Билл Гейтс, Дакар и полые диски — удивительные факты о Porsche 959

Один из самых ярких суперкаров 80-х — это энциклопедия занимательной информации на колесах
959_proto
Источник: Porsche

Композитная конструкция кузова

Для своего времени 959-й был почти космолетом. Летать он не умел, но технологии, которые использовали создатели, — это и впрямь космос. Композитные материалы в конструкции кузова, активная подвеска, турбонагнетатели, работающие по последовательному циклу, полный привод.

Если вкратце — в 80-х не было автомобиля более изощренного и хитровыдуманного с технологической точки зрения.

Суперкар выпускали на стороне

Конструкция 959-го была настолько сложной, а тираж настолько ограниченным, что в Porsche посчитали — дешевле будет отдать производство на аутсорс, чем заниматься им самим. Вот почему 959-й собирали в цехах известного кузовное ателье Baur. Знаменито оно в первую очередь необычными кабриолетами для BMW.

959_rentgen
Источник: Porsche

Самый быстрый автомобиль мира

На момент дебюта в 1986-м Porsche 959 стал самым быстрым серийным автомобилем мира. Благодаря 2,8-литровой турбошестерке и полному приводу автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 3,7 с, а потолок максималки составлял 317 км/ч. Оба достижения зафиксированы книгой рекорда Гиннесса.

Полые диски

Одним из незаметных, но важных моментов при разработке 959-й была борьба с лишним весом. В попытке сэкономить каждый грамм немецкие инженеры шли на любые возможные ухищрения. Можете себе представить — даже эстетские по дизайну колесные диски суперкара разработали с мыслями о похудении.

Дело в том, что они — колесные диски — полые внутри. Не знаю, сколько грамм удалось выиграть, но с инженерной точки зрения это чистый шедевр.

959_engine
Источник: Porsche

959-я выиграла Дакар…

Изначально Porsche 959 готовили к участию в чемпионате мира по ралли по регламенту группы B. Но как раз в 1986-м машины этой группы поставили вне закона, и немцам пришлось найти своему космолету другое применение.

Оказалось, что суперкар отлично чувствует себя в африканских пустынях. На финише ралли-рейда «Париж-Дакар-1986» парочка 959-х расположилась на первом и втором местах в абсолютном зачете.

…и Ле-Ман тоже!

Универсальный характер модели подчеркивает и тот факт, что 959-я была конкурентоспособной и на трассах кольцевых гонок. В 1987-м машина, адаптированная под гонки на выносливость — она получила индекс Porsche 961, — выиграла 24 часа в Ле-Мане в классе и была седьмой в абсолюте.

961_race
Источник: Porsche

Это был убыточный проект

Как это часто бывает, грандиозный с точки зрения инженерной мысли, дизайна и спортивных результатов проект оказался убыточным в плане финансов. Машина стоила страшных денег. В 1987-м Porsche 959 стоила минимум 431 550 дойчмарок в Германии — эквивалент $225 000. Но все равно это были минимум вдвое ниже себестоимости каждого экземпляра. Неудивительно, что общий тираж модели не превысил даже отметку в 350 автомобилей.

Среди владельцев машины немало знаменитостей

Зато среди редких счастливчиков, которые могли поставить 959-ю в свой гараж, были настоящие звезды. Среди них, например, актер Дон Джонсон (исполнитель роли детектива Нэша Бриджеса), теннисистка Мартина Навратилова, а также компьютерный магнат Билл Гейтс. Хорошая компания!

Михаил Медведев