На тренд повлияло сразу несколько факторов, отмечает гендиректор консалтинговой компании «Брокерус» Алексей Лазутин: «Конечно, влияет инвестиционная привлекательность и отсутствие альтернатив. При этом с учетом инфляции наиболее востребован как раз именно такой формат — до 5 млн руб.
После того, как валюта и рынок ценных бумаг перестали быть доступными, очень большой объем хлынул как раз в такую небольшую недвижимость, на которую раньше внимания не обращали и в принципе логично, что этот сегмент отреагировал повышением цен. Себестоимость строительства выросла вместе со стоимостью строительных материалов. Рабочая сила подорожала, так как с этого сегмента произошел естественный отток в виду привлечения достаточно большого количества людей на специальную военную операцию. Это увидели и заводы, и строители. 15−17% удорожания отмечается за последний год».
Как отмечают эксперты, примерно каждая десятая сделка рассчитана для дальнейшей перепродажи или сдачи машино-места в аренду. Особенно это распространено в премиальном сегменте, где лот дорожает на 20% за время строительства объекта. Инвестиции в парковочное место гораздо доходнее, чем в крупную недвижимость, считает партнер NF Group Андрей Соловьев: «Люди пристраивают свободные рубли, они не инвестируют их только в валюту или только в фондовый рынок или в наличное золото. Недвижимость — это часть нашей жизни, часть инвестиционного процесса. А машино-места обладают достаточно удобной формой, они не облагаются большим налогом, они не требуют больших затрат как квартира.
Инвестиции в машино-место более выгодные, чем в квартиру при сроках сдачи аренды, потому что снимать, как правило, гораздо больше желающих, чем купить машино-место. А а если их еще и ограниченное количество, например, коэффициент обеспеченности меньше 1, то есть не один к одному, предположим, одна квартира — одно машино-место, а меньше, тогда есть ажиотаж. И срок окупаемости по таким лотам гораздо короче, иногда он составляет 8−10 лет.
На моей практике мало кто перепродает машино-места. Обычно ими активно либо пользуются, либо сдают в аренду. Но если они перепродаются, то за большие деньги. Например, в центре машино-место в современных премиальных комплексах может доходить по стоимости до 10 млн руб. и даже 15 млн руб. Были места на Остоженке по $200 тыс., то есть по текущему курсу это почти уже как квартира в доме бизнес-класса, но в целом если ты купил, предположим, дорогую квартиру за 200−300 млн руб., а иногда дороже, то нужно как минимум два-три машино-места, а если их нет, то берут за любые деньги».
В январе Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий правила оформления машино-мест в собственность. Из процедуры предлагается убрать обсуждение с каждым из собственников на общем собрании жильцов.
Достаточно будет обратиться к кадастровому инженеру, заказать технический план и известить «заинтересованных лиц» о предстоящем выделении места в паркинге на сайте муниципалитета.
Елена Тюленева