Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 сентября 2004 16:09, Новости

Нормальные герои всегда идут в обход

С точки зрения скорости передвижения, совершенно безразлично, на чем вы едете по мегаполису в часы пик – на стареньком «Запорожце» или новейшем «Феррари». В пробках мощность мотора на скорость не влияет. Здесь выигрывает не тот, у кого больше «дури» под капотом, а тот, кто вовремя свернет на объездную дорогу.
6 декабря
Ford Mondeo 2.0 EcoBoost 200hp AT
Авто покупался в салоне. Комплектация Titanium Black. Впечатления исключительно положительные.Д​о сих пор испытываю удовольствие от вождения, а ведь проехал на нем немало. взрывная динамика с места, оч...
4.8
6 декабря
Renault Logan 1.6 (102 л.с.) MT
Гужевая повозка
2.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Попасть из европейского или американского пункта А в пункт В с минимальными задержками и максимальным комфортом водителю помогает встроенный в автомобиль маршрутный компьютер, основа которого – система с GPS-приемником, получающим сигналы от навигационных спутников. Ее принцип действия довольно прост: спутники синхронно излучают радиосигналы, а так как скорость распространения электромагнитных волн постоянна, то по времени поступления сигнала от спутника к приемнику можно судить и о расстоянии между ними.   Соответственно, для того чтобы рассчитать координаты на плоскости, необходимо получить сигналы хотя бы от трех навигационных спутников, и знать их положение в текущий момент.   Помимо GPS-приемника автомобильный навигатор может получать информацию от колесных датчиков (это необходимо в случаях, когда связь со спутниками затруднена или невозможна, например при движении в туннелях), с бортового автомобильного компьютера – для вычисления среднего расхода топлива, скорости и, соответственно, определения времени в пути, и, конечно же, получать сообщения о дорожных пробках от специальных служб.   Однако наш человек, пусть достаточно состоятельный и прагматичный для того, чтобы воспользоваться принципом соратников Бармалея из знаменитого отечественного фильма «Айболит-66» – «нормальные герои всегда идут в обход», – покупая новый и достаточно дорогой импортный автомобиль со встроенной заводской системой навигации, пока еще лишен прелестей западной жизни.   Причина, как ни странно, не только в желании компетентных органов засекретить все и вся, в том числе и дороги. Дело в том, что для активации системы навигатору необходим диск с картой местности, по которой автомобиль будет передвигаться. Разработка и продажа карт жестко централизованы. В Европе этим занимается компания «Телеатлас», для которой российский рынок пока не интересен.
«Взломать» автомобильные навигаторы и вставить в них карту России пока, вроде бы, не удалось никому.   Конечно, рано или поздно фирменные диски с картами появятся и у нас, но произойдет это, по прогнозам специалистов, никак не раньше, чем через год. Так что сегодня при выборе «безпробочного» маршрута приходится руководствоваться другой информацией.   Устройств, как сравнительно дешевых и обиходных, так и довольно дорогих, для помощи в передвижении по Москве придумано немало. Но тут опять же возникает вопрос – откуда брать информацию о заторах. Наиболее полным и профессиональным сбором «пробочной» информации в Москве сейчас занимаются две организации: столичная ГАИ и «СМИлинк» – подразделение пейджинговой компании «Vessolink». Причем, эти организации работают в тесном взаимодействии друг с другом. В следующем году мониторинг и борьбу с пробками собираются передать в ГУП «Центр организации дорожного движения» (ГУП ЦОДД), которому городские власти поручили придумать, как организовать бесперебойное движении в городе.
