10 фактов о ВАЗ-2102, о которых вы могли не знать

Заслуженный сарай Советского Союза
Александр Потапов
Автор Авто Mail
2102
Источник: Lada

В этот день, 27 апреля 1971 года, с главного конвейера Волжского автозавода сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102 с кузовом универсал. В народе «двушку» прозовут «сараем», а мы вспоминаем интересное из его биографии.

Как и ВАЗ-2101 «двойка» это лицензионная версия итальянского FIAT. Прототипом модели 2102 стал универсал FIAT 124 Familiare, конструкция которого была основательно дополнена под суровые условия эксплуатации в России.

Интересно, что в заводских документах ВАЗа «второй моделью» называли не универсал 2102, а «трешку» — улучшенный вариант «копейки». Универсал просто считали модификацией 2101.

2102
Источник: Lada

Одним из интересных технических решений ВАЗ-2102 стала система внутренних торсионов, которая удерживала заднюю дверь в поднятом положении. Никаких дополнительных амортизаторов или упоров не требовалось.

В отличии от «копейки», число главной пары на ВАЗ-2101 изменили — 4,44 против 4,3. Это обеспечило большую тягу на низких оборотах, но чуть меньшую максималку.

2102
Источник: Lada

Еще одним малозаметным, но важным изменением конструкции стали более жесткие пружины и шины, рассчитанные на большую грузоподъемность.

Базовая версия ВАЗ-2102 оснащалась 1,2-литровым бензиновым карбюраторным мотором мощностью 64 л.с. Разгон до сотни занимал 25 секунд, максимальная скорость — 135 км/ч.

Вот как новую модель представляли в журнале «За рулем» в 1972 году: «По своим качествам автомобиль с кузовом универсал наилучшим образом подходит для воскресных семейных поездок за город с надувной лодкой, подвесным мотором, водными лыжами, гамаком и даже с детской коляской. Он очень удобен для дальних отпускных путешествий, когда возникают тысячи проблем: как разместить в машине ребенка, бабушку, куда пристроить палатку, портативную газовую плитку, складные столик и стулья. Наконец, без универсала трудно владельцу садового участка, как правило, удаленного на 60−80 километров от города, или дачнику».

По деньгам «двойка» получилась дороже базового седана. Причем заметно дороже. Стать владельцем ВАЗ-2102 можно было за 7000 ₽ Это на 1500 ₽ больше цены ВАЗ-2101.

ВАЗ-21029
Источник: ВАЗ

Кроме машин с бензиновыми моторами, в Тольятти делали и ВАЗ-2102Э/2801 «Электро» — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров.

Общий тираж «двойки» в итоге составил 666 989 экземпляров.