Самая распространенная схема обмана потребителя Ц это получение с помощью катализаторов из бензина АИ-92 бензина с октановым числом, близким к АИ-95. «Усовершенствованное» таким образом топливо приобретает вредные для технического состояния автомобиля свойства.
По оценкам Антифеева, компании, которые действуют подобным образом, зарабатывают на каждой тонне суррогатного топлива до 5 тыс. руб. «Потери потребителей при этом даже без подсчетов значительно больше: дорогостоящие ремонты автомобилей, материальные и моральные издержки. А также вредные выхлопы от поддельного топлива, которые кроме самих автомобилистов вдыхают и москвичи», Ц говорит замначальника департамента.
Председатель комиссии Мосгордумы по предпринимательству депутат Виктор Волков рассказал «Газете.Ru», что необходимость контроля за автозаправками назрела давно. Принятое правительством Москвы в августе этого года постановление, устанавливающее правила продажи бензина в Москве, практически никем не исполнялось, отмечает он. В соответствии с принятыми тогда правилами столичные АЗС должны были разместить на информационном стенде или на стенде у кассы автозаправочной станции информацию о происхождении и основных эксплуатационных характеристиках топлива. То есть о марке, ГОСТе, информацию об изготовителе топлива, поставщике топлива, информацию о содержании присадок или добавок (антидетонаторов, депрессорных присадок и так далее), температуре застывания (для дизельного топлива в зимний период). Однако никаких санкций за непредоставление потребителю информации о бензине в августовском постановлении не было. Как говорит депутат Волков, принятый в среду законопроект будет доработан ко второму чтению. К этому времени в нем кроме санкций за продажу некачественного топлива появятся и санкции за отказ предоставлять потребителю информацию о характеристиках топлива.
Между тем ко второму чтению столичным депутатам придется серьезно отредактировать текст поправок. В среду он вызвал целый ряд нареканий. По словам Волкова, Главное правовое управление Мосгордумы и представители столичной прокуратуры указали на несоответствие законопроекта некоторым федеральным законам.
«Закон ввергается в область Кодекса об административной ответственности, но в тексте закона этого нигде не прописано. Это и вызвало нарекания, Ц говорит Волков. Ц Кроме того, есть вопросы и у антимонопольных ведомств по поводу создания структуры, которая будет осуществлять контроль». Как уточнил депутат, это будет отдельное управление при Департаменте транспорта и связи города Москвы. В самом департаменте, правда, утверждают, что вопрос о том, кто будет контролировать АЗС, может решать «только правительство Москвы». Юрист Международной конфедерации обществ потребителей Алексей Монахов отмечает, что «штрафовать за некачественное топливо нужно, но опять же только на основании результатов авторитетной экспертизы, в противном случае можно получить возможность для коррупционной деятельности».
«Сама идея разработки и принятия такого закона кажется очень актуальной. Действительно, потребитель не может самостоятельно проверить качество топлива, которое он покупает на АЗС. Экспертизы такого рода очень дороги. А в области государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей сейчас существует некоторый вакуум, Ц говорит юрист. Ц Раньше на федеральном уровне существовал МАП; его преемник Ц Федеральная антимонопольная служба Ц не занимается защитой прав потребителей. Новая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека только приступила к работе и вряд ли в состоянии взять на себя контроль качества топлива». Автомобилистам остается надеяться на то, что столичным депутатам действительно удастся устранить все недостатки этого законопроекта, а правительству Ц заставить работать механизм контроля за качеством бензина. Мало кому хочется платить за плохой бензин, дорожающий последнее время спринтерскими темпами.