Получение данных о загруженности дорог – штука довольно дорогостоящая.   По словам начальника оперативного отдела управления движением транспорта столичной ГАИ Владимира Рыкунова, только на развитие сети контроля за состоянием на улицах Москвы из бюджета города ежегодно выделяется свыше 100 млн рублей. Стоимость одной камеры слежения, без учета коммуникационных линий и вспомогательного оборудования, по его словам, составляет порядка $30 тыс. Вся информация – визуальная и с датчиков – стекается в центр управления движением в здании ГАИ на Садово-Самотечной улице, откуда «гаишники» следят за движением, а при необходимости – регулируют работу светофоров и постовых.   О масштабах затрат городских властей на борьбу с пробками можно судить по количеству оборудования: в настоящий момент ГАИ получает информацию более чем с двухсот видеокамер и трехсот датчиков движения. Силами ГАИ контролируется, в основном, центр (44 транспортных узла, 84 камеры и 184 датчика), южное направление – Варшавка и Каширка – 25 камер, юго-восток – 32 камеры и юго-запад – 15 камер. В ближайшей перспективе – северное направление: Дмитровское шоссе, Бутырская и Долгоруковская улицы. Ведутся работы на шоссе Энтузиастов и Ленинском проспекте. Кроме стационарных пунктов ГАИ, контролировать загруженность дорог планируется с аэростатов, принадлежащих ГУП ЦОДД.   Однако и ГУП ЦОДД, и ГАИ – организации государственные. В отличие от них «СМИлинк» – компания коммерческая, и именно она помимо развития сети контроля за пробками (например, 10 сентября фирма завершила монтаж датчиков движения по всей окружности МКАД) занимается продажей «пробочной» информации потребителям. Кстати, такое направление деятельности для пейджинговой компании вполне объяснимо – пейджинговая сеть позволяет передавать данные выборочно, контролировать, кому и когда было передано сообщение, и, соответственно, взимать плату. Впрочем, самому потребителю, в конечном итоге, все равно, каким образом добывается информация о пробках, для него главное – способы ее получения и достоверность.   Автомобильный радиоприемник.   Пожалуй, наиболее «повернутая на пробках» радиостанция – «Авторадио». Она единственная, чей представитель находится возле мониторов столичного ГАИ и может самостоятельно отслеживать ситуацию на дорогах. Практически, все остальные покупают информацию у компании «СМИлинк». Помимо сведений о дорожной обстановке из официальных источников некоторые радиостанции передают сообщения самих водителей. Хотя радиопередача, несомненно, самый простой и дешевый способ получения информации о загрузке дорог, назвать его совершенным довольно трудно. Во-первых, в отведенное для объявлений время просто невозможно охватить все закупоренные автомобилями места. Во-вторых, достоверность и своевременность информации сильно зависит от «человеческого фактора».
Кроме неизбежных ошибок ди-джеев, зачитывающих в запарке листочки с порой устаревшими данными, работники станций нередко сталкиваются с так называемыми «диванными информаторами». Эти люди за полчаса до поездки обзванивают все радиостанции и сообщают, что улицы, по которым им предстоит проехать, забиты машинами.   Делается это в расчете на то, что другие водители, услышав объявление по радио, выберут какой-нибудь иной маршрут. Отличить такого человека от добросовестного информатора довольно трудно. Впрочем, и в том случае, когда затруднения в движении действительно есть, оценка их параметров рядовым водителем, как правило, носит субъективный характер.   Мобильный телефон.   На сегодняшний день получить информацию о пробках посредством GPRS могут владельцы некоторых моделей телефонов, поддерживающих протокол JAVA. Загрузив в телефон приложение Roadinformer-java (около $4 за неделю функционирования) и уплатив $7 той же компании «СМИлинк» за месяц абонентского обслуживания, можно получать на экран телефона схему московских дорог, проблемные места на которой будут выделены специальным цветом. Карта Москвы переключается на режимы «Москва в пределах МКАД» и «Центр в пределах Садового кольца», каждая из схем имеет три масштаба.   В конце сентября компания МТС обещает поставить на рынок новый пакет услуг, одна из них – сообщение о пробках в виде SMS-сообщений. Стоимость услуги пока официально не называется. В личной беседе работники компании высказали предположение, что цена не превысит 15 центов за одно сообщение.   Точно назвать каналы, из которых будет поступать информация о пробках, сотрудники МТС также не смогли, ссылаясь на то, что проект находится в стадии «обкатки».   Раздобыв пока еще секретный номер, и послав на него несколько «пустых» SMS, автору удалось опробовать новую услугу на практике. Ответ на запрос пришел в течение 15–20 секунд, в текстовом сообщении указывается район, откуда было послано SMS (или тот, который интересует, но для этого вместо пустого сообщения нужно отослать сокращенное название района), время, улицы и направления, в которых зафиксированы пробки. В большинстве случаев информация соответствовала действительности и была достаточно оперативной.   Однако стопроцентно верной назвать ее нельзя – сообщение об одной из пробок «висело» еще часа полтора после того, как все рассосалось. Надо сказать, что точно такую же информацию (и с той же ошибкой) выдавала компания «СМИлинк», отчего стало понятно, кто является поставщиком данных для МТС. Ну и, конечно же, можно попытаться дозвониться до телефонных операторов (0830 – БиЛайн и МТС, 0909 – Мегафон) и узнать у «тетеньки», каких дорог следует избегать. Живое общение обойдется никак не дешевле доллара за минуту эфирного времени.   Карманный компьютер или ноутбук.   Тут есть два пути. Можно скачивать информацию непосредственно из интернета, отыскав сайты, сообщающие о пробках. Например, с www.77.ru. Впрочем, интерфейс сайта довольно неудобен – «пробочные» места выявляются лишь при сильном увеличении масштаба, и грамотно рассчитать мало-мальски протяженный маршрут непросто. Какими путями попадают данные о пробках на сайт, выяснить не удалось. Работники ГАИ уверили, что официально их организация с владельцами сайта не сотрудничает, притом что операционный зал сайта находится в здании ГАИ на Самотечной.   Второй путь – купить навигационную программу PocketGPS Pro Moscow, разработанную компанией «МакЦентр», инсталлировать в компьютер, подключить к нему GPS-приемник и приставку С 4.1, по сути пейджер, принимающий сигналы о ситуации на дорогах. Как нетрудно догадаться, и приставка и сигналы – продукт все того же «СМИлинка». Цена программы – $119, приставки – $50, плюс стоимость за обслуживание пейджинговой компанией.   Еще один способ, или, скорее, разновидность второго варианта, – купить все в комплекте под названием «Пилот Навигатор» за $999. За эти деньги автомобилист получит нечто, напоминающее настоящую автомобильную навигационную систему со всеми присущими ей преимуществами и недостатками, к которым относится: неумение вовремя предупредить о нужном повороте на площади с несколькими выездами, требования развернуться через сплошную осевую и неосведомленность системы о свежих изменениях в порядке движения. Положение усугубится некоторыми неточностями карты и меньшей, чем на Западе, разрешающей способностью прибора.     Комплект «Roadinformer».   Этот хит трехлетней давности был разработан пейджинговой компанией «Континенталь» и перекуплен впоследствии «СМИлинком». Прибор представляет собой панель с изображенными на ней основными магистралями города. Собирается устройство в Зеленограде, на автомобиль монтируется в противосолнечный козырек. Забитые пробками участки улиц подсвечиваются красными светодиодами. «Голый» комплект был найден в магазине по цене 6667 рублей, комплект с подключением и изготовлением козырька на фирме обойдется в $299, абонентская плата составляет $10,5–14 в месяц в зависимости от срока предоставления услуги. Несмотря на простоту и наглядность, прибор имеет свой минус: пробки показываются только на изображенных на панели магистралях. В целом, это прародитель варианта получения информации на дисплей телефона.     Любительские радиостанции частотой 27 мГц.   Купив за $70–120 радиостанцию и зарегистрировавшись, скажем, в «Службе спасения», можно опрашивать таких же водителей – владельцев радиостанций или диспетчера службы – о состоянии на дорогах в том или ином месте Москвы. В свое время это был наиболее эффективный и действенный способ.
Сейчас количество абонентов CB-связи резко уменьшилось, соответственно, увеличилась вероятность того, что на вопрос, например, «как дела в районе «трех вокзалов», ответить вам будет просто некому.   Среди других минусов – вечно шипящий прибор, среди плюсов – отсутствие абонентской платы и честность корреспондентов: сливать «диванную» информацию в этой среде не принято.   И все-таки главный вопрос: насколько можно доверять полученной информации? Попытка создания безошибочной системы информирования о пробках была предпринята в Париже. На автомобили устанавливались излучатели, сигналы которых улавливались и поступали в аналитический центр, строящий математическую модель загруженности дорог. Однако система получилась слишком сложной и дорогостоящей. Сейчас большинство стран для анализа потока используют радиолокационные или индукционные датчики в дорожном полотне, реагирующие на проезжающие автомобили. Информация с них (а также от служб, уполномоченных следить за дорожной ситуацией) стекается в единый центр сбора дорожной информации, где и обрабатывается должным образом.   По подобной схеме работают и столичные «антипробочные» службы, с той лишь разницей, что в Москве индукционные датчики, встраиваемые в дорожное полотно, не используют. Однако, по признанию руководителя «СМИлинка» Владимира Волкова, достоверность выдаваемой информации даже по Садовому кольцу (самому технически оборудованному участку Москвы) не удается поднять выше 92–94%. Виноваты здесь не только диспетчеры, принимающие в конечном итоге решение, какой участок следует считать проблемным, но и специфика столичного движения, и некоторые ситуации, избежать которых просто невозможно. Например, неверные сведения о заторе, полученные мной на мобильный телефон, – результат излишнего доверия оператора к одному из используемых компанией интерфейсов под названием «стандартные утренние и вечерние пробки». Неминуемые ошибки дают и используемые у нас радиолокационные датчики, которые настраиваются по центрам дорожных полос. Естественно, езда между рядами, припарковавшийся вдалеке от обочины автомобиль и объезд его другими машинами может быть воспринят электроникой неадекватно. Конечно, 10 % ошибок в наших условиях, в общем-то, результат неплохой. Тем не менее человеку, собирающемуся, скажем, в аэропорт, ориентироваться на теорию вероятности все же не стоит. Лучше выехать пораньше, так надежнее.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Новости Mail.Ru