В первый день весны апологеты безопасности отмечают день рождения Бэла Барени. Нет, это не женское имя, как может показаться на первый взгляд. Венгро-австрийский инженер, родившийся 1 марта 1907 года, считается крестным отцом пассивной безопасности в современных автомобилях.
Его отец Йен был венгерским офицером, преподавателем военной академии в Позсони — бывшей столице Венгрии. Впоследствии после создания Чехословакии по итогам Первой мировой войны и Трианонского договора этот город более известен как Братислава.
После обучения в Венском колледже по специальности «механика и электротехника» он работал в автомобильных компаниях Austria-Fiat, Steyr и Adler (предшественник Audi). Затем в 1939 году Берени перешел в Daimler-Benz, где вплоть до 1972-го возглавляя отдел перспективных разработок.
На его личном счету такие изобретения, как концепция запрограммированной сминаемой зоны деформации, складная рулевая колонка, усиленная конструкция крыши и пассажирского салона. В общем все то, что сначала появилось на моделях Mercedes-Benz, а затем перекочевало на все остальные автомобили мира.
Более того, именно Берени приписывают разработку базового дизайна Volkswagen Beetle. Это было еще в 1925 году, за пять лет до того, как Фердинанд Порше заявил о создании своей версии.
Впрочем, и без славы создания «Жука» Барени стал знаменитым на весь автомобильный мир. Он был в числе номинантов звания «Автомобильный инженер века», а еще в 1994-м его имя добавили в Детройтский зал автомобильной славы.