Выгодное нарушение: в ГД предложили снизить штрафы за неоплату парковки

Сумму взыскания могут уменьшить на 50%

За оплату штрафов за неоплаченную парковку в течение 20 дней планируют давать скидку в 50%. С такой инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Сегодня размеры штрафов устанавливают региональные власти.

Платные парковки на центральных улицах столицы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

По мнению парламентариев, в условиях падения реальных доходов населения их суммы оказываются обременительными для водителей. Как будет работать новая норма и принесет ли выгоду — в материале «Известий».

Смягчение наказания

В Госдуме предложили предоставить водителям возможность оплачивать штраф за неоплаченную парковку со скидкой 50%, если нарушитель уложится в 20 дней с момента привлечения к административной ответственности. Соответствующий законопроект разработала группа депутатов. Документ внесли в парламент в понедельник, 26 февраля, он опубликован в электронной базе Госдумы.

Сегодня регионы сами устанавливают штрафы за неоплату парковки. В Москве сумма взыскания, например, составляет 5 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге правонарушение обойдется дешевле — в 3 тыс. рублей. Сейчас получить скидку в половину стоимости за данный вид штрафа нельзя. И, по мнению депутатов, подобную возможность стоит закрепить в КоАП РФ.

«Считаю, что нам на федеральном уровне нужно закрепить норму, в соответствии с которой предусматривается скидка на штраф в 50% за нарушение правил парковки», — заявил один из авторов законопроекта, глава комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Его слова приводит ТАСС.

Платные парковки на центральных улицах столицы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Новая норма, по словам парламентария, не будет касаться остановки и стоянки, эти области уже регулируются на правовом уровне. «Речь идет именно о платной парковке. Регион сам устанавливает стоимость платной парковки, минимальное и максимальное время, границы парковки и так далее», — подчеркнул Нилов.

Из пояснительной записки к документу следует, что в условиях падения реальных доходов населения административные штрафы за неоплату парковки, устанавливаемые регионами, оказываются слишком обременительными для многих водителей.

«Принятие законопроекта позволит улучшить материальное положение лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное законами субъектов РФ за неуплату размещения транспортного средства на платной городской парковке», — отмечается в пояснительной записке.

В случае принятия законопроекта будут внесены изменения не только в Кодекс административных нарушений, но и в региональное законодательство субъектов РФ.

Знакомая практика

Льготы за вовремя оплаченные штрафы давно не являются новшеством. Так, например, заплатить 50% от штрафа при внесении средств в течение 20 дней можно при нарушении правил стоянки и остановки. Однако действует эта мера лишь в случаях, прописанных в КоАП. Скидка не действует при нарушении норм, регламентированных региональным законодательством.

Платные парковки на центральных улицах столицы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Аналогичная мера распространяется на многие штрафы ГИБДД. Такая возможность появилась еще в 2016 году. Заплатить половину от суммы наказания удастся при проезде на красный сигнал светофора, непристегнутых ремнях безопасности, превышении скорости или выезде на встречную полосу, отсутствии полиса ОСАГО, разговоре водителя по телефону во время движения и в ряде других случаев.

Правда, рассчитывать на скидку гражданин сможет не всегда. Полную сумму штрафа придется заплатить за вождение в нетрезвом виде, отказ от медицинского освидетельствования, повторные нарушения из числа тех, где допускалась скидка, причинение вреда здоровью в результате ДТП и т. д.

К слову, в отдельных случаях скидку можно получить и после истечения 20-дневного срока. Но такая опция доступна лишь при несвоевременном получении постановления о штрафе. Причем копия документа должна быть направлена адресату через 20 дней после назначения административного взыскания. В этой ситуации водитель имеет право подать в ГИБДД ходатайство о восстановлении срока оплаты штрафа со скидкой. Во всех остальных случаях после истечения определенного законом дисконтного периода придется платить полную сумму.

