Ретроавтомобили меняют владельцев

Самый быстрый серийный автомобиль начала XX века уйдет с молотка в США.

Речь о модели Mercedes-Simplex 60 HP 1903 года выпуска, которая принадлежала основателю британской газеты Daily Mail Альфреду Хармсворту. Машина с двигателем мощностью 60 л.с. способна разгоняться до 130 км/ч. Торги состоятся 29 февраля и 1 марта во Флориде. Организаторы аукциона заявили, что представленный лот — это один из пяти сохранившихся оригиналов. Предварительно его оценили в $10 млн.

Выставленная машина действительно может заинтересовать коллекционеров, однако у нее довольно спорный эстимейт, заметил директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрий Ломаков: "Во-первых, это древняя вещь, буквально антиквариат. Антикварные машины — это как раз экземпляры до 1917 года. Mercedes-Simplex 60 HP начали производить в 1902-м и выпускали до 1909-го.

Mercedes-Simplex 60 HP 1903
Источник: Mercedes-Benz

Это довольно лаконичная машина, тем более для того времени, когда ездили в основном каретообразные автомобили. Но самое интересное, что к ней приложил руку Вильгельм Майбах.

Кроме того, это спортивная машина, которая постоянно участвовала в гонках. Что касается цены, то надо понимать, сколько таких авто было всего выпущено и сколько осталось. Бывает, что машин произведено немного, но они почти все сохранились, и поэтому рынок ими достаточно насыщен. А бывает, что модель была массовой, но в мире всего два-три экземпляра сохранилось.

Кроме того, существуют специальные справочники, которые учитывают как аукционные цены, так и прайсы частных продавцов, то есть реально совершенных сделок. Когда резко вдруг растет стоимость лота, это, скорее всего, говорит о каких-то манипуляциях с помощью СМИ, искусственном ажиотаже. И существует же мастерство аукционеров, надо это всегда помнить".

На российском рынке машин с историей тоже можно найти необычные экземпляры. Например, на торги выставлялись единственный в СССР автомобиль Hispano-Suiza 1931 года выпуска, на котором ездил народный комиссар Вячеслав Менжинский, и отечественный ЗИЛ-111 В, который 14 апреля 1961-го вез Юрия Гагарина из аэропорта Внуково в Кремль. Предпродажная цена первой модели была чуть ниже $500 тыс., а у второй — стартовала почти от $3 млн. Правда, в обоих случаях лоты так и не нашли своих покупателей.

Отечественный рынок ретроавтомобилей не так активно развит, как за рубежом, пояснил гендиректор аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров: «Аукционного рынка винтажных автомобилей можно сказать, в России нет. У нас было всего несколько таких торгов. В других домах, может быть, наберется буквально пять-шесть аукционов за последние несколько лет, которые пробовали себя в этом направлении. Вместе с тем любители винтажных автомобилей у нас в стране, безусловно, есть, их достаточно много, и коллекции у них интересные.

Но цены на некоторые модели могут достигать нескольких миллионов долларов в зависимости от их состояния. Поэтому коллекционеры, как правило, стараются покупать редкие авто в частном порядке».

Самым дорогим в мире ушедшим с молотка автомобилем остается Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года выпуска. Аукционный дом Sotheby’s в мае 2022-го продал эту модель за рекордные $143 млн.

Владимир Расулов