Десять лет назад мы сделали серию статей о газобаллонном оборудовании (ГБО). Сначала изложили теорию, затем прикинули выгоды для собственного парка и в итоге установили комплект на редакционный седан Nissan Almera. Попали в удачное время: из-за рухнувшего курса рубля одна поездка в Европу практически полностью окупила установку.
Что нового в газовой сфере?
В первую очередь, цены. В 2014 году поставить в Москве пропан-бутановое ГБО на машину с четырехцилиндровым двигателем и распределенным впрыском стоило 20−25 тысяч рублей. В ходу были комплекты польского и итальянского производства (Digitroniс, Lovato, OMVL), на них приходилось две трети рынка.
Сейчас разброс цен — от 35 до 45 тысяч рублей. Важно понимать: если в прежние времена за минимальную стоимость вам предлагали простой комплект, но все-таки от приличной и компетентной фирмы, то теперь это запросто может быть Китай неизвестного качества.
Как и на многие товары, львиная доля прибавки цены случилась за последние два года. В той же пропорции подорожало оборудование для многоцилиндровых моторов и под непосредственный впрыск топлива. Для них минимальная планка — около 65 и 75 тысяч рублей соответственно. Немало? Так ведь и сами машины сейчас стоят ого-го.
Метановое ГБО для легковых машин стоит еще дороже. Минимум — 100−105 тысяч рублей для четырех цилиндров. Почти втрое дороже, чем пропан-бутановое! И пускай выгода на каждые 100 км пробега на метане выходит чуть больше, срок окупаемости гораздо дольше. А заправок (АГНКС) кот наплакал. Поэтому в данном материале мы сконцентрируемся на пропан-бутане.
Какое ГБО сегодня есть на рынке?
По-прежнему можно купить комплекты от бывших лидеров российского рынка из Польши и Италии. Но они подорожали заметнее всего, вдобавок есть проблемы с поставками.
Замещает выпавший объем, как нетрудно догадаться, вездесущий Китай. Причем если в Польше и Италии велик и внутренний рынок сбыта ГБО (отсюда прогресс и компетенции), то в КНР езда на газовом топливе среди частников непопулярна. Поэтому китайская продукция — это результат копирования компонентов от известных брендов. Собственных наработок нет, хромает контроль качества, гораздо ниже уровень автоматизации производства.
Китайские производители готовы выдать комплектующие любого качества. Сколько заплатишь — на столько и получишь. Поэтому при покупке китайского ГБО не пожалейте времени на поиск и изучение отзывов: как бы не вышло себе дороже. Практикуется тот же подход, что во многих других сферах: товар из КНР продается у нас не под своим родным названием (его вообще может не быть), а под свежепридуманным, якобы российским брендом. Недобросовестным импортерам ничего не стоит менять его от партии к партии — и никакой ответственности.
К сожалению, не всё безоблачно и в отношении уже известных на рынке имен. Во‐первых, из Китая идут и откровенные подделки — в основном под популярные бренды Digitronic и STAG. Что интересно, даже до 2022 года, по некоторым оценкам, доля такого контрафакта достигала 30% и более. Обычному автомобилисту его не распознать: это же не тот товар, который видишь и изучаешь регулярно.
Во‐вторых, появились новые марки ГБО, которые пытаются конкурировать в бюджетном сегменте. Естественно, комплектующие идут с Востока.
Многие установщики признают: качество оборудования гуляет. Бывает, что вся прибывшая партия уходит в брак. Поэтому при выборе оборудования не поленитесь выяснить историю бренда. Однако всё еще возможно установить фирменное европейское ГБО: OMVL, BRC, SAVER, Landi Renzo — брендов, которые имеют широкую линейку комплектов для пропан-бутана и метана для всех типов ДВС, включая моторы с непосредственным впрыском.
Китай в зоне риска
При распределенном впрыске мотору достаточно ГБО 4‐го поколения. Тут за многие годы ничего не поменялось.
Более сложным двигателям с непосредственным впрыском требуется более навороченное оборудование поколения 4+. Вдобавок у него должна иметься прошивка под конкретный двигатель, иначе корректная работа невозможна. Сейчас такие комплекты стоят на десятки тысяч рублей больше, чем под распределенный впрыск. Соответственно, и срок окупаемости гораздо больше. Но и для этих двигателей в плане технологий за прошедшие годы всё осталось по-прежнему.
Новизна у нас — в засилье «китайцев» на рынке новых автомобилей. Для разработчиков и установщиков ГБО это потребовало дополнительных исследований. Согласно материалам компании Италгаз, большинство популярных двигателей из КНР без проблем переносят установку ГБО — даже турбо- «тройка» кроссовера Geely Coolray первого поколения (он же Belgee X50), отторгающая некоторых покупателей своим нетипичным количеством цилиндров. Подход един для любого мотора: важна грамотная настройка, иначе вместо экономии получите многотысячные проблемы.
Но есть и исключения. Двигатель 1.5 турбо концерна Chery эксперты компании переводить на пропан-бутан настоятельно не рекомендуют. По их словам, в конструкции присутствуют слабые места, которые на новом топливе быстро почувствуют себя еще хуже. Как написано в отчете экспертов, возникают проблемы с падением компрессии и прогаром клапанов, причем на весьма небольших пробегах.
Этот мотор встречается на машинах почти всех брендов концерна Chery, представленных в России. Отсюда совет: если выбираете новую китайскую машину с прицелом под установку ГБО, узнайте мнение специалистов заранее. Не стоит на радостях бежать в мастерскую, где готовы установить оборудование на любую машину.
Как регистрировать ГБО
Когда несколько лет назад крепко закрутили гайки в плане переоборудования автомобилей, спрос на ГБО существенно просел. Водителей кошмарили рейдами на дорогах, отказывали в перерегистрации. Первые сошли на нет, а вот легально поставить на учет машину с незарегистрированным «газом» в большинстве случаев невозможно. Проблема обычно решается частичным демонтажем системы перед визитом в ГИБДД.
С регистрацией изменений конструкции стало чуточку легче. Установщики предоставляют полный комплект документов на оборудование. Аккредитованная лаборатория выдает заключение на основании дистанционного осмотра — по видео. Иначе невозможно: соответствующих учреждений на огромную страну мало.
Затем предстоит визит в ГИБДД, где машину осмотрят уже воочию, дадут добро и внесут изменения в документы. Вся процедура обойдется в среднем в 4000—6000 рублей. Эту сумму следует прибавить к стоимости установки ГБО.
Процент водителей, легализующих оборудование, сильно зависит от региона — при покупке подержанного автомобиля с «газом» внимательно изучайте документы.
Как ни прискорбно, единственный полноценно отечественный элемент пропанового ГБО — баллоны. Да и тут сильную конкуренцию оказывают заводы из соседней Беларуси. Метановые в основном поставляет тот же Китай. Похвастаться локализацией в этой сфере особо нечем.
Однако возможность серьезно сэкономить на топливе у нас с вами осталась, что радует. Только к подбору оборудования теперь стоит подходить с утроенным вниманием.
Как скоро окупится ГБО
Интерес к ГБО почти во всех случаях возникает из соображений экономии. Ровно десять лет назад я рассчитывал пробег окупаемости оборудования на примере седана Nissan Almera с автоматом и внедорожника УАЗ «Патриот» с механикой. Тогда при цене литра АИ‐92 31,5 рублей и пропан-бутана 17 рублей выходило, что пропановое ГБО окупается за 18 000 и 12 000 км соответственно.
Менять модели для нового расчета не будем, важен ведь абсолютный расход топлива. Небольшой седан или кроссовер и сегодня в среднем берет около 10,5 л/100 км, а крупным моделям подавай порядка 15 л/100 км. Цифры тем более актуальны при засилье не самых экономичных китайских автомобилей.
Только цены на топливо теперь совсем другие. Стоимость литра АИ‐92 возьмем как 50,5 ₽ — причем в Москве бензин один из самых дешевых по стране. Пропан-бутан в столичном регионе стоит в среднем около 31 рубля. Но по стране он заметно дешевле (доходит до 25−26 рублей), поэтому для расчета примем стоимость литра как 28,5 ₽
Стоимость оборудования и в 2014 году, и сейчас взяли среднюю по рынку. Сэкономленная на каждые 100 км пробега сумма увеличилась. Но подорожало и ГБО, поэтому существенно вырос и пробег окупаемости. Причем одинаково для обеих машин — примерно на 20%.
И это мы еще не учли в расчете стоимость легализации оборудования: на это тратятся далеко не все автомобилисты. Тем не менее, и сегодня пропан-бутановое ГБО для простых машин с распределенным впрыском окупается за год-полтора, даже если пробеги отнюдь не таксишные.
Срок окупаемости ГБО на двух примерах (2014/2024 годы)
Компактный класс | Средний и большой класс | |
Средний расход бензина, л/100 км | 10,5 | 15,0 |
Средний расход газа, л/100 км | 12,1 | 17,3 |
Стоимость 100 км пробега на бензине, руб. | 330,8/530,3 | 472,5/757,5 |
Стоимость 100 км пробега на пропан-бутане, руб. | 205,7/344,9 | 294,1/493,1 |
Экономия на 100 км, руб. | 125,1/185,4 | 178,4/264,4 |
Стоимость ГБО с установкой, руб. | 22 500/40 000 | 21 500/39 000 |
Срок окупаемости, км | 17 986/21 575 | 12 052/14 750 |
Благодарим компанию «Италгаз» за помощь в подготовке материала.
Кирилл Милешкин