Полезное предложение

Правовой механизм «льготной» скидки в 50% от суммы штрафа уже успешно реализуется на практике, напоминает кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Николай Дуванов. И является эффективным средством стимулирования добровольной оплаты штрафов.

Еще одним выгодным преимуществом такого подхода, если судить по опыту аналогичных скидок в других областях, становится исключение случаев формального обжалования постановлений об административных правонарушениях. Нагрузка на полицейских и судей при этом снижается, а число постановлений, направленных для принудительного исполнения, сокращается.

— В соответствии с КоАП РФ льготный порядок уплаты административного штрафа не лишает лицо, привлеченное к административной ответственности, права обжаловать вынесенное постановление и, тем самым, защитить свои права в случае незаконного привлечения к административной ответственности, — уточняет Дуванов.

Платные парковки на центральных улицах столицы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

На наполнении бюджета предложенное депутатами новшество скажется лишь положительно, предполагает эксперт. По его словам, «льготы» от государства простимулируют граждан охотнее платить штрафы, что увеличит количество исполненных постановлений. Расходы на обжалование и принудительное исполнение, между тем, уменьшатся. Юрист считает, что действие ч. 1.3 ст. 32.2. КоАП РФ, регламентирующей порядок предоставления скидок за раннюю оплату штрафов, стоит распространить и на другие административные правонарушения, в том числе связанные с оплатой парковок.

Неидеальная инициатива

Правда, долгосрочная значимость меры сегодня остается под вопросом, указывает кандидат юридических наук, доцент департамента права Института экономики, управления и права Максим Тишаков. Он полагает, что первоначально инициатива парламентариев покажет себя эффективной, однако со временем ее польза ослабнет.

— Также остро стоит вопрос о возможности злоупотребления таким механизмом со стороны нерадивых граждан, — подчеркивает эксперт.

В связи с этим, по его мнению, потребуются дополнительные ограничения в правовой плоскости. Например, считает Тишаков, можно регламентировать число раз, при которых будет действовать скидка.

— Так как целевое значение штрафа — не только наказать, но и предупредить возможные правонарушения впредь, — пояснил юрист свое предложение. Граждане, по его словам, изменения в законодательстве воспримут позитивно. Однако сокращение штрафа в два раза потенциально способно спровоцировать увеличение числа правонарушений.

С этой позицией согласен руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. Он также напоминает, что целью административного наказания является именно предотвращение правонарушений.

Паркомат
Паркомат
Паркомат
Паркомат
Паркомат

— Говоря простым языком, нарушитель должен быть наказан так, чтобы в следующий раз ему было неповадно нарушать. Введение в административную практику скидки, наоборот, будет стимулировать граждан нарушать правила дорожного движения, — считает собеседник «Известий». Он подчеркивает, что два правонарушения будут обходиться водителю по цене одного, что сделает наказание слишком мягким.

К тому же, в административном кодексе уже регламентированы случаи, которые могут послужить поводом для смягчения и даже освобождения от наказания. К ним относят тяжелые личные или семейные обстоятельства. На этом фоне законопроект о скидке в 50% при своевременной оплате штрафа видится Хаминскому избыточной мерой.

Сомнения у эксперта вызывает и заявленное парламентариями улучшение материального положения граждан. По его словам, административное наказание не имеет никакого отношения к расходной части семейного бюджета, поскольку граждане обычно не вносят штрафные платежи в свои планы. Правонарушение, связанное с неправильной парковкой, из расходов можно исключить в принципе, если соблюдать нормы закона. Всё это ставит вопрос о том, будет ли реальный эффект от новой законодательной инициативы соответствовать заявленному.

К слову, не поддержали проект закона и в правительстве. В отзыве кабмина отмечается, что целесообразность административной ответственности за неоплаченную парковку можно оценить лишь на основе анализа правоприменительной практики в регионах. А такие данные авторами законопроекта представлены не были.

Валентина Аверьянова