Основная задача любого дорожного знака — проинформировать участника дорожного движения: о наличии впереди опасного участка, о периодичности проезда перекрестка, о разрешенной скорости, о названии населенного пункта и количестве километров до следующего и многом другом. Именно верстовые столбы, на которых было указано точное расстояние до центра Рима и стали первыми полноценными дорожными знаками. Отсюда же, к слову, и знаменитая поговорка о том, куда ведут все дороги.
Таблички с названием населенных пунктов в Римской империи тоже были, но выглядели иначе, чем сегодня: многочисленные мраморные статуи, изображающие богов, философов, поэтов, художников и политических деятелей использовались в том числе для обозначения городов и деревень, о чем недвусмысленно говорилось в надписи на постаменте.
Уже тогда строители дорог понимали, что путнику следует помочь с географической привязкой, дав четкое понимание о продолжительности предстоящего маршрута. Две тысячи лет прошло, а принцип не поменялся: стела на въезде в городок или область все еще оповещает путешественника о его месте нахождения.
Там же, в Риме, были и первые попытки регулировать хаос на дорогах: на некоторых улицах вводили одностороннее движение, а порядок пересечения перекрестков определялся специальным отрядом, прообразом современных регулировщиков и светофоров. Кстати, в центре Рима нельзя было передвигаться на колесницах в рабочее время, а иногородние и вовсе должны были оставлять свой транспорт за городом. Желаете перемещаться с комфортом, а не на своих двоих — добро пожаловать в древнеримское такси, паланкин, который несли четверо совсем не свободных тружеников.
Автомобилизация
Пока на дорогах не появились самодвижущиеся повозки, хватало и древнеримской дорожной инфраструктуры. В каждом государстве и отдельно взятых городах появлялись свои указатели, понятные только местным жителям. Никакого общего регламента и уж тем более стандартизации не придумали, каждый европеец жил и ездил по-своему.
Однако в начале XX века ситуация начала в корне меняться: соседство гужевых повозок, карет и телег с первыми машинами привел к огромному количеству происшествий, что буквально вынудило власти взяться за организацию дорожного движения. Наступила пора ограничений и правил.
В 1909 году в Париже была принята Международная конвенция относительно передвижения автомобилей, включающая в себя первые четыре дорожных знака: «неровная дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой», «опасный поворот». Это были синие или черные квадраты, на которые изображение наносилось белой краской — чтобы и ночью было заметно, а ставить их нужно было за 250 метров до причины установки. В 1926 году появились два новых знака: аналог «STOP» и «неохраняемый железнодорожный переезд».
Следующая веха — Венская конвенция 1968 года, представляющая собой международный договор о стандартизации правил дорожного движения. На той же самой конференции 8 ноября 1968 года была подписана и конвенция о дорожных знаках и сигналах, унифицирующая знаки: отныне предлагалось использовать универсальный, понятный каждому водителю из любой страны мира дорожный «алфавит».
Все знаки разделили на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, а также знаки приоритета и особых предписаний, сервиса и дополнительные информационные таблички. Любопытно, но далеко не все страны венскую конвенцию подписали, еще меньшее число — ратифицировало: США, Великобритания, Китай и Австралия, например, остались «при своих». Но Советский Союз, а позже и Россия, с предложенной структурой согласились, так что венская конвенция у нас применяется. Как и римские верстовые столбы, к слову, которые появились на отечественных почтовых трактах еще при Алексее Михайловиче Романове, прозванного в народе «Тишайшим», отце Петра Первого. Путь измерялся в верстах, равных 500 саженям или 1, 0668 километра. Первые деревянные знаки в народе именовались «столбами», а дороги, на которых они стояли, как следствие, «столбовыми». Это были прообразы современных магистралей, так что многочисленные наши трассы так же можно вполне законно именовать «столбовыми» — различных опор и конструкций, подходящих под это описание, там хватает. А уж дорожных знаков — и вовсе не счесть.