Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 апреля
Skoda Superb 1.8 TSI MT
жалею что купил.
2.0
27 апреля
Lada (ВАЗ) Vesta 1.6 MT 106hp
В целом впечатление о машине хорошее, до отличного не дотягивает из-за некоторых мелочей, и все они связаны с посторонними шумами в салоне автомобиля - небольшими поскрипываниями​, постукиваниями и...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
20 августа 2004 10:31, Новости

Отдых в свободном полете

На мой взгляд, люди, приехавшие отдохнуть в Крым, делятся на две категории. Первая, наиболее многочисленная – фанаты пляжа и купания, готовы ради своей страсти вытерпеть все на свете. Вторая менее экстремальна. Адовым мукам лежания под палящим солнцем эта категория людей предпочитает нормальную человеческую жизнь.
Для коренных жителей Крыма, конечно же, наиболее желанны именно те, кого интересует исключительно море. Это и понятно: экономика Крыма находится в плачевном состоянии. Большинство мало-мальски крупных предприятий, существовавших в советские времена, закрыты, основные заработки местного населения приходятся на два-три месяца курортного сезона.
Заманивание курортников в свои жилища поставлено на профессиональную основу. В большинстве случаев люди, стоящие возле объявлений о сдаче квартир и домов, – специальные агенты, располагающие целым списком адресов, так что выбрать есть из чего. Сами же объявления появляются вдоль дорог задолго до въезда на окраины прибрежных селений. Вывести среднюю цену койко-места не берусь – на нее влияет множество факторов, начиная от расстояния до моря, уровня удобств, размера вселяемой компании и заканчивая месяцем года и материальным положением самих хозяев. Разброс цен велик, но главное – приготовиться торговаться и делать это смело: предложение превышает спрос. В принципе, при большом усердии и малой привередливости, в районе Коктебеля–Судака можно найти комнату долларов за 10 в день, но, на мой взгляд, закладывая стоимость жилья в отпускной бюджет, отсчет следует начинать от цифры в $20–30 – столько стоит сносная квартира. В более дорогих и престижных местах, например в районе Ялты сумма удваивается. В любом случае имеет смысл походить по нескольким адресам – представления хозяев и курортников о том, что такое хорошо и что такое плохо, нередко расходятся. Вот о чем не стоит беспокоиться, так это о еде: с ней проблем нет. Набережные плотно застроены всевозможными кафе и ресторанчиками, пища вкусная и свежая. Разница – в цене и качестве обслуживания, причем высокие цены вовсе не означают, что вам не нахамят и не заставят полчаса ждать заказанного блюда. Впрочем, идиллическую картину житья у моря сильно портят толпы очумелых от жары людей. Толчея на набережных и городских пляжах – примерно как на улице Горького в центре Москвы. Нам, к счастью, удалось избежать участи основной массы крымских курортников: жить мы остановились у своих друзей-москвичей, купивших пару лет назад дом в поселке, расположенном в 30 км от побережья. Кстати, всем едущим в Крым на автомобиле я настоятельно советую останавливаться не у моря, а чуть подальше – снять комнату можно практически везде, а плюсы такой жизни очевидны: относительно цен побережья дешевизна жилья и еды вполне компенсирует траты на бензин до пляжа. Например, наша компания из десяти человек тратила на продукты около 100 гривен в день (средний обменный курс $1 = 5,25 гривны), а полноценный обед с вином в ресторане городка, в котором мы жили, стоил порядка 40 гривен с человека. Кроме того, такая жизнь диктует совершенно иные правила, а наличие автомобиля позволяет не только выбирать безлюдные места для купания, но и понять, что Крым – это нечто гораздо большее, чем узкая полоска камней вдоль берега. Путем проб и ошибок удалось выработать оптимальный распорядок дня. Выезд на море – в районе 5-6 часов вечера (раньше – жарко и много народу), ближе к ночи – умные карточные игры с дегустацией спиртных напитков. Любителям сухих вин рекомендую покупать местное самодельное вино – продается повсюду возле моря. Магазинное, расфасованное в картонные коробки, тоже довольно вкусное, но явно имеет искусственные добавки в своем составе. Выбор водок обширен, и тут желательно проявлять даже излишнюю разборчивость: по рассказам местных жителей, «левака» здесь предостаточно. Лучше выбирать из известных в России марок и уж точно не экономить. Сами же местные предпочитают продукцию «Союзвиктан», мотивируя свою позицию малой вероятностью нарваться на подделку. С утра, до жары – график свободный. Дети уходили в лес или лазили по горам, взрослые занимались своими делами. Помимо походов на рынок и работ по дому можно, например, заняться здоровьем: кабинет и оборудование местного частного стоматолога ничуть не уступают московским, однако цены вдвое ниже. Впрочем, у меня был свой интерес: особенности автомобильной жизни в Крыму. И вот мои наблюдения. Транспорт Такого разнообразия марок и моделей, как в Крыму, я не видел давно. Сыновьям были показаны ГАЗ-51 и горбатый «Запорожец», который, кстати, заинтересовал их гораздо больше, чем промчавшийся по шоссе красный Porsche Carrera.
