В 1980-х годах во всем мире происходил ренессанс кабриолетов. Версии со съемной крышей, заводских вариантов которых в 1970-х становилось все меньше, делали на основе самых разных моделей — в том числе вполне бюджетных. Кабриолеты строили на базе Volkswagen, Opel, европейских Ford.
Тем временем в Европе дебютировала «Лада Самара», причем дебютировала вполне успешно. Советские машины неплохо покупали в странах Западной Европы. И продвинутым, опытным экспортерам в голову пришла логичная мысль: сделать на основе «Самары» ВАЗ-2108 версию с убирающимся верхом.
Первыми стали немцы. Уже в 1987 году создание открытой версии инициировала западногерманская компания Deutsche Lada. В Германии пошли самым простым и рациональным путем. Lada Samara Fun, по сути, была не кабриолетом, а ландо — открывалась лишь задняя часть крыши. В передней сделали только люк.
Такая конструкция позволяла минимально переделывать силовую структуру кузова. Сзади стояла пластиковая накладка, на которую и укладывался тент. Немецкие ландо по заказу официального дилера делала фирма Bohse.
Покупателям предлагали версии с двигателями рабочим объемом 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л, мощностью 53, 65 и 72 л.с. соответственно. Рекламировали и модификации с особо экологичными моторами по выбросам, отвечающими американским нормам. Такой вариант двигателя объемом 1,3 л развивал 60 л.с., а 1,5-литровый — 68 л.с.
По сути, этот немецкий вариант открытой «Самары» стал самым массовым. Всего изготовили 600 открытых Lada Samara Fun. В перестроечные времена такие машины самые верные поклонники советской экзотики привозили на историческую родину.
Знакомство с Наташей
Вслед за немцами за создание кабриолетов взялся один из крупнейших дилеров советских автомобилей — бельгийская фирма Scaldia-Volga. По ее заказу в 1990 году сделали полноценный по конструкции кабриолет San Remo, кузов которого спроектировал тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев. Машину показали на Брюссельском автосалоне и вскоре начали ее мелкосерийное производство.
Конструкция потребовала усиления пола кузова и его боковин в средней части, где крепились ремни безопасности. При этом масса машины выросла всего на 70 кг.
Под именем Lada Cabrio машины предлагали в нескольких западноевропейских странах. В некоторых из них на кабриолеты ставили свои оригинальные бамперы. Поэтому открытые «Самары», продаваемые на разных рынках, заметно отличались друг от друга.
В Голландии машине придумали забавное имя — Lada Natasha, которое стало широко известно во всей Европе. В рекламных проспектах других стран встречалось и написание Natacha.
Кстати, немецкие Samara Fun в Голландии продавали под именем Taiga. Стоили бельгийские кабриолеты примерно в полтора раза дороже стандартной «восьмерки». В 1990—1996 гг. построили 456 Lada Samara Cabrio, она же Natasha.
Похожий кабриолет рекламировала и немецкая фирма Bohse — та самая, что делала ландо Samara Fun. Только в отличие от бельгийской машины, у которой тент складывался за сиденьями, у немецкой он убирался в багажник. Сколько сделали таких машин, неизвестно.
География и биографии
В Чехии кабриолет по имени Bohemia создали совместно фирмы CSAO, Kral Design и мастерская Metalex, известная своими гоночными, в том числе на базе советских моделей, автомобилями.
Чешский родстер, в отличие от немецкого и голландского, имел посадочную формулу 2+2 и выглядел очень оригинально. Но в данном случае дело ограничилось постройкой двух выставочных образцов. Один из них сейчас находится в музее в Брно.
Свой вариант четырехместного кабриолета сделали и в Канаде. Там машины, кстати, не украшали обвесами, а лишь монтировали в бамперы обязательные в Канаде и США боковые фонарики.
Оригинальные версии «Самары» с мягкой крышей встречаются в Турции, Греции и даже Австралии. Задняя часть кузова греческого автомобиля по форме наиболее близка к стандартной «восьмерке», но снабжена большим спойлером, поэтому выглядит довольно тяжеловесно.
Австралийские кабриолеты, естественно, были с правым рулем, а по дизайну походили на немецкие Lada Samara Fun.
В родных стенах
ВАЗ никогда кабриолетов не производил. Спрос на подобные автомобили у нас был, понятно, минимальным и явно не окупил бы затрат на хлопоты по изготовлению открытых кузовов.
Хотя еще в 1988 году в Тольятти по эскизам дизайнера Владислава Пашко сделали «восьмерку» с кузовом тарга — со съемной средней частью крыши. Но дело ограничилось лишь опытным образцом.
Уже в 1990-е небольшие ателье, например тольятинское «Агентство Тамара Олеговна», строили единичные образцы «Самар» со съемной крышей.
Часть вернувшихся с Запада кабриолетов тюнинговали уже на исторической родине. Иногда так, что первоначального изготовителя автомобиля беглым взглядом определить практически невозможно. Часть машин получали, в частности, детали кузова от «Самары-2» и переделанные до неузнаваемости салоны.
Наиболее оригинальный родстер по имени «Амадео» сделала фирма ЛЛД, известная, в основном, тюнингом автомобилей УАЗ. В 1993 году «Ладу Амадео» показывали на выставках. Но этим дело и ограничилось.
Что касается количества кабриолетов на основе отечественной модели, то рекорд «Самары» уже вряд ли будет когда-то побит.
Сергей Канунников