Штрафы платить некуда

В Госдуму внесен проект закона, обязывающий ГАИ указывать на постановлении о нарушении ПДД банковские реквизиты получателя штрафа. В ГАИ уверяют, что сразу выдавать реквизиты не получится, и предлагают вернуться к варианту с изъятием прав до оплаты. Иначе в Москве так и будет оплачиваться только каждая десятая штрафная квитанция.

после введения в 2002 году нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и системы оплаты штрафов за мелкие нарушения без изъятия водительских удостоверений собираемость уменьшилась в три раза. В Москве собираемость еще хуже – по неофициальным данным, оплачивается только одна из каждых 10 квитанций. «Раньше, когда наши сотрудники забирали у водителей удостоверения и отдавали их только после уплаты штрафа, штрафные квитанции оплачивались в 98% случаев», – уверяет Кирьянов. Сейчас инспекторы имеют право задерживать права у водителя только за грубые нарушения, например езду в пьяном виде и выезд на встречную полосу. За остальные нарушения они должны составить протокол о правонарушении, и в случае, если нарушитель не собирается оспаривать взыскание, выдать постановление-квитанцию на уплату штрафа. Если водитель проигнорировал оплату и не сделал это в тридцатидневный срок, то ГАИ передает дело в суд, а после его решения к неплательщику должны прийти судебные приставы. Однако даже тот водитель, кто готов в установленный законом месяц ответить материально за свое нарушение, как и раньше, обязан после Сбербанка лично явиться в ГАИ и сообщить об уплате штрафа. Иначе его будут считать неплательщиком. Впрочем, как вариант можно отправить платежку заказным письмом. Но на это не обязательно уйдет меньше времени, чем на личное посещение ГАИ. «Водители просто игнорируют обязанность платить штрафы, – считает один из сотрудников столичного управления ГАИ. – Судебных приставов они не боятся. Все понимают, что никакой судебный исполнитель не пойдет к нарушителю из-за 50 руб. В Москве приставы занимаются совсем другими вещами – получают проценты от отсуженных сумм. Понятно, что их скорее заинтересуют 10% с тысячи долларов, а не червонец с неоплаченного штрафа», – считает источник. Но теоретическая возможность наказывать водителей за неуплату штрафа существует и у самой ГАИ. Как рассказывают сотрудники окружных отделов, в Москве ведется общая база данных по нарушителям ПДД и выданным протоколам.

Но в компьютер попадает только часть сведений о выписанных штрафах – столько, сколько успевает ввести за смену оператор. Остальные бумаги просто сваливают в архив. Но, как любят жаловаться в ГАИ, и здесь не хватает техники и рабочих рук – в электронную базу попадают 10–20% нарушителей. Поэтому случаи, когда инспектор ГИБДД, проверив документы водителя через компьютер, укоряет его в неуплате штрафа, крайне редки. Кроме просьбы заплатить, инспектор ничего сделать должнику больше на может, хотя по закону неплательщику грозит удвоение суммы штрафа и даже арест на 15 суток. Но заниматься им обязаны опять же судебные приставы, на которых у ГАИ надежды нет. В то же время в ГИБДД утверждают, что даже при наличии полной и работоспособной базы по нарушителям ПДД они никак не смогут контролировать уплату штрафов при совершении регистрационных действий с машиной, например при прохождении ежегодного техосмотра. Как заявила «Газете.Ru» Марина Васильева, это будет нарушением установленного законом порядка и даже «самопроизволом».