Где крымские водители берут запчасти к автомобильным раритетам – непонятно, но вся древняя техника довольно шустро передвигается по дорогам. На улицах много дряхлых «рафиков», старых «Москвичей» (41-е встречаются редко), и, конечно же, «Жигулей». Эти машины очень ценятся и угонщиками, и честными гражданами Крыма. Стоимость десятилетних «Жигулей» на вторичном рынке около $3 тыс. Да, кстати, на углу набережной в Судаке – тусовочное место мотоциклистов. Помимо неплохих европейских и японских моделей я заметил два весьма тщательно собранных самодельных трицикла. Дороги Конечно, все познается в сравнении. Крымские трассы – не самые худшие, по которым мне пришлось проехать за время путешествия, однако теперь, вернувшись в Москву, назвать хорошими я их не могу. Разъезжая по Крыму и вслушиваясь в усиливающийся грохот подвески, я только и делал, что мысленно подсчитывал, во что мне обойдется обновление ходовой. Сейчас же, на московских дорогах, автомобиль чудесным образом вновь стал бесшумным. Но крымские шоссе – не главное испытание для машины. Гораздо хуже второстепеные улочки внутри небольших поселков. Попадающиеся куски дорожного покрытия были уложены еще при царе Горохе, а их ремонт заключается, в редком случае, в закидывании в дыру плюхи асфальта, в основном же это просто присыпка гравия.
Езда по этим участкам на машине моих друзей – длинной и низкой Toyota Previa – превращалась в тест на мастерство вождения. Прибавьте к этому колодцы без люков (местное население их ворует и сдает в пункты приема металлолома) и полную темноту ночью – из-за дороговизны электричества улицы уже много лет не освещаются. топливо и запчасти Тревога, вызванная видом заправок без бензина при въезде в Крым, оказалась ложной. Южнее, в Симферополе, бензин был. Через несколько дней появился он и в районе Феодосии. Впрочем, на самом деле он и не кончался, прекращение «свободной продажи», как я уже писал, было вызвано какой-то непонятной забастовкой. Да и сама забастовка носила довольно мягкий характер, от «бастующих» продавцов бензина исправно отъезжали машины с заполненными баками. Цены на бензин на всех виденных мною заправках в Крыму одинаковы: 92-й – 2,8 гривны, 95-й – 2,9. Разнообразных компаний, торгующих бензином в Крыму, как и на прочей территории Украины, очень много, из знакомых логотипов попадались сине-белые «ТНК» и неясные двойники: тот же фон, тот же шрифт, только вместо «ТНК» – «ТНН». Или другой вариант – зеленый треугольничек с расположенным снизу зелеными буквами «ЮКОН». Качество бензина – стабильное, то, что с октановым числом что-то не так, я почувствовал лишь однажды, на обратном пути, после того как перед самой границей решил избавиться от ненужных гривен и свернул на маленькую заправку. Правда, и бензин там был несколько дешевле, чем везде. Выбор масел и технических жидкостей в магазинах заметно уступает московскому. Продукция здесь главным образом отечественная, то есть украинская. Местные хозяева иномарок утверждают, что проблем с запчастями к их автомобилям нет. Магазины, торгующие деталями к западной технике, мне не попадались, зато удалось побывать на одной из «разборок» Феодосии. «Ассортимент» был представлен десятком разномастных импортных автомобилей 15–20-летнего возраста и несколькими не менее древними «Жигулями». Говорят, что «разборки» в Симферополе намного богаче. Сервис Честно говоря, для меня поездка в Крым помимо отдыха имела еще и утилитарные цели. Кузов автомобиля, покрытый многочисленными царапинами, полученными за десять лет эксплуатации, требовал покраски. Дома, в Москве, за эту работу умельцы из ближайшего гаража запросили около $600. Естественно, соблазн покрасить машину в Крыму, где, как я знал, все дешевле, был очень велик.
