли устанавливать автопроизводители. Но те не захотели связываться с инновационным изобретением. Доводов против было несколько: в жару вода испарялась (бамперы не были герметичными, чтобы при ударе воде было куда растекаться), а в мороз — замерзала, и ее замена антифризом выглядела неэкологично даже в те времена, когда о природе мало кто заботился.

Безопасность — прежде всего

Иногда усилия повысить безопасность сводились к пустой формальности. Компания Buick приняла простое и, на первый взгляд, эффективное решение: напоминать водителю о безопасности каждый раз, когда он садится за руль. И поэтому на всех спидометрах Buick 1938 года было крупно напечатано: Safety First. То есть, безопасность должна быть на первом месте. Разумеется, этот дисклеймер работал примерно никак.

Комбинация приборов 1939 Buick Special Sport Phaeton
Источник: RM Sotheby's

Впрочем, и в наши дни мы можем найти предупреждающие наклейки в салоне машины (например, о том, что надо отключать подушку безопасности пассажира при установке детского автокресла). Но эти надписи делаются скорее не ради любимых пользователей автотранспорта, а чтобы защититься от возможных судебных исков: мы, мол, предупреждали.

Кручу-верчу, запутать хочу

Эта попытка изобрести колесо, в данном случае рулевое — яркий пример того, что лучшее — враг хорошего. Задумка автора (бывшего инженера-ракетчика) состояла в том, чтобы, уменьшив пространство, занимаемое рулем, улучшить обзорность и облегчить вход-выход из машины. Система, названная Wrist Twist Steering (управление вращением запястья) представляла два синхронных колеса-маховика. Вращать можно было как оба кольца, так и, по желанию, левый или правый. Для удобства водителя в них даже имелось специальное отверстие под большой палец (что бы произошло с этим засунутым в дырочку пальцем при мало-мальски серьезном ДТП, представлять не хочется).

Первым автомобилем, на который установили эту систему, был Mercury Park Lane. Главные достоинства нового органа управления на испытаниях подтвердились: и обзор отличный, и садиться за… этот «не-руль» легче. Но вот привыкнуть к такому манипулятору так никому и не удалось. Вдобавок, несмотря на удобные подлокотники, у водителя уставали запястья, а ощущение, что руками особо не за что держаться, добавляли дискомфорта. В общем, как нетрудно догадаться, изобретение в серию не пошло.

Улетное управление

Впрочем, попытки заменить руль на что-то еще были и позже. В 1992 году Saab создал прототип модели Drive-Bi-Wire на базе модели 9000 с джойстиком, как в кабине пилота самолета. Неудивительно, учитывая авиационную родословную компании. Управление осуществлялось не напрямую, а через посредника — его роль взял на себя компьютер, передающий сигналы на исполнительное устройство.

Плюсов было много: настраиваемая отзывчивость системы, адаптивное управление и автокоррекция траектории. Однако высокотехнологичная система была заметно дороже простой рейки, что было фатально для начала 90-х. Идею решили придержать до лучших времен… которые для Saab так и не наступили. Зато другие автопроизводители нет-нет да и пытаются заменить традиционный руль на нетрадиционные манипуляторы. Но дальше концептов, таких, как Mercedes F200 Imagination 1996 года или Hyundai Prophecy 2020 года, дело ожидаемо не идет.

Mercedes F200 Imagination 1996
Mercedes F200 Imagination 1996

Надувательство и омывательство

Автоматические омыватели лобового стекла сразу получились хорошо. Они появились в серийных машинах в 1950-е и с тех пор не претерпели принципиальных изменений: электрический насос перекачивает жидкость из резервуара на лобовое стекло. Большой прогресс по сравнению с механическими решениями, когда помпу надо было качать рукой или даже ногой. Казалось бы, достигнут конструктивный идеал. Но в 1961 году Volkswagen решил-таки удивить мир помпой, приводимой в движение не электричеством, а воздухом под давлением… из накачанной запаски. Решение не просто спорное, а откровенно дикое, и, конечно, не прижилось. Впрочем, удивляться не приходится: за время серийного выпуска «Жук» обрастал многими экстравагантными опциями. Такими, как встроенная кофеварка или штатная вазочка для цветов.

Жук с вазочкой
Жук с вазочкой