Келли Ламберт, нейробиолог из Ричмондского университета, провела тесты, чтобы определить, выполняли ли крысы задание (например, вождение автомобиля) просто за физическое вознаграждение или за эмоциональное.
В первоначальном исследовании, проведенном в университете, лабораторных крыс обучали самым элементарным навыкам, таким как садиться в автомобиль и хвататься за небольшой провод, который служил для управления. «Автомобиль» был таким же простым — он был изготовлен из пластикового контейнера для хлопьев. Эта примитивная машина со временем эволюционировала и получила рулевое управление на основе трех медных полос, которые обозначали направление влево, прямо и вправо. В качестве награды крысы получали угощение.
Катализатором для проведения нового когнитивного теста стало поведение крыс, которое напоминало нетерпение и предвкушение. В эссе, написанном для The Conversation, Ламберт пишет: «Три крысы, обученные вождению, с готовностью подбежали к краю клетки, подпрыгивая, как это делает моя собака, когда ее спрашивают, не хочет ли она прогуляться».
Для проведения испытаний крысы получили новый автомобиль: Rate Car II. Благодаря любезности кафедры робототехники университета, обновленный автомобиль, управляемый крысой, получил защищенную проводку и шины, а также эргономичные рычаги управления.
По словам Ламберт, крысы уже подтвердили идею о нейропластичности, способности мозга постоянно адаптироваться и изменяться в ответ на жизненный опыт. В конце концов, вождение автомобиля требует большей мозговой активности и сложных мыслительных процессов, чем блуждание по лабиринту.
В ходе нового теста крысам был предоставлен выбор: короткий или длинный маршрут. Крысы могли добраться до сладкого коротким путем или проделать более длинный путь на машине. К удивлению команды, две из трех крыс отправились по более длинному маршруту. В других тестах крысы запрыгивали в машину и сразу же нажимали на педаль газа.