Однако отдать автомобиль в ремонт удалось не сразу: как выяснилось, я не один такой умный, и в первой кузовной мастерской, куда я обратился, уже стоял автомобиль с российскими номерами. Во втором гараже не подошла цена – увидев иномарку, да еще и из Москвы, маляр запросил $500. В конце концов нужное место было найдено, и через четыре дня в обмен на $300 я получил назад сверкающую лаком машину. Качество работы – вполне на уровне, придраться можно разве что к крохотному потеку лака на торце двери и одной недовыведенной вмятине. Но самое удивительное – полное отсутствие следов пыли в краске, тем более, если учесть, что сама «малярная мастерская» представляла собой угол двора с навесом. Официальных больших автосервисов здесь очень мало. В один из таких пришлось заехать для ремонта поврежденного крымскими дорогами колеса. Слесари работают быстро и грамотно, чувствуется, что люди дорожат своим рабочим местом. Прокатка диска на станке – 20 гривен, снять-поставить покрышку – еще 4. На придорожных мойках был дважды, оба раза остался недоволен качеством: в Москве моют и быстрее, и чище. Местные нравы За почти двухнедельное пребывание в Крыму я так и не стал ощущать себя «своим» на дорогах. Особенности вождения крымских аборигенов заставляют вносить коррективы в собственное поведение за рулем. Например, крутя руль на узких и крутых серпантинах горных дорог с видимостью вперед метров на 50, не следует забывать поглядывать в зеркало заднего вида. Нет никаких гарантий, что висящая на хвосте ржавая «копейка» неожиданно не кинется на обгон. А нагнав этого камикадзе где-нибудь на прямом участке,
не стоит рассчитывать, что вам самому позволят обогнать. Для многих водителей, в особенности таксистов, это страшное оскорбление, и они скорее умрут, чем сдвинут собственную машину чуть ближе к правому краю дороги. Скорости движения по трассам Крыма достаточно велики, но выезжающих со второстепенных дорог на шоссе это мало волнует: смотреть налево как-то не очень принято, а вклинившаяся в поток машина обычно сразу занимает место по центру дорожной полосы. У водителей машин, развозящих сельхозпродукцию по многочисленным придорожным рынкам, своя, особая манера парковки: сначала – остановка посреди дороги, затем – изучение обочин на предмет места для стоянки. Пользоваться световыми приборами в Крыму (как, впрочем, и везде на юге) не любят. Фары включают только в полной темноте, а о том, что их надо иногда регулировать и менять перегоревшие лампочки, местные жители, похоже, не знают. Но зато как мастерски водители умеют выбирать нужную передачу перед подъемом в гору! Нет, мне, жителю Среднерусской возвышенности, этому не научиться никогда! Общение с милицией и страховка В книжном магазине удалось купить «Кодекс Украины об административных нарушениях» в редакции начала 2004 года, да еще и на русском языке (удачей это можно считать потому, что местные жители законов своей страны не знают, и тем более ими не интересуются). Оказалось, что по законам Украины за наиболее распространенные нарушения (превышение скорости более чем на 20 км/час, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, несоблюдение требований дорожных знаков, разметки и сигналов светофора) на виновного налагается штраф в размере до одного «необлагаемого налогом минимума доходов» (ННМД). Пока он равен 17 гривнам, но говорят, его вот-вот поменяют. «Права» же изымаются в случае, если эти нарушения повлекли создание аварийной обстановки. Сюда, кстати, относится и ситуация, когда водитель не пропускает человека, переходящего дорогу по переходу, тем самым вынуждая пешехода «резко изменить скорость», попросту говоря, остановиться. Причем за этим нарушением в крымских городах следят! Еще дорожные милиционеры имеют право отобрать «корочку», если водитель не выполнил требование об остановке, покинул место ДТП, по собственной вине попал в аварию с повреждением чужого автомобиля или имущества, нарушил правила проезда железнодорожных переездов или был пьян за рулем. Все санкции налагает суд, инспектор только составляет протокол. Дело рассматривается в 15-дневный срок – либо по месту жительства, либо по месту нарушения. Контроль за уплатой штрафов очень строг.
Знакомый рассказал, как к нему, потерявшему постановление об оплате штрафа в 8,5 гривен, в один прекрасный день нагрянули судебные приставы и принялись описывать мебель. Крымчанин недоумевал, мне же мудрость украинских властей была понятна: при такой постановке дела штрафы платят все, и главное, в сознание людей внедряется мысль о том, что ответственность за нарушение правил неотвратима. Другое дело, что никто до квитанций дело не доводит – все «вопросы» решаются «на месте». Но вот что интересно: получается, что водители из других стран, и в частности из России, могут чувствовать себя на дорогах Украины абсолютно безнаказанными. «Права» инспектором не изымаются, штрафы, если и приходят, то на домашний адрес, в Россию. В компьютер, стоящий на территории паспортного контроля украинской границы, данные о нарушениях, подобно тому, как это бывает на границах европейских стран, тоже не поступают. Мои предположения подтвердил в приватной беседе один из местных автоинспекторов. По его словам, максимум, что он может сделать с российским нарушителем, – это лично сопроводить его в суд и проследить за последующей уплатой штрафа (впрочем, о такой процедуре в украинском кодексе нет ни строчки). Очевидно, именно на то, что большинству российских автопутешественников незнакомы слабые стороны местных законов, и рассчитывают многочисленные украинские «даишники», отлавливающие машины с российскими номерами на харьковско-крымской трассе.
Если вас все-таки прижали к стенке, имейте ввиду, что размер взятки автоинспектору в Крыму для местных жителей составляет 10–20 гривен, а откупиться за езду в нетрезвом состоянии стоит ненамного дешевле, чем в Москве: $100–200. Свою гражданскую ответственность местные автомобилисты страхуют. Наличие полиса проверяется при прохождении техосмотра. Но наказания за его отсутствие нет: штрафуют на 0,5–1 ННМД лишь за отсутствие талона ТО. Стоит страховка удивительно дешево, по словам одного из местных водителей, страхование собственной гражданской ответственности обходится ему немногим более $10 в год. Другой вопрос, имеет ли смысл поддаваться на уговоры страховых агентов, караулящих возле границы въезжающих на Украину российских автомобилистов? Когда я спросил у того же местного водилы, известны ли ему случаи, когда пострадавшим в ДТП выплачивалась компенсация, он посмотрел на меня с удивлением. В его широкой практике таких историй не было, а ОСАГО расценивается местными жителями исключительно как некий дополнительный налог. «Какие тут могут быть компенсации, если мы на аварии ментов по пять часов ждем!» – удивленно восклицал знакомый. В целом же, наиболее негативные ощущения от поездки в Крым были связаны, не знаю уж, со специальными или случайными отступлениями от правил и законов местными чиновниками, нашего незнания всех тонкостей и чувства полной незащищенности перед произволом. Простейший пример: вроде бы существует порядок, разрешающий въезд на Украину на автомобиле по доверенности только в том случае, если доверенность выдана родственниками первой очереди. И вроде бы существует и закон Украины, которому этот порядок противоречит. Можно ли гарантировать, что автовладелец с доверенностью от постороннего человека пересечет границу? И еще. Несмотря на то что от украинских чиновников случаются только неприятности, в их действиях прослеживается четкая субординация: всяческое начальство там боятся и уважают. Если есть возможность, вложите в пакет с документами какую-нибудь служебную бумажку, суть не важна, главное – печати и внушительный внешний вид. Если нет настоящей внушительной «ксивы», заготовьте заранее какую-нибудь многозначительную фразу. Хит этого сезона – вопрос, с которым обращался один встреченный нами московский автопутешественник к не в меру донимавшим его таможенникам и даишникам: «Так как, говорите, ваша фамилия?.. Я обязательно отражу это в своем рапорте…»
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru