Продажи в феврале выросли на 85% в годовом выражении

Спрос на легковые автомобили в феврале активизировался: продажи превысили 100 тыс., увеличившись на 85% в годовом выражении и вернувшись к уровню лета 2023 года. Участники рынка полагают, что реализацию разогнало наличие скидок и акций при расширении предложения моделей, доступных для покупки в РФ. Также, отмечают аналитики, клиенты торопились купить машину на фоне грядущего удорожания ввоза автомобилей из стран ЕАЭС.
шоу-рум
Источник: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ

В феврале в РФ было продано 103,95 тыс. новых легковых автомобилей, подсчитал «Автостат» на основе данных АО ППК (СП «Автостата» и «Электронного паспорта»). Это на 85,1% больше, чем в феврале 2023 года, и на 29,5% выше январского результата. Продажи в январе традиционно ниже из-за длинных праздников.

По итогам двух месяцев рынок легковых автомобилей вырос на 81,7%, до 184,2 тыс. штук, следует из данных «Автостата».

Февральский результат оказался достаточно высоким для нынешнего авторынка: продажи новых автомобилей после начала кризиса постепенно прирастали в течение 2023 года, и пиком стал октябрь (112,3 тыс. автомобилей), после чего спрос начал ослабевать, показав лишь традиционный предновогодний пик в декабре (119,5 тыс. штук). Результат февраля близок к августу 2023 года, когда было продано 109,7 тыс. новых легковых автомобилей, и чуть выше результата июля (95,7 тыс.).

Лидером рынка в феврале остается Lada с долей в 28% (против более 38% годом ранее). Продажи марки выросли на 33%, до 28,7 тыс. штук. «АвтоВАЗ», используя данные от собственных дилеров, оценил реализацию чуть ниже — 27,9 тыс. (рост на 19%).

Бестселлером среди иномарок впервые стал Geely, констатирует «Автостат». Бренд нарастил продажи в 3,8 раза, до 12,3 тыс. единиц.

В топ-5 остальные места также занимают китайские марки. Так, Haval нарастил реализацию в 2,4 раза, почти до 12 тыс. машин, Chery — на 45%, до 9,9 тыс. штук, Changan — в 12,7 раза, почти до 6 тыс. автомобилей. Последний бренд показал наиболее высокий прирост за счет низкой базы. В модельном рейтинге, впрочем, лидером среди иномарок останется Haval Jolion (5 тыс. машин), а самой популярной на рынке машиной — наиболее бюджетная модель «АвтоВАЗа» Lada Granta (13,1 тыс. штук).

Максим Соколов, глава «АвтоВАЗа», 4 марта: «Мы видим очень активную экспансию китайских автомобилей. Повышение утильсбора, которое было в середине прошлого года, не охладило пыл, не охладило ситуацию».

Автомобильный аналитик Владимир Беспалов констатирует, что, исходя из емкости российского рынка, нынешние объемы продаж не такие высокие: «Это неплохой результат для февраля как не самого высокого сезона, но в целом абсолютно нормальный для восстанавливающегося рынка». При этом, отмечает аналитик, на динамику продаж могло оказать влияние то, что с 1 апреля станет дороже возить автомобили по параллельному импорту. Кроме того, заключает аналитик, есть некое затоваривание складов дилеров, а также акции и скидки, в том числе со стороны официальных дистрибуторов.

Те или иные скидки и предложения действуют по многим брендам — например, скидки за кредит, сдачу старого автомобиля в трейд-ин, а также поддержка от импортеров, подтверждает директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. «Также действуют и акции на покупку автомобиля без кредита и трейд-ина», — добавляет он, приводя в пример Tank 500. В текущих условиях есть все шансы, что рост продаж продолжится и в марте, считает Андрей Каменский, указывая на увеличение объема предложений.

Глава дилерского направления Fresh Евгений Житнухин также говорит о расширении предложения за счет новинок, приводя в пример Solaris, которые начали выпускаться на экс-заводе Hyundai в Петербурге (см. «Ъ» от 22 февраля).

Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский полагает, что на рост продаж повлияли в основном эмоциональные факторы. «Государство было трендмейкером — в начале года были анонсированы давно ожидаемые решения по ограничению офшорной таможенной очистки в странах ЕАЭС, и это дало колоссальный толчок. Еще одним фактором являются некоторые страхи людей, которые основываются на ожиданиях роста стоимости валют после мартовских выборов, хотя, объективности ради, для этого нет явных предпосылок», — поясняет он. При этом в марте продажи будут еще выше, считает господин Ольховский. Он ссылается как на традиционно более активный сезон, так и на существующие ожидания роста цен на автомобили.

Ольга Никитина