Самые желанные «Жигули» начала 70-х сравнили с европейскими бестселлерами

«За рулем» сопоставил ВАЗ‐2103 с зарубежными ровесниками

В конце 1972 года в СССР дебютировал ВАЗ‐2103, позднее получивший прозвища «тройка» и «трешка». Самый мощный и комфортный на тот момент ВАЗ, разумеется, сразу стал престижным. А заодно укрепил и экспортные позиции «Жигулей».

ВАЗ-2103
Источник: Lada

Конечно, на Западе ВАЗ‐2103 был заметно дешевле одноклассников. Но с инженерной точки зрения интересно сравнить «тройку» с аналогами, которые дебютировали практически одновременно с нашей машиной.

ВАЗ‐2103 длиной 4116 мм имел колесную базу 2424 мм. В основе машины по-прежнему был Fiat, но по дизайну «трешка» выглядела более самобытной, чем ВАЗ‐2101 и ВАЗ‐2102. Среди ровесников‐одноклассников ВАЗ‐2103 был самым тяжелым: снаряженная масса — 1030 кг. Модель выпускали только как четырехдверный седан.

ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Мотор ВАЗ‐2103 создали на основе двигателя ВАЗ‐2101. Рабочий объем увеличили до 1,5 л (76×80 мм). Карбюраторный агрегат со степенью сжатия 8,5 развивал 75 л. с. при 5600 об/мин и был одним из самых мощных среди аналогов того же объема. Позднее делали и ВАЗ‐21033 с 69‐сильным двигателем объемом 1,3 л.

Мотор ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Audi 80 — версия хэтчбека Volkswagen Passat с кузовами двух- и четырехдверный седан. Базовый двухдверный автомобиль был немного длиннее «Жигулей» — 4200 мм, с чуть большей базой — 2470 мм, но значительно легче: снаряженная масса — 870 кг. Четырехдверный вариант весил 880 кг.

Audi 80
Источник: «За рулем»

Audi 80 в стандартной комплектации имел двигатель рабочим объемом 1,3 л (75×73,4 мм) со степенью сжатия 8,5, как у ВАЗ‐2103. Мотор развивал 65 л. с. при 5400 об/мин. Ставили также двигатели объемом 1,6 л, развивающие 75−110 л. с. Самый мощный двигатель — с системой впрыска топлива. Коробка передач на Audi стояла механическая четырехступенчатая или ­автоматическая трехступенчатая.

Audi 80
Источник: «За рулем»

Alfa Romeo Alfasud — громкая новинка и первый пятидверный хэтчбек итальянской фирмы. Позднее выпускали также трехдверные хэтчбек и универсал. Автомобиль — самый компактный среди аналогов: 3980 мм, но с колесной базой больше, чем у ВАЗ‐2103: 2455 мм. Снаряженная масса — всего 860 кг.

Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

На Alfa Romeo Alfasud ставили оппозитный двигатель объемом 1,2 л (80×59 мм) мощностью 63 л. с. при 6000 об/мин. Степень сжатия — самая высокая: 8,8. Устанавливали и двигатели объемом 1,3−1,5 л, мощностью 71−126 л. с.

Двигатель Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

Базовый Opel Kadett C, как и Audi 80, — двухдверный, длиной 4127 мм. База — всего 2395 мм. Производили также трехдверные хэтчбек Kadett City и универсал Caravan, четырехдверный седан и кабриолет Aero. Снаряженная масса базового двухдверного седана — 775 кг.

Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

Базовый Opel Kadett оснащали мотором 1.0 (72×61 мм), развивающим всего 40 л. с. при 5400 об/мин. ­Степень сжатия — 7,9. На модификации ставили двигатели 1,2−2,0 л, мощностью 52−110 л. с. Самые мощные версии оснащали системой впрыска топлива.

Двигатель Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

ВАЗ‐2103

ВАЗ‐2103, как и все «Жигули», имел классическую компоновку. Характерная черта, унаследованная от седана Fiat 124, — топливный бак в багажнике.

Как устроен ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Передняя подвеска — пружинная, на поперечных рычагах. Рулевой механизм — червяк-ролик. На всех остальных автомобилях рулевое управление — реечное.

Передняя подвеска ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Задняя подвеска — зависимая, пружинная, с реактивной штангой.

Задняя подвеска ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

На ВАЗ‐2103, как и на предшествующих моделях, стояла механическая четырехступенчатая коробка передач.

Коробка передач ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Тормозная система «Жигулей» типична для того времени: дисковые механизмы спереди, барабаны сзади. Есть вакуумный усилитель. Такие же тормоза у Audi и «Опеля».

Тормоза ВАЗ-2103
Источник: «За рулем»

Audi 80

Audi 80 — с традиционным для марки передним приводом и продольно расположенным двигателем.

Как устроена Audi 80
Источник: «За рулем»

Передняя подвеска McPherson, сзади — упругая балка и амортизаторные стойки.

Подвеска Audi 80
Источник: «За рулем»

Alfa Romeo Alfasud

Alfa Romeo Alfasud — первый в истории марки переднеприводный автомобиль. Двигатель — продольный, бензобак размещен в базе, под днищем.

Как устроен Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

Передняя подвеска — McPherson, задняя — с пружинами и упругой балкой.

Подвеска Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

Alfa Romeo Alfasud оснащали механической четырехступенчатой коробкой передач, а позднее некоторые версии — и пятиступенчатой.

Коробка передач Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

Alfa Romeo — единственная модель в нашем обзоре с дисковыми тормозами на всех колесах. Задние механизмы смещены к трансмиссии.

Тормоза Alfa Romeo Alfasud
Источник: «За рулем»

Opel Kadett

Opel Kadett, как и «Жигули», имел классическую компоновку. Но топливный бак во имя безопасности сместили вперед, к спинке заднего сиденья.

Как устроен Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

Передняя подвеска — как на «Жигулях»: пружинная, на поперечных рычагах.

Передняя подвеска Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

Задняя подвеска аналогична советской: жесткий мост, пружины, реактивная штанга.

Задняя подвеска Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

Opel Kadett имел механическую четырехступенчатую коробку. Опция на машинах с двигателем 1.2 — трехступенчатый автомат, а на самых мощных версиях — пятиступенчатая механическая.

Коробка передач Opel Kadett C
Источник: «За рулем»

Инженерный корпус

В начале 1970‐х годов ВАЗ‐2103 — не выдающийся, но вполне современный по конструкции автомобиль. Самая сильная черта — мощный двигатель. Но совсем скоро за передовыми конструкциями, которые в начале семидесятых предложили фирмы Audi и Alfa Romeo, стремительно стали подтягиваться и иные компании.

В СССР революцией стал ВАЗ‐2108. Но это случилось лишь в середине следующего десятилетия.

Сергей Канунников