«Мерседес» он и маленький «Мерседес»: топ-6 компактных Mercedes-Benz

Конечно, в представлении многих Mercedes-Benz это прежде всего большой седан или внедорожник. Такой формат моделям из Штутгарта традиционно подходит больше всего. Но часто не значит всегда. За почти 100-летнюю историю марки Mercedes-Benz удивительных малышей было немало.
1

VW Type 1

VW type 30
Источник: Stratoswift, CC BY-SA 4.0, wikimedia.org

Секундочку, что здесь вообще делает Volkswagen? Никакой ошибки. Мало кто знает, но первую опытную партию легендарного «Жука», созданного профессором Порше, построили именно в цехах Daimler-Benz.

Почему? Никакого секрета — у инженерного бюро герра Фердинанда просто не было технической возможности быстро собрать три десятка автомобилей.

2

W17

w17
Источник: Mercedes-Benz

Впрочем, в Штутгарте умели не только исполнять заказы, но и самостоятельно экспериментировать. В 30-х годах в КБ Daimler-Benz появилось сразу несколько интригующих проектов. Модели под индексами W17, W23 и W30 объединяли компактные размеры и заднее расположение мотора.

Самым радикальным из троицы был именно номер 17. Его кузов неуловимо напоминал все того же «Жука», разве что аэродинамически более совершенного. На W17 даже ставили дизельный мотор! Но только ради эксперимента.

В любом случае, проект признали слишком радикальным и отложили в долгий ящик.

3

W118

W118
Источник: Mercedes-Benz

В следующий раз о малых формах Mercedes-Benz вспомнят уже в 1950-х. Тогда трехлучевые приобрели по случаю остатки некогда могучего AutоUnion. Да, есть в истории марки и такая малоизвестная глава. Инженерам «Мерседеса» поручили построить компактную модель, которая стала бы вторым шансом для умирающего бренда DKW. Он, если что, тоже входил в AutoUnion.

Так появилась интересная парочка W 118/119. Созданный с нуля классический седан, с дизайном от молодого Поля Брака и перспективным четырехцилиндровым мотором.

Когда 118-й был почти готов, Mercedes-Benz продал все «автоюнионовское» хозяйство, включая новые наработки, фирме Volkswagen. Так проект W118/119 превратился в первый послевоенной Audi — модель 72.

4

Stadtwagen 

Stadtwagen
Источник: Mercedes-Benz

Он не кажется вам знакомым? Ну и зря. Ведь «Штадтваген», то есть в буквальном переводе «Городской автомобиль», — это укороченный вариант серийного Mercedes-Benz 190. Да, в форм-факторе хэтчбека, да, с трехдверным кузовом, да, размером с Opel Corsa. Зато крышка багажника у него от универсала в 123-м кузове.

Малышок ездил и выглядел неплохо, но в Штутгарте побоялись пускать его на рынок. В 80-х такое покупатели не поняли бы.

5

NAFA

Источник: Mercedes-Benz

Не путать с NASA! Аббревиатура этой радиальной двухдверки означает «Автомобиль для поездок на короткие расстояния». Машину создали как альтернативный способ передвижения по городу. Зачем толкаться в пробках на пятиметровом седане, когда-то же самое можно делать на машине вдвое короче?!

Кроме шуток, у Mercedes-Benz NAFA много интересных решений. Например, сдвижные боковые двери. Причем двигались они вперед, а зеркала заднего вида автоматически складывались.

Но в серию он пойти не мог. Зато дал немецким инженерам и дизайнерам пищу для размышлений накануне «Смарт» и А-класса.

6

FCC

FCC
Источник: Mercedes-Benz

Не просто компакт, а неудавшаяся попытка Mercedes-Benz срубить бабла по-легкому. Это предложение Mercedes-Benz на конкурс народного автомобиля для Китая на базе чуть доработанного А-класса. Он так и назывался FCC — Family Car China. Если в Штутгарте надеялись, что подлог не заметят, то напрасно.

Его, может быть, и не заметили бы, но тут соль в другом. Если садишься играть за стол с шулером, то проигрываешь в тот же момент. Китайцы получили проекты ведущих западных брендов — кроме Mercedes-Benz, в тендере участвовали Porsche, FIAT, General Motors, — а потом объявили, что победителя не будет.

Просто. Гениально.

Михаил